Коммуникативный тренинг «Свобода общения» (10–11 классы)
Коммуникативный тренинг
«Свобода общения»
Форма проведения: тренинговое занятие.
Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «активное» и пассивное» слушания, средствами общения и техниками эффективного общения.
2. Отработка некоторых навыков активного слушания: формулирования правильных вопросов, отработка техники вербализации – повторения, техники перефразирования, техники подчеркивания значимости.
Аудитория: учащиеся 10, 11 классов.
Оборудование: фломастеры, бумага, мяч, стулья, карточки с заданиями.
Разминка и знакомство
Имя и качество (5 минут).
Цель: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.
Давайте познакомимся. Сейчас каждый из присутствующих назовет свое имя, а после этого скажет, что в нем, в его (или в ее) личности помогает ему в общении с другими людьми и что — мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о своих собственных качествах. Например, не стоит говорить: "В общении мне мешает, когда приходится иметь дело с глупыми людьми". Лучше сказать: Мне мешает неумение так сформулировать свою мысль, чтобы меня понял любой человек, даже не слишком интеллектуальный".
Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в общении.
Основная часть (3 минуты).
Беседа: наш тренинг называется «Свобода общения».
- А как вы считаете, свободно ли вы общаетесь?
- Можете ли вы назвать себя приятным собеседником?
- Легко ли вам подойти к незнакомому человеку и завязать непринужденную беседу?
- Коммуникабельность – это свойство врожденное или приобретенное?
Для успешного общения существуют специальные приемы. Многие приемы вы используете на интуитивном уровне. Какие? (контакт в глаза, называние человека по имени, улыбка, живая мимика, открытая поза, угол наклона тела, умение сказать приятное).
Многие вещи из перечисленных не предполагают речевого сопровождения и называются невербальными средствами общения.. Улыбка, глаза в глаза и др. Чему вы больше верите, словам или невербальным способам общения? (Привести примеры: сказать «Я очень рада вас видеть» с каменным лицом/с улыбкой). Когда младенцу говорить с улыбкой и ласковой интонацией неприятные вещи, как вы думаете, как он отреагирует? А когда наоборот?
Беседа (10 минут)
Психологические сигналы при вступлении в контакт
Вербальные сигналы, располагающие к контакту: отчетливое приветствие, обращение к человеку по имени, предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту:
1. Проксемика
- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
- угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками — это провал переговоров»)
- дистанция — индивидуализированная, с учетом общих закономерностей: интимная 0-45 см, личная 45-60-120 см, социальная120-210-360 см
- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
- Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
- Асимметричная, а не симметричная
3. Мимика (улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица)
4. Взгляд (продолжительность контакта глаз 3-5 сек., частота контакта — не реже 1 раза в минуту, частота моргания — раз в 3-5 сек.)
5. Такесика — движение собеседников в пространстве
Не допускаются ритмические движения, движения большой амплитуды, резкие движения, неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения (ритуализированные прикосновения допускаются, неритуализированные прикосновения не допускаются)
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт: отчетливость речи, доброжелательная интонация, громкость голоса — средняя, высота тона — низкая, быстрота речи — умеренная.
«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи» (А. Меграбян)
Следующие упражнения помогут нам продемонстрировать разные невербальные и паралингвистические средства.
Упражнение «Передай предмет» (5 минут).
Цель: отработка невербальных средств общения (мимики, жестов).
Слова в этом упражнении использовать запрещено. Передать при помощи невербальных средств предмет по кругу: цветок, лягушку, плесневелое яблоко, привет горячую картошку, грусть, удивление, горящую петарду, изобразить суровую старушку.
Упражнение «Разговор по телефону»(5 минут).
Цель: отработка невербальных и паралингвистических средств общения.
Добровольцы должны изобразить разговор по телефону, не используя слова (можно со звуками:«Асисяй»), а остальные угадывают, что они изображают. Примеры: как мама разговаривает с ребенком, разговор с директором школы, с любимым человеком, с одноклассником, который тебя подставил
Обсуждение упражнения:
- Легко ли вам было изобразить? Какие невербальные или паралингвистические средства вы при этом использовали?
- Как вы догадались, что изображают игроки?
Игра «Охранники» (5 мин).
Цель: настрой на работу, снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения договариваться не используя речь.
Дети делятся на две команды – узников и охранников. Узники сидят по кругу на стульях. Охранники стоят за спиной узников. Узники, не используя слова, жесты и мимику, должны «договориться» между собой поменяться местами, и таким образом осуществить «побег». Охранники должны успеть остановить беглецов, положив руки им на плечи.
Обсуждение упражнения:
- Легко ли было устанавливать контакт и договариваться без помощи слов?
- Что вам помогало?
Беседа об активном слушании (3 минуты).
Сейчас мы с вами говорили о неречевых средствах общения, а теперь пару слов о речевых (вербальных) средствах.
Скажите, а отчего зависит успешность речевого общения. Что при этом нужно уметь делать? Говорить или слушать? И то и другое. Умение слушать и понимать собеседника входят в понятие «активное слушание», так же в это понятие входит и умение говорить. Как вы понимаете, что такое активное слушание, а что пассивное? Активное слушание помогает правильно выразить свою мысль, активное участие в разговоре. Поэтому, тренируя умения слышать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действия.
Методы активного слушания помогают сосредоточить внимание слушающего на партнере, «разговорить», услышать и понять его. Однако такой благоприятный результат возможен лишь в том случае, если активный слушатель не только знает соответствующие коммуникативные техники, но и правильно применяет их.
В задачу – умение разговорить входит техника формулировки вопросов - открытых и закрытых.
Техники постановки вопросов
Рассмотрим три типа вопросов и способы их формулирования.
Коммуникативные техники | Определения | Как это сделать? | |
1 | Открытые вопросы | Вопросы, предполагающие развернутый ответ | Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях? и т. п. «На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?» «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» «Какой результат был бы приемлемым длявас?» «Как мы могли бы сформулировать свою задачу?» «Что вы имеете в виду, когда говорите о...» «Если вы займете эту позицию, те какими будут ваши первые действия?» |
2 | Закрытые вопросы | Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т. п.) или ответ «да» или «нет» | Когда истекает срок сдачи работы? Сколько времени у нас осталось? Ты хочешь отказаться от игры? и т. п. |
3. | Альтернативные вопросы | Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов | Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте? |
Упражнение «Пум-пум-пум» (7 – 10минут).
Цель. предоставить подросткам возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.
Инструкция. Сейчас мы сыграем в игру «Пум-пум-пум». Пум-пум-пум — это какая-нибудь характеристика, которая у некоторых участников присутствует, а у некоторых — нет. Это обязательно будет «объективная» характеристика, настолько объективная, насколько вообще что-то может быть объективным. Для того чтобы подтвердить наличие или отсутствие этой характеристики, вовсе необязательно хорошо знать друг друга. Например, я могу загадать простой пум-пум-пум: шнурки на обуви. У Николая, Алексея, Ирины они есть, значит, у них есть пум-пум-пум. У Ивана, Валерия и Анны их нет, значит, у них нет пум-пум-пума. И согласитесь, что этот пум-пум-пум достаточно «объективный». Любой случайно вошедший в комнату человек подтвердит, что у кого-то есть шнурки, а у кого-то их нет. Таким же «объективным» будет и тот пум-пум-пум, который я сейчас загадаю, но, конечно, это будут не шнурки.
Задавайте мне открытые вопросы. Я буду давать честные ответы. По моим ответам нужно будет догадаться, что это за пум-пум-пум. Ваши вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум-пум-пум? Для чего он нужен? Каким образом он появляется у человека?» и др. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?» Этот вопрос был бы самым информативным, конечно, но мы потренируемся задавать сейчас и другие открытые вопросы. Каждый получит возможность задать вопрос, мы будем двигаться по часовой стрелке. Первым задает вопрос Алексей, потом Саша и т. д. Если кто-то почувствует, что пока не может сформулировать подходящего вопроса, он пропускает свою очередь.
Вначале загадать «легкий» пум-пум-пум, некий внешний признак, который сразу бросается в глаза — например, пум-пум-пумом могут быть темные волосы, короткие шорты. Каждому участнику сообщить, есть у него пум-пум-пум или нет. Затем задается пум-пум-пум потруднее, например, улыбка в тот момент, когда педагог сообщает человеку, есть у него пум-пум-пум или нет. В улыбке уже есть некоторые градации. Если человек лишь слегка улыбается, можно сказать: «У тебя есть пум-пум-пум, но очень небольшой». Кроме того, этот пум-пум-пум очень изменчив». Если участники затрудняются, можно дать им подсказку. «А вот сейчас ситуация изменилась. Теперь пум-пум-пум есть у всех» или «Сейчас пум-пум-пум есть у всех» (если все одновременно улыбнулись чему-то).
Обсуждение упражнения:
- Каковы преимущества открытых вопросов?
Вывод: ответ на открытый вопрос часто помогает увидеть совершенно иные перспективы в попытках понять, что имеет в виду партнер.
Беседа (5 минут)
Техники, способствующие пониманию партнера
- Вербализация (проговаривание, повторение) — мы дословно повторяем высказывание партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял Вас...», «По Вашему мнению...», «Ты считаешь...» и т. п.
- Вербализация (перефразирование) — мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Другими словами, ты считаешь, что...» и др.
Вербализация (интерпретация и развитие идеи) — мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера ила выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...»
Упражнение «Детектив» (7 – 10минут)
Цель: отработка навыков техники вербализации – повторения, т.е. умения дословно повторять сказанное партнером.
Инструкция. В задачу – умение слышать и понимать входят коммуникативные техники вербализации. Рассмотрим технику повторения – дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнёром с помощью игры. Предлагаю всем сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю этот мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д. Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяем то, что сказал предыдущий «автор». Есть ли какие-нибудь вопросы?.. Начинаем...
Обсуждение упражнения:
- Что было труднее — сочинять свою фразу или повторять чужую?
Вывод: если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное партнером. Однако повторению можно научиться.
Броуновское движение (3 минуты).
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, распределение участников в 4 команды.
Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и образовывать команды по сигналу психолога: «В команду по 3, по 4, по 5 человек становись!».
Эксперимент с техникой перефразирования (10- 15 минут).
Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами, развитие взаимодействия участников тренинга между собой.
Инструкция: вы объединились в четыре команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собою», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п. Нужно будет записать текст, перефразирующий выбранную строфу, и затем прочитать его вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Привести пример: Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере перемещения пешком: «Скоро, ох скоро, жердочка оборвется, и аз немедленно будет повержен».
На эту работу дается 7 минут. Начинаем... Задания командам: Наша Таня громко плачет, Зайку бросила хозяйка, Мишка косолапый, Уронили Мишку на пол.
Обсуждение упражнения:
- Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста?
Вывод: в русском языке все можно передать своими словами. При этом можно изменить первоначальный текст до неузнаваемости. Поэтому может быть, лучше передавать суть сказанного партнером его, а не своими словами?
Упражнение «Благодарность» (5 минут).
Цель: отработка техник подчеркивания значимости.
Дополнительные цели психолога: передача каждому участнику важного послания о том, что к нему относятся уважительно и его вклад оценивают по достоинству.
Инструкция. Сейчас каждый из нас сможет поблагодарить тех участников, чья работа сегодня была для них значимой. Предлагаю формулировать это так: «Я благодарен тебе, Женя, за то, как мастерски ты сегодня формулировал открытые вопросы» или «Я благодарна тебе, Анна, за то, что ты показала нам новые возможности интерпретации». Получивший такую благодарность вовсе необязательно должен отвечать встречной благодарностью. Всем ли понятна инструкция?.. Итак, мы начинаем...
В этом упражнении важно, чтобы участники могли сосредоточиться на действительном позитивном вкладе других. Упражнение показывает также, насколько это важно — быть конкретным, ссылаться на реальные факты и события, чтобы тебе поверили и приняли твое «подчеркивание значимости».
Вывод: для того, чтобы подчеркнуть значимость человека, можно поблагодарить его за что-то конкретное. Для этого необходимо помнить, что он сделал, и каково значение этих действий.
Завершение занятия (5 минут).
Мысленно пройдите события этого часа тренинга и скажите, чем были для каждого этот час — что это был за опыт.
Психолог должен поблагодарить группу за работу, совместное творчество, за новые уроки и те открытия, которые он сделал для себя в процессе работы с нею.