Индивидуальный образовательный маршрут
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «________________________________»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
1. Общие сведения о ребенке:
Фамилия, имя: ______________________________________________________________________
Год рождения: _____________________________(2015)
Группа пребывания ребенка в ДОУ: общеразвивающая группа №_______________
2. Куратор: _______________________________________________________________, заместитель заведующего
3. Рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от «____» _______________2019 № _____________
3.1. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи).
3.2. Форма обучения: очная
3.3. Режим обучения: полный день
4. Сроки реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 год
5. Направления работы: коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, коррекционная работа над слоговой структурой слова, расширение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма; профилактика вторичных психо-речевых нарушений, развитие языковых средств по самостоятельному и адекватному оформлению связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.
6. Ответственные:___________________- учитель-логопед; ____________________________-педагог-психолог; ________________________, _____________________________- воспитатели; ________________________- муз. руководитель; __________________-инструктор по ФИЗО.
С индивидуальным образовательным маршрутом психолого-педагогического сопровождения моего ребенка ознакомлен и согласен принимать необходимое участие в его реализации
/ФИО родителя (законного представителя)/ Дата
Индивидуальный график
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Фамилия, имя: _______________________________________________________________
Группа № ____________________________________________________________________
день недели | учитель- логопед | педагог-психолог | инструктор по ФИЗО | воспитатель | музыкальный руководитель |
понедель- ник | | 15.30-15.50 | 9.00-9.20 | 09.25-09.45 | |
вторник | 09.20-09.40 | | | | |
среда | | | | | |
четверг | 09.50-10.10 | 15.30-15.50 | 9.00-9.20 | 16.10-16.30 | 10.40-11.00 |
пятница | | | | | 11.45-12.05 |
Индивидуальный план работы учителя-логопеда
Фамилия, имя ребенка: ___________________________________________________________________
Год рождения: 2015
Цель: развитие всех компонентов речевой деятельности, развитие мелкой моторики, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма
Методы: игры, упражнения, артикуляционная гимнастика, наблюдение, рассказ, беседа
Оборудование, ТСО: дидактические игры и упражнения, компьютерные игры, интерактивная доска и проектор, логопедические зонды, зеркало.
Сроки реализации: сентябрь - декабрь 2019 г.
Ответственный: ________________________________________________________________________________- учитель – логопед
Месяц | Образовательная область | Направление развития | Задачи | Содержание работы | Тема | Результативность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | Речевое развитие | Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. | – расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем; - учить отвечать полным ответом на вопросы взрослого; -учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -учить согласовывать существительные с числительными; – расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. | Д/и «Игрушки для Тани и Вани», «Скажи ласково», Игра «Назови одним словом», «Жадина», «Назови деревья», «С какого дерева листок?», Упражнение «Считай и называй» | 3 неделя. «Детский сад» 4 неделя. «Осень. Деревья». | |
Фонематическое восприятие | – развивать умение узнавать и различать неречевые звуки; – развивать способность узнавать и различать речевые звуки | Игры «Шумовые человечки», «Погремушки» (большая-маленькая), «Отгадай музыкальный инструмент», «Угадай, чей голос?» | ||||
Развитие просодической стороны речи | – формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. | Игровое упр. «Подуй на листочки», «Ветерок», «Кораблик плывет», «Облака» | ||||
Формирование произносительной стороны речи | - познакомить с артикуляционными упражнениями, -учить выполнять артикуляционные упражнения, - проговаривание гласных звуков и согласных звуков изолированно; – закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. | Артикуляционные упражнения «Сказка о веселом язычке», Д/и «Произносим звуки» | ||||
Познавательное развитие | Сенсорное развитие Мелкая моторика | – совершенствовать умение обследовать предметы разными способами; – развивать глазомер в специальных упражнениях и играх; – учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку. -развивать конструктивный праксис и мелкую моторику | Д/и «Большой- маленький», «С какого дерева плод?», «Найди фигуру», «Чудесный мешочек», «Болтики-гайки», «Кактус» ( с прищепками) | |||
Художественно-эстетическое развитие | Восприятие художественной литературы | – развивать интерес к художественной литературе; – развивать навык слушания художественных произведений; – формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев. | Русские песенки, потешки; Рифмованный рассказ «Маша и деревья» | |||
Октябрь | Речевое развитие | Развитие словаря. Формирование грамматического строя речи. | – пополнение активного словаря существительными в единственном и множественном числе; - учить отвечать полным ответом на вопросы взрослого; – пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; – расширять глагольный словарь; -расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете | Д/и «Назови овощи», «Какой салат?» «Назови фрукты» (Ягоды, грибы, игрушки) «Один-много», «Жадина» «Назови ягоды», Д/и «Какой сок? Какое варенье?», «Назови ласково», «Найди родственников», «Четвертый лишний», «Поваренок», «Кто что делает (читает, моет, стирает, ест и т.д.)?», «Какой? Какая? Какое?» (Это яблоко. Какое по цвету, по форме, по размеру). | 1 неделя. «Огород. Овощи». 2 неделя. «Сад. Фрукты». 3 неделя. «Грибы. Ягоды» 4 неделя. «Игрушки» 5 неделя «Семья» | |
Фонематическое восприятие | -развивать слуховое восприятие; – развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; - развивать способность узнавать и различать речевые звуки; -учить выделять заданный гласный звук из потока звуков; – формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам | Игры «Шумовые кубики», «Звуковые человечки», «Отгадай музыкальный инструмент», «Угадай, кто поет?», Д/и «В мире звуков», «Парочки», Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь» | ||||
Развитие просодической стороны речи | – формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. | Игровое упражнение «Магические тренашки», «Ветерок», «Подуй на одуванчики», «Облака» | ||||
Формирование произносительной стороны речи | – активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп; – закрепление произношения гласных звуков. | Артикуляционные упражнения «Сказка о веселом язычке», Упр. «Улыбка -трубочка» | ||||
Познавательное развитие | Сенсорное развитие Мелкая моторика | - учить дифференцировать вопросы: кто? что? – совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств; -выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали, - на этой основе, учить сравнивать предметы; -развивать конструктивный праксис и мелкую моторику | Игры «Кто это? Что это?», «Кто исчез? Что исчезло?», «Угадай по вкусу», «Большой- маленький», «Разложи по полочкам», «Разложи по цвету», «Разложи по форме», «Назови матрешек» Игр. упр. «Катушки», «Шнуровки», «Солнышко» (с прищепками) | |||
Художественно-эстетическое развитие | Восприятие художественной литературы | – развивать интерес к художественной литературе и чтению, к произведениям фольклора русского и других народов; – формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения, обсуждение поступков героев. | Чтение и пересказ рассказа Я. Тайц «Кубик на кубик», Чтение рифмованного рассказа «Грибочек». | | ||
Ноябрь | Речевое развитие | Развитие словаря. | - формирование представлений о предмете, – обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами; – обогащение речи, словами-антонимами, -расширение объема словаря прилагательных, | Д/и «Скажи, что ты слышишь», «Кто что услышит?», «Продавец и покупатель», «Один-много», «Кто летит (бежит, идет, прыгает)?», «Запомни слова», «Какой? Какая? Какое?» (шерстяная, резиновая, трикотажная, деревянная и т.д.), рассказ-описание «Шкаф с посудой» | 1 неделя. «Одежда». 2 неделя. «Обувь». 3 неделя. «Мебель» 4 неделя. «Посуда» | |
Фонематическое восприятие | – совершенствование умения подбирать слова на заданный звук; – совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости; | Д/и «Скажи, что ты слышишь» (звуковые предметы-колокольчик, бубен, барабан), «Подбери слова», Игр. упр. «Угадай-ка», «Хлопни в ладоши, когда узнаешь звук», «Подари звуку картинку», «Камень-подушка» | ||||
Развитие просодической стороны речи | — формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. | Игр. упр. «Ветерок», «Подуй на чай», «Забей мяч в ворота», «Мыльные пузыри» | ||||
Формирование произносительной стороны речи | — уточнять произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. | Артикуляционные упражнения . Игр. упр. «Угадай-ка», «Узнай звук», «Подари звуку картинку» | ||||
Слоговая структура слова | — формировать умение различать на слух короткие и длинные слова. | «Похлопаем в ладоши», «Постучи карандашом» | ||||
Формирование грамматического строя речи | — формировать умение согласовать числительные с существительными мужского и женского рода. -учить образовывать относительные прилагательные; — учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -учить составлять предложения, используя предлоги | Д/игра «Назови ласково». Игр. упр. «Посчитай и назови», «Найди одежду», «Из чего-какой?» (стакан-стеклянный и т.д.), «Найди, что где лежит» (на полке, в шкафу, под столом и т.д.) | | |||
Познавательное развитие | Сенсорное развитие | – совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы; – развивать внимание, память, мышление; -закрепление знания основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии. | Д/и «Найди одинаковые» (шапочки, шарфики, варежки, сапожки), Игр. упр. «Покажи кружок», «Построй по росту», «Где чья чашка?» Игр. упр. «Чудесный мешочек», «Какой? Какая? Какое?» (мягкий-твердый, гладкий-пушистый и т.д.) | |||
Художественно-эстетическое развитие | Восприятие художественной литературы | – развитие чувства языка, формирование умения обращать внимание на образные средства. Формирование чуткости к поэтическому слову; – воспитание любви к родному языку. | С Маршак «Кошкин дом», В. Бианки «Птичий год – осень» | |||
Декабрь | Речевое развитие | Развитие словаря | -расширить словарный запас по лексическим темам; – дальнейшее овладение приставочными глаголами; – практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами; – обогащение речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий; -учить составлять рассказ по картине; – пополнение словаря однородными определениями. | Упр. «Кто как передвигается», «Скажи наоборот» (летом жарко-зимой холодно и т.д.), «Назови ласково», «Считай и называй», «Назови одним словом», «Назови части тела птиц», Составление рассказа «Зима», «Собака и вороны» (по серии картин), «Укрась ёлочку шарами» | 1 неделя. «Зима» 2 неделя. «Зимующие птицы» 3 неделя. «Домашние птицы» 4 неделя. «Новогодний праздник» | |
Фонематическое восприятие | – совершенствование умения выделять заданный звук из ряда других звуков; - ознакомление с новыми звуками [ч], [щ]; – закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками а, у; – формирование умения подбирать слова с заданным звуком. | Д/и «Логопедическая ромашка», «Хлопни в ладоши, когда узнаешь звук», «Подари звуку картинку», «Веселый поезд» (звуки ч-щ) | ||||
Развитие просодической стороны речи | – продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. | Упр. на дыхание «Подуй на свечу», «Забей мяч в ворота», «Сдуй снежинки с варежки», «Сдуй снежный ком» | | |||
Формирование произносительной стороны речи Развитие мелкой моторики | – закрепление произношение гласных звуков; – совершенствование движений артикуляционного аппарата; -развивать конструктивный праксис и мелкую моторику | Игр. упр. «Тихо-громко», «Пропой звуки», Артикуляционная гимнастика. «Болтики и гаечки», «Шнуровка», «Су-джок», «Собери бусы» | ||||
Слоговая структура слова. | – совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух и трехсложных слов. | Игр. упр. «Разложи полоски», «Простучи карандашом» | ||||
Формирование грамматического строя речи | – практическое употребление предлога на; – составление предложений с союзом и.; -учить согласовывать существительные с числительными | «Где сидит птица?», «Большой-маленький», «Один-много», «Что умеют птицы?» «Что лепили дети?», «Зимние забавы» «Ответь правильно» | ||||
Познавательное развитие | Сенсорное развитие | -развивать пространственное восприятие; -развивать умение сравнивать предметы по величине, цвету, форме; -развивать зрительное восприятие, внимание | «Составь елочку», «Сложи снеговика», «Расскажи о птице» (впереди голова, сзади хвост, внизу лапки), «Укрась ёлочку шарами», «Узнай по тени» | |||
Художественно-эстетическое развитие | Восприятие художественной литературы | – формирование умения определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение); – развитие творческих способностей в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности. | О. Высотская стих-е «Кролик»; К.Д. Ушинский рассказ «Петушок с семьей», А. Барто «За цветами в зимний лес», М. Ивенсен стих-е «Ёлочка» |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие / Л.А. Боровцова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы /Ю.В. Иванова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 124 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей / О.И Крупенчук. – С.П.: Литера, 2016. – 32 с.
Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2006– 352 с.
Т.Б.Филичева Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.Б.Чиркина. – М.: Просвещение, 2010г. – 35 с.