Компетентностный потенциал образования средствами индивидуальных образовательных маршрутов
Компетентностный потенциал образования средствами индивидуальных образовательных маршрутов
Зубенко Светлана Витальевна
учитель русского языка
МБОУ «ШКОЛА № 7 ГОРОДА
ЯСИНОВАТАЯ»
Коренные изменения в обществе, развитие науки, техники и производства, увеличение объемов информации потребует новой философии воспитания подрастающего поколения. Поэтому приоритетами государственной политики развития образования «есть личностная ориентация, формирование национальных общечеловеческих ценностей, создание условий для формирования жизненных компетентностей школьников».
Задачей современной школы является воспитание личности, обладающей не только знаниями, высокими моральными качествами, но и умением действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя знания, беря на себя ответственность за свою деятельность. Задачи, стоящие перед образовательными учреждениями по их ответственности перед воспитанниками, фиксируются вокруг проблем развития жизненной компетентности молодого человека. Компетентностный подход является базовым в реформировании образования в странах ЕС и стержневым в ДНР. Компетентностно направленное образование предусматривает внесение существенных изменений в модель обучения. Компетентностный подход должен преодолеть пропасть между образованием и требованиями жизни. Образовательный процесс должен ориентировать ученика, в первую очередь, не на прочное закрепление актуальных моделей поведения, заучивание представлений о них, а на получение навыков самостоятельного познания личностью себя, своей жизни, своего общества и возможностей сознательно и творчески решать разнообразные жизненные проблемы, находить оптимальное решение сложных жизненных ситуаций. Итак, образование должно готовить к социальным и существенным изменениям, учить личность понимать их, использовать, инициировать.
Проблемами компетентностного подхода в современном образовании занимаются известные российские педагоги В.В.Краевский, А.В.Хуторской, исследователи С.Шитов, В.Кальней. Изучению вопросов становления жизнестойкости и жизнеспособности человека уделяют внимание украинские ученые И.Г.Ермаков, Д.О.Пузиков. Исследуют вопросы, связанные с формированием жизненных компетентностей личности, компетентностного подхода к формированию содержания среднего образования, педагоги О.В.Овчарук, О.И.Пометун, О.И.Локшина, И.В.Родыгина., Н. В. Бухлова. Составляющие реализации компетентностного подхода в образовательном процессе изучают О.Я.Савченко, Н.М.Бибик, С.Е.Трубачева, Л.И.Паращенко.
Анализируя различные подходы исследователей к понятию компетентности, для учителя - предметника наиболее подходящим может быть определение, которое трактует «компетентность» как педагогическую категорию, которая обозначает общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретенных благодаря обучению. Компетентность не сводится только к знаниям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности. Основными группами компетентностей, которые определяют образовательные документы, являются:
- социальные, связанные с готовностью брать на себя ответственность, быть активным при принятии решений в общественной жизни;
- поликультурные - касаются понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языку, религии, культуре и т.д.;
- коммуникативные - предусматривают освоение важного в работе и общественной жизни устного и письменного общения, овладение несколькими языками;
- информационные, обусловленные ростом роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умениями приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию;
- саморазвития и самообразования, связанные с необходимостью и готовностью постоянно учиться как в профессиональном отношении, так и в личной и общественной жизни;
- компетентностные, реализуемые в стремлении и способности к рациональной продуктивной, творческой деятельности.
Компетентности являются интегрированным результатом учебной деятельности учащихся и формируются на основе овладения общим средним образованием.
Формирование жизненных компетентностей может быть реализовано через творчество учителя, педагогические технологии, методы интерактивного обучения, методы обучения, которое развивает. На практике система работы педагога по формированию жизненных компетентностей реализуется в проектных технологиях, использовании интерактивных методов, приемов и средств, развивающих методов работы с учащимися, а также через индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).
Современная образовательная парадигма заключается в том, что она должна стать индивидуализированной, функциональной и эффективной, поэтому особую остроту приобретает проблема индивидуализации образовательного процесса, одним из способов реализации которой является разработка и внедрение индивидуальных образовательных программ (ИОП) и индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Именно через разработку и внедрение ИОП и ИОМ создаются условия для индивидуального обучения. Необходимость построения ИОП определяется следующими факторами:
- увеличивается количество учеников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут учиться по обычной классно-урочной системе;
- часть учеников не может в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, жизненных обстоятельств в семье, профессиональной подготовки;
- определенная часть учащихся не может массово получать образование из-за коммуникативных трудностей, в том числе неумения или стойкого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.
Итак, любое учебное заведение, обеспечивающее среднее образование, имеет право на ИОП для любого своего ученика.
Индивидуальный образовательный маршрут - это порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении, предназначенный для обучения одного конкретного ученика, направленный на развитие его индивидуальных способностей.
Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
-возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Структура проектирования ИОМ включает следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки);
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
- выбор вариантов реализации поставленной цели;
- конкретизация маршрутного листа.
Эффективность разработки ИОМ зависит от ряда условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и важности ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации;
- осуществление психолого - педагогического сопровождения;
- активное привлечение учащихся в деятельность по созданию ИОМ;
- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию. Во время этих занятий уместно довести до учащихся следующую информацию:
- допустимые нормы учебной нагрузки;
-учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонента;
- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору);
- варианты расчета учебной нагрузки;
- правила заполнения бланка;
- возможности и правила внесения изменений в ИОМ.
Выбор учениками курсов может осуществляться в трех плоскостях:
1. Осознание дальнейшего пути получения образования (кем быть? Каким быть? Что изучать? Как? Где? Зачем?);
2. Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);
3. Повышение функциональной грамотности в той или иной сфере.
Индивидуальный образовательный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик имеет право самостоятельно указать набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных), которые интересуют его, тех, что предлагаются школой. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный образовательный план, практически свою индивидуальную образовательную программу на ИОМ.
ИОМ поможет ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Методика построения ИОМ почти не разработана. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности множество различных интересных задач, стоящих методик. Но, как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно достичь только имея целостную систему, или ИОМ.
Какова же методика построения ИОМ?
Педагог, составляет ИВС для того или иного ребенка, в первую очередь должен опираться на содержание базовой программы по своему предмету, только после этого можно начинать разработку ИВС.
Учитель, разрабатывающий ИОМ, должен действовать примерно по такой схеме:
1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
2. Обозначить долговременные и краткосрочные цели и пути их достижения;
3. Определить время, которое должен потратить ученик на усвоение стандартной и специальной программы;
4.Предусмотреть участие родителей;
5. Определить способы оценки успехов ученика.
На современном этапе с учетом возможностей школы, уровня учебной деятельности, физического здоровья учащихся в рамках базовой программы можно предусмотреть несколько ИОМ разных направлений. Но наиболее целесообразными, по нашему мнению, являются три типа ИОМ:
I - ИОМ для учащихся с высоким уровнем обученности, которые имеют интерес к определенным предметам («стандарт +»).
II - ИОМ для учащихся, нуждающихся в коррекции знаний («стандарт -»).
III - ИОМ для одаренных учеников, для которых предусматривается отдельная ИОП.
Работа над ИОМ начинается с составления индивидуального учебного плана, в котором отмечается количество часов, выделяемых ученику для прохождения ИОМ по выбранному профилю или допрофилю. В ИОМ указываются дни недели, в которые ученик овладевает теми или иными курсами по выбору, количество часов, отводимое на прохождение этих курсов; предметы и курсы, которые ученик выбрал дополнительно, и самостоятельная работа.
Средством реализации ИОМ является технологическая карта, которая состоит из следующих граф: тема материала, который изучается; срок; результаты работы, которая планируется; задачи (обязательные и по выбору учащегося); упражнения для самооценки и самоконтроля; источники информации и задач; время еженедельных индивидуальных консультаций; график и формы контроля.
В условиях классно-урочной системы большая часть работы по ИОМ предполагает самообразовательную деятельность, поэтому создается учебный контракт программы самообразовательной деятельности ученика, работающего по ИОМ. Этот контракт состоит из следующих разделов: название изучаемых тематических блоков (тем); перечень знаний и умений, которыми должен овладеть ученик, изучая данный блок; виды работ; форма контроля; творческая научно-исследовательская работа; дополнительная литература и Интернет - ресурсы, самооценка и оценка ученика.
Для внедрения в учебный процесс работы по ИОМ администрацией школы было разработано «Положение об индивидуальном образовательном маршруте в МОУ «Школа №7 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»», в котором четко указывается перечень документов, необходимых для функционирования данной инновации в учебном заведении, принципы организации учебно-воспитательного процесса ученика, обучающегося по ИОМ, права, обязанности и ответственность сторон участников процесса. В том числе оговаривается, что часы на проведение ИОМ берутся из вариативной составляющей Рабочего учебного плана, в частности с часов дополнительных индивидуальных и групповых занятий. Данное распределение часов утверждается в Рабочем учебном плане школы и согласовывается на заседании педагогического совета учебного заведения.
Чаще всего по ИОМ работают ученики, имеющие высокий уровень знаний и охвачены дополнительным образованием вне школы. Во избежание перегрузки этих учеников целесообразно учитывать внешкольное нагрузки. Если ученик посещает спортивную секцию, то вместо 3 часов физкультуры посещает два, а час идет на ИОМ. С этой целью издается приказ по школе на основании справки из внешкольного учебного заведения и согласовывается с родителями и учеником.
На данный момент в учебном заведении разработаны и внедряются индивидуальные образовательные маршруты по русскому языку, литературе, алгебре.
В условиях информационного общества возникает потребность в личности, которая активно использует язык как средство общения и самовыражения, свободно выражает свои мысли, в устной и письменной форме осуществляет речевую деятельность. Учитель должен не только научить детей освоить основные разделы языкознания, но и переводить разнообразную динамическую информацию в форму собственной деятельности, создать такие условия, при которых учащиеся смогут активно владеть языком как средством общения и самовыражения.
Речь человека - один из важнейших показателей уровня его общей культуры. Школа ставит перед собой задачу подготовить грамотных учеников, выработать у них навыки пользования устной и письменным речью в той мере, в какой это будет необходимо для активной производственной и общественной деятельности.
Итак, развитие коммуникативных способностей учащихся является одной из первоочередных задач учителя - предметника. Важно научить учащихся:
• общаться устно;
• выражать свое мнение, аргументировано доказывать его,
• готовить и выступать с докладом, рефератом;
• толерантно вести диалог, дискуссию;
• умению общаться письменно;
• вести деловую документацию;
• переводить тексты разных стилей и тому подобное.
Развитию этих умений и навыков способствует организация ИОМ. Именно ИОМ дает возможность учителю заинтересовать учеников, пробуждать в них интерес и мотивацию к обучению, побуждать к самостоятельному мышлению, корректировать их деятельность.
На занятиях по ИОМ ученики не только воспринимают материал, но и являются его активными участниками, превращаясь из активного объекта, в активный субъект учебной деятельности. Во время занятий используются различные формы и методы работы:
- Игра
- Беседа
- Экскурсия
- Бенефис
- Наблюдение
- Практическое занятие
- Размышление
- Тренинг
- Творческая мастерская
- Творческий отчет
- Мозговой штурм
- Погружение
- Проект
- Презентация
Это дает возможность развивать не только коммуникативную компетентность, но и поликультурную, социальную, информационную. Ведь ученики во время занятий работают с различными источниками информации, синтезируют и анализируют материал, учатся структурно его подавать, учатся критически мыслить, выражать и отстаивать собственную точку зрения. Групповая работа формирует способность и потребности учащихся к деловому общению друг с другом, с учителем. Во время дискуссии возникает интерес поиска истины, что требует использования источников, содержащих дискуссионные положения и соответственно возбуждают интерес к познавательной деятельности.
В ходе выполнения проекта, подготовки презентации дети учатся фантазировать, проявлять творческие способности, а при проведении семинарских занятий, конференций выступают с докладами, учатся оппонировать, рецензировать, дискутировать.
На занятиях дети учатся нормам речевого этикета, выражают свои мысли, начиная словами: «Я считаю ...», «Я думаю ...», «Я хочу дополнить ...» и т.д. Занятия по ИОМ предоставляют возможность психологической поддержки каждого ученика, создание «ситуации успеха», чтобы ребенок чувствовал себя личностью, которую воспринимают, понимают и слушают. Особое внимание уделяется формированию у школьников представлений об основных качествах устной речи как составляющей части коммуникативной компетентности: тон, сила голоса, скорость речи и тому подобное.
Таким образом, можно считать, что именно использование ИОП и ИОМ в работе школы дает возможность раскрыть умственный, творческий потенциал каждого ученика, а следовательно способствует развитию основных жизненных и предметных компетентностей, готовит учащихся к жизни в социуме.
Список используемой литературы
1. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков В.В.//Педагогика. – 2003.
– №10.
2. Галацкова И.А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов
учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды. Автореферат. Ульяновск 2010. 29с.
3. Гущина Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство
сопровождения развития субъективности обучающихся. Воспитание школьников. 2011. №9.С.32-38.
4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов,
О.В. Соколова – М.: АПК и ПРО, 2003. –
5.Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. — Самара, 2001.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 23 апреля.
7. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования — образование в
мире. —2005, № 4. — С. 41-43.