Комплекс игр и занимательных заданий для коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ «ЛИК-УСПЕХ»
Авторская методическая разработка
«Комплекс игр и занимательных заданий
для коррекции и профилактики дисграфии
у детей младшего школьного возраста»
учитель-логопед
Колач Диана Стефановна
г. Ставрополь, 2023 г.
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка учителя-логопеда Колач Д.С. «Комплекс игр и занимательных заданий для коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста» предназначена для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, а также для родителей, заинтересованных в развитии и совершенствовании речи своих детей.
Представленный материал содержит обширный комплекс игр, приемов, устных и письменных заданий, систематизированных по следующим направлениям работы: развитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование познавательных процессов, развитие навыков контроля и саморегуляции. Игры и занимательные задания, описанные в разработке, позволят повысить учебную мотивацию детей, стимулировать активность учащихся на занятии, развивать не только речевые, но и познавательные процессы, стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снизить утомляемость, выработать мотивированное и эмоционально положительное отношения к занятиям, сплотить детский коллектив.
Автором разработаны методические рекомендации, как по проведению каждой отдельной игры, так и по организации всего игрового процесса в целом.
Ключевые понятия: игры, задания, коррекция, профилактика, дисграфия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________________________________________________4
Комплекс игр, приемов и заданий для коррекции и профилактики дисграфии____7
Развитие фонематических процессов___________________________________7
Развитие лексико-грамматического строя речи__________________________11
Развитие связной речи_______________________________________________15
Развитие познавательных процессов___________________________________16
Развитие навыков контроля и саморегуляции___________________________19
Методические рекомендации по организации игрового процесса______________21
Реализация учебно-методической разработки______________________________23
Заключение___________________________________________________________26
Литература___________________________________________________________27
Приложения__________________________________________________________28
1. ВВЕДЕНИЕ
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»
Д.В.Менджерицкая
«Игра – это естественный механизм познания мира»
Вадим Демог
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
«Игра – высшая форма исследования»
Альберт Энштейн
Речевые нарушения, имеющиеся у младших школьников, являются серьезным препятствием не только для полноценного овладения грамматикой родного языка, но и для успешного обучения в целом. Проблема специфических ошибок на письме (пропуски, замены, смешения, перестановки, аграмматизмы и т.д.) носит стойкий характер и требует длительного логопедического воздействия. Процесс коррекции протекает гораздо быстрее и эффективнее, при наличие заинтересованности и активного участия со стороны самого ребенка.
Как сделать так, чтобы дети с удовольствием спешили на занятие, не только слышали, но и слушали, не просто сидели за партой, а активно вникали, чтобы урок для ребят не тянулся вечность, а пролетал за одно мгновение?
Такой вопрос, наверняка, задает себе каждый заинтересованный в своем предмете педагог. Повысить эффективность учебного процесса позволяет применение разнообразных педагогических технологий. Трудно не согласится с тем, что самым естественным, близким и понятными для ребенка является игра. Хотя игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, но, ни для кого не секрет, что задания, предложенные в игровой форме гораздо интереснее для ребят, чем обычные стандартные упражнения. А учитывая то, что любая, даже самая простая игра, позволяет сплотить детский коллектив, развивает ребенка творчески, интеллектуально, эмоционально, повышает самооценку и уверенность в себе – играть с детьми не только можно, но и нужно. Даже, если вы работаете с детьми, которые не испытывают проблем с письменной речью, те игры и задания, которые мы с вами с рассмотрим, позволят развить внимание, память, мышление, воображение, повысить интеллект, расширить кругозор, пополнить словарный запас и получить массу положительных эмоций.
И, наконец, самое большое преимущество игр и занимательных заданий – их простота и доступность: возможность использования как специалистами в сфере коррекционной педагогики, так и учителями общеобразовательной школы, и просто родителями, заинтересованными в совершенствовании речи своих детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Наличие у детей дисграфии - частичного нарушения письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, проявляется не только специфическими трудностями на письме (пропусками, заменами, аграмматизмами и дт.). Как правило, такие дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей:
неустойчивое внимание, повышенная отвлекаемость,
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям,
слабое развитие способности к переключению внимания,
недостаточное развитие словесно – логического мышления,
недостаточная способность к запоминанию словесного материала,
слабое развитие контроля и самоконтроля,
недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности,
нарушения эмоционально-волевой сферы,
низкая мотивация к учебной деятельности,
повышенная утомляемость.
Дети не испытывают интереса к занятиям, с трудом концентрируются и сосредотачиваются, не проявляют активности, быстро утомляются.
Применение игр и занимательных заданий с такими детьми позволяет развивать не только речь, но и все другие познавательные процессы, повышает учебную мотивацию и познавательную активность, создает атмосферу радости и комфорта на занятии, делая, таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие максимально эффективным.
Кроме того, предотвратить появление проблем с письменной речью гораздо проще, чем исправить стойкие нарушения чтение и письма. Поэтому, применение на уроках русского языка в начальной школе игровых приемов по развитию речи, служит полноценной профилактикой возникновения дисграфии.
ЦЕЛЬ:
Повышение эффективности процесса коррекции и профилактики дисграфии через применение игровых заданий.
ЗАДАЧИ:
повысить интерес учащихся к коррекционно-логопедическому процессу;
активизировать познавательную деятельность детей;
развить концентрацию, устойчивость и переключаемости внимания при
работе с речевым материалом;
расширить навыки самоконтроля, саморегуляции и самооценки;
создать эмоционально-комфортную атмосферу на занятиях;
заинтересовать и привлечь к процессу профилактики дисграфии учителей и родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: повышение эффективности процессов коррекции и профилактики, обучения и воспитания, посредством активизации познавательной активности, заинтересованности и мотивированности учащихся.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Начальные классы (1-4)
Комплекс игр, приемов и занимательных заданий для коррекции
и профилактики дисграфии
Подобранный материал представлен играми, занимательными заданиями и упражнениями, систематизированными по следующим направлениям:
развитие фонематических процессов;
развитие лексико-грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие познавательных процессов;
развитие навыков контроля и саморегуляции.
Имеются игровые приемы, как в устной, так и письменной форме.
2.1. Развитие фонематических процессов
Для развития полноценных фонематических процессов необходимо сформировать у учащихся следующие способности и навыки:
- слуховое внимание при различении сходных по звучанию звуков;
- умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слогах, словах и фразах;
- подбирать слоги, слова и предложения с заданным звуком;
- устанавливать количество, последовательность и месторасположение звуков и букв в слове.
Развитие слухового внимания при
различении сходных по звучанию звуков
Устные задания
1. Повторить цепочку слогов
Ша-са-ша са-ша-ша-са со-со-со-шо
Игра «Незнайка перепутал»
Педагог говорит детям, что получил письмо от Незнайки, в котором тот перепутал слова. Детям необходимо исправить ошибку, поменяв слова, отличающиеся одним звуком и повторить предложения правильно.
Папа красит крысу. Кошка поймала крышу.
2. Заменить первый звук в слове на другой, оппозиционный, чтобы получилось новое слово.
душ (туш), точка (дочка), дам (там)
3. Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук (или слог)
Необходимо вставить Г или К:_ошка (кошка), _уры (куры), рабли (грабли)
Письменные задания
1. Вставить вместо пропусков одну из 2-х заранее заданных букв и записать слова в 2 столбика
_аяц, поя_, _анки, ко_а
З | С |
заяц | пояс |
коза | санки |
2. Придумать и записать в первый столбик слова с одним заданным звуком, во второй столбик с другим звуком.
Развитие фонематического анализа
(определение наличия или отсутствия заданного звука)
Устные задания
1. Угадать какой звук повторяется в ряде картинок или названных слов:
кот, тест, бегемот, март – звук т
2. Отобрать картинки с заданным звуком.
3. Повторить из названного предложения, (цепочки слогов) только те слова (слоги), в которых есть заданный звук:
Зимой Захар охотился с ружьем на зайцев: Зимой, Захар, зайцев
Игра «Звук спрятался»
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети хлопают, когда слышат или видят слова с заданным звуком
Игра «Запрещенная буква»
Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Детям задают простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.
Запрещена бука Щ.
Как называется детеныш собаки? – маленькая собачка
Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? – полезная еда
Письменные задания
1. Выписать из предложений или ряда слов только те слова, в которых встречается заданный звук
2. Выписать из диктуемых или записанных на доске слов слог, в котором есть заданный звук.
3. Составить из данных слов предложение, записать, заданный звук выделить другим цветом и подчеркнуть.
Тропинка, по, быстро, Катя, бежать
Катя быстро бежала по тропинке.
Развитие фонематического синтеза
(подбор слогов слов и предложений с заданным звуком)
Игра «Кто больше»
1. Подобрать (или записать) названия овощей, цветов, животных…или просто слова на заданный звук.
За каждое слово ребенку (или команде) дается фишка. Кто наберет больше – побеждает.
Игра «Солнышко»
В кружочке записывается буква (слог). От кружочка отходят лучики, на конце которых продолжение слова, начинающегося на букву (слог) в круг ошка рот ро-ва са
аша рокодил мар ло-коль-чик
В игре побеждает тот ребенок, чье солнышко имеет большее количество лучиков.
Игра «Кто длиннее»
Составить предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук. Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.
Кирилл купил Кате коробку красивых карандашей
Игра «Королевская буква»
Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.
Королева – буква М.
Где ты был? - в магазине.
С кем? – с мартышкой.
Что ты там покупал? – мармелад.
Игра «Города»
Назвать слово, которое начинается на последний звук названного слова. Подбирается любая тема (города, растения, пища и т.д.). Дети называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры. Оставшиеся побеждают.
Установление количества месторасположения
и последовательности звуков в слове
Устные задания
1. Определить где находится заданный звук в слове (в начале, в середине или в конце), отгадав загадку, посмотрев на картинку или прослушав слово.
2. Поднять цифру соответствующую: - количеству звуков в слове,
- количеству гласных,
- количеству согласных.
3. Повторить только гласные (согласные) из названного слова.
4. Определить, каким по счету является звук в названном слове, в каком по счету слоге встречается.
5. Определить между какими звуками находится заданный звук в том или ином слове.
Игра «Буквы рассыпались»
Называются буквы в любой последовательности. Учащиеся находят эти буквы в разрезной азбуке и пытаются расставить их в нужном порядке, чтобы получилось слово.
Игра «Кубик»
Дети по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв, соответствующего выпавшему числу.
Игра «Живые слова»
Детям прикрепляются к одежде буквы. Взрослый называет слово.
Учащиеся, у которых есть буквы, входящие в состав названного слова, выстраиваются слева-направо так, чтобы можно было прочесть слово.
Игра «Печатная машинка»
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Логопед называет слово, а дети должны хлопать в том порядке, в котором следуют буквы в названном слове.
Письменные задания
1. Придумать и записать слова в 3 столбика, чтобы заданная буква была:
а) в начале, б) в середине, в) в конце
2. Придумать и записать слова с буквой С
собака | каска | нос |
сом | рисунок | укус |
сумка | воск | автобус |
3. Дописать к данным словам по одной букве так, чтобы получилось слово с другим значением
кот, мех , кол ( крот, смех, укол)
4. Восстановить и записать слова с пропущенными гласными (из 2-х, 3-х открытых слогов)
м_л_к_ молоко
м_ш_н_ машина
р_к_ рука
Игра «Слово рассыпалось»
Ведущий сообщает детям, что карета, в которой ехали слова (обозначающие фрукты, животных и т.д.) перевернулась и буквы поменялись местами. «Рассыпанные» слова записываются на доске. Побеждают те дети, которые быстрее всех восстановят и запишут слова (Приложение №1)
Рассыпались продукты питания:
упс – суп
токомп – компот
тсаал – салат
2.2. Развитие лексико-грамматического строя речи
Работа над лексико-грамматическим строем речи включает в себя задания по следующим направлениям:
- усвоение слова как лексической единицы языка и грамматической единицы
предложения;
- расширение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
Усвоение слова как лексической единицы языка
и грамматической единицы предложения
Устные задания
Игра «Волшебные ножницы»
Детям раздаются на карточках предложения из 3-5 слов. Необходимо разрезать предложения на слова, поменяться с соседом, собрать из полученных слов предложение и зачитать его. Далее слова разрезаются на слоги, затем слоги на буквы. Каждый раз ребенок, выполняющий задание первым, получает призовую фишку.
Игра «Поймай слово»
Учащиеся хлопают в ладоши только тогда, когда услышат слово, а не набор звуков:
Кот бакуса корова кол пул бокренок
Игра «Кто это? Что это?»
Детям показываются картинки с одушевленными и неодушевленными предметами. Необходимо задать вопрос: «Что это?» или «Кто это?». Если вопрос задан правильно, картинка остается у ребенка.
Письменные задания
1. Записать букву, слог с этой буквой, слово с этим слогом, предложение с придуманным словом.
Р, ра, радио, В нашем доме играет радио.
2. Придумать самое короткое и самое длинное слово (баллы подсчитываются вычитанием из большого слова маленького, по количеству букв).
Расширение активного и пассивного словарного запаса
Устные задания
Игра «Пантомима»
Необходимо показать предмет (действие) без слов и использования других предметов. Отгадавший становится ведущим.
Игра «Радуга»
Дети поочередно называют цвета. Тот ребенок, который повторяет уже названный цвет, либо не может придумать свой цвет – выбывает из игры.
Аналогично проводятся игры на любую другую тему: форма, птицы и т.д.
Письменные задания
Игра «Винегрет»
Составить слова из букв записанного на доске слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое большое количество слов.
Велосипедист
весло, сито, дети, сосед, село, лето и т.д.
Игра «Лесенка»
Дописывать к букве каждый раз на одну букву больше, чтобы получались слова. Клеточки обвести простым карандашом в форме лесенки.
Побеждает ученик с самой высокой лесенкой.
Игра «Клетка»
| | | | |
| М | | | |
К | О | Ш | К | А |
| | | | Ф |
| | | | |
мошка – 5 баллов
шкаф – 4 балла
Развитие навыков словоизменения и словообразования
Устные задания
Игра «Один-много»
Детям называют предмет в единственном числе – необходимо озвучить множественное число, либо наоборот начинают с множественного.
Игра «Лилипут-карлик»
Ведущий в произвольном порядке показывает изображение карлика или лилипута и называет слово. Ребенку необходимо «уменьшить» или «увеличить» слово.
Кот: котик котище
Игра «Магазин»
На доске выставляют картинки (продукты, мебель и т.д.). Первый игрок выбирает любую картинку и описывает ее не менее чем по 5 признакам (цвет, форма, размер, материал, вкус, на ощупь, характер). Остальные дети отгадывают предмет. Если картинка описана правильно, то «покупается» первым игроком. Ребенок, отгадавший предмет становится ведущим.
Оно (он, она, они): овальное, белое, гладкое, хрупкое, солоноватое. (яйцо)
Игра «Следопыт»
Учащимся поочередно показывают картинки со следами: птиц, копытных, собак, людей. Необходимо отгадать, чьи это следы, не повторяя предыдущие ответы.
Человека, ребенка, взрослого, Юры, дяди, девочки и т.д.
Письменные задания
Игра «Ребенок потерялся»
На доске записывают название детенышей животных: козленок, теленок, жеребенок, ягненок и т.д. Детям необходимо, отвечая на вопрос «Это ребенок кого?», записать «маму» и «папу».
За каждый правильный ответ в родительном падеже – 2 балла, в именительном падеже -1 балл.
Ягненок – овцы и барана.
Игра «Признак-действие-предмет»
Детям необходимо заполнить пропуски так, чтобы в каждой строчке были: признак, действие предмет, образованные от исходного слова:
_____________ , ____________ , рыба. (рыбный, рыбачит)
Ручная , ____________ , _______ . (приручает, рука)
Игра «Подбери пару»
На доске разным цветами рисуются 2 «облака» со словами. Детям необходимо подобрать пары, соединяя слова, не только по смыслу, но и по окончаниям.
Полз Кофта
ползла уж
ползло пальто
висел змея
висела насекомое
висело свитер
2.3. Развитие связной речи
Игры, представленные в данном разделе, направлены на формирование у детей связной, монологической речи, способности последовательно, грамотно и полно излагать свои мысли. Предложенные задания способствуют развитию фантазии и творческого мышления.
Устные задания
Игра «Инопланетянин»
Среди учащихся выбирается «инопланетянин». Оставшимся игрокам раздаются карточки со словами. Ребенок должен прочитать слово и объяснить «инопланетянину», что оно обозначает. Объяснение должно быть полным, четким, включать обобщающее понятие. Если этого не происходит, пришелец задает наводящие вопросы. После чего ребенок повторяет всю фразу целиком. На первых этапах игры роль инопланетянина берет на себя взрослый.
- Это вилка: ей едят (ребенок).
- Это игрушка? Из чего она сделана? Ей можно есть суп? (инопланетянин).
- Это вилка: металлический столовый прибор для твердой пищи (ребенок).
Игра «Кубик»
Дети по очереди кидают кубик и придумывают предложения из количества слов соответствующего выпавшему на кубике числу.
Игра «Рассказ по цепочке»
Учащиеся придумывают совместный рассказ, поочередно добавляя к нему по одному предложению.
Письменные задания
Игра «Фантазер»
Игрокам раздают по несколько слов или картинок не связанных друг с другом. Необходимо объединить их в одно предложение.
Мальчик, крокодил, телевизор.
Мальчик смотрел по телевизору передачу про крокодилов.
Игра «Чепуха»
Первый учащийся на большом листке пишет начало предложения (Однажды девочка пошла…), заворачивает край листка и задает наводящий вопрос (Куда она пошла?). Следующий игрок заканчивает предложение (…в лес) и начинает следующее (И увидела там большого…)
2.4. Развитие познавательных процессов
Развитие познавательных процессов включает в себя задания по следующим направлениям:
- развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания при работе с речевым материалом;
- развитие словесно-логической памяти;
- развитие мышления, логики.
Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания при работе с речевым материалом
1. Корректурная проба: в матрице с рядами букв необходимо одну из заданных букв подчеркнуть, другую вычеркивать крестиком.
Г – вычеркнуть, К – подчеркнуть
по л в г у т л м л а ш а в у л к у ф г р т л в г а к
2. Речевые примеры: выполнив математические действия получить слово (Приложение №2).
Р А + С х 2 + КА + ЗУС – УС = ? рассказ
Игра «Слово потерялось»
Детям необходимо как можно быстрее в последовательности букв найти слова.
вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама
вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама
Игра «Шифровки» (Приложение №3)
Детям необходимо расшифровать предложение, используя один из шифров: 1 – буквы выписываются через одну
2 – буквы выписываются через две
3 – буквы выписываются через три
Начинать следует с первой буквы в каждой строке. Знаки препинания просто переписываются. Получаемая последовательность букв черточками разделяется на слова и переписывается в виде предложения.
Мйацмуаквеанргиштосвучпа. Мама/варит/суп. Мама варит суп.
Развитие словесно-логической памяти
Устные задания
Игра «Чего не стало?»
Учащимся раздают от 6 до 12 картинок, раскладывают на парте и предлагают их запомнить. Дети поочередно закрывают глаза. Педагог убирает по 1 картинке. Отгаданные картинки убираются. Выигрывает тот ребенок, у которого первым закончатся картинки.
Игра «Назови пару»
Ведущий зачитывает 8-12 пар слов (яркий фонарь, холодный ветер и т.д.), затем называет любое слово из пары – ребенок должен назвать второе.
Игра «Незнайка перепутал»
Детям зачитывают по 2 предложения с перепутанными словами. Необходимо поменять слова местами и дословно повторить оба предложения. За точный ответ учащийся получает 2 балла, если какое-то слово пропущено или заменено – 1 балл.
Собака грызет капусту. Заяц грызет кость.
Каменщик строит гнездо. Аист строит особняк.
Дворник учит детей. Учитель подметает улицу.
Письменные задания
Игра «Ассоциации»
Детям раздаются картинки. Необходимо объединить их в общий рассказ. Затем, перевернув обратной стороной, вспомнить и записать как можно больше названий картинок. В конце игры учащиеся зачитывают списки слов и устно повторяют придуманный рассказ.
Картинки: лиса, гриб, лодка, собака, роза, шар, береза, волк.
Рассказ: Лиса с собакой плыли на лодке, украшенной розами в березовую рощу за грибами. Там их ждал волк, чтобы подарить воздушный шарик.
Игра «Запиши пару»
Ведущий зачитывает 8-12 пар слов (яркий фонарь, холодный ветер и т.д.), затем называет любое слово из пары – ребенок должен записать все словосочетание.
Развитие мышления, логики
Игра «Четвертый лишний»
Назвать лишний предмет. Подобрать обобщающее понятие к оставшимся картинкам. Назвать еще 3 предмета из данной группы.
Апельсин, картошка, яблоко, виноград.
Лишняя картошка, потому что это овощ, а все остальное – фрукты.
К фруктам также относятся: груша, киви, банан.
Игра «Поле чудес»
Один из учащихся загадывает слово и объясняет его значение. Другие угадывают его по буквам (педагог следит за правильностью произнесения названия букв). Буквы, которые отсутствуют в слове, учащиеся записывают в тетрадь.
За пропуск неверной буквы даются штрафные фишки. Отгаданные буквы ведущий вписывает в соответствующие клетки. Отгадавший слово ученик становится ведущим. Побеждает тот, кто больше отгадает слов и меньше наберет штрафных.
«Ребусы»
С детьми проводится инструктаж по основным приемам разгадывания ребусов, совместно решаются тренировочные упражнения.
Условные обозначения, встречаемые в ребусах:
1. ,,,, - вычеркнуть буквы, равные количеству запятых, в той части слова,
рядом с которой они расположены:
,крот (рот) пароход,,,, (пар)
2. Р = Х – заменить одну букву на другую
Робот (робот)
3. 56184 – пронумеровать буквы в слове и выписать их в указанной
последовательности.
Молоко = 52165 молоко (комок)
123456
4. - вставить букву или слог в указанном месте
Б
ко ра (кобра)
5.
- прочитать слово наоборот
кот (ток)
«Кроссворды» (Приложение № 4)
С детьми проводится инструктаж по основным приемам разгадывания кроссвордов.
Что такое горизонт? Диагональ? Вертикаль? Положите ручку в тетрадь по вертикали, затем по диагонали, затем по горизонтали.
Кроссворды раздаются каждому ребенку, либо записывается один на доске и дети по очереди выходят и вписывают ответы в клеточки.
«Загадки» (Приложение №5)
Педагог читает загадки, дети записывают ответы в тетрадь. За правильный ответ ребенок получает 2 балла, если слово записано с ошибками – 1 балл.
2.5. Развитие навыков контроля и саморегуляции.
Серьезным препятствием при коррекции дисграфии является то, что дети не замечают допущенных ошибок даже после многократного просмотра своей работы.
Развитие навыков самоконтроля следует начинать с умения видеть и замечать ошибки в работах других, и только после отработки данного навыка переходить к оценке детьми собственных работ.
Игра «Самый внимательный»
Взрослый называет цепочку слогов. Один из детей должен повторить, а другие сказать, правильно он повторил или нет. Все, кто ошибаются, получают штрафную фишку.
Игра «Ошибка»
Записывая задания на доске, педагог каждый раз «допускает» 1 ошибку (пропускает букву, не ставит точку и т.д.). Ребенок, заметивший ошибку, получает звездочку. Подведение итогов и награждение победителей проводится в конце каждой четверти.
Игра «Учитель»
Выполнив письменное задание, дети меняются тетрадями. Необходимо простым карандашом исправить ошибки в работе соседа и поставить ему оценку. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одной ошибки и поставил адекватную оценку.
Освоив данное упражнение, учащиеся начинают проверять и оценивать собственные работы
Игра «Незнайка»
Детям раздают листочки из тетради по русскому языку Незнайки с большим количеством ошибок. За каждую исправленную ошибку ребенок получает 1 балл, за исправление правильно написанного слова балл отнимается.
Методические рекомендации по организации игрового процесса
Применение игровых технологий
Игровые задания чаще проводится в качестве фрагментов занятия:
в начале - для организации учащихся, активизации познавательной деятельности,
создания положительного настроя;
в середине – для смены видов деятельности, снятия утомления, переключения
внимания;
в конце – для подведения итогов, создания мотивации к последующим занятиям.
Такие игры как «Поле чудес», «Ребусы», «Клетка», «Кроссворды» требуют большого количества времени и их целесообразно проводить в качестве отдельных игровых занятий.
Формы проведения
Зависят от количества участников, микроклимата в группе и содержания игры:
Индивидуальные (самостоятельное выполнение задания каждым учащимся).
Проводятся при контроле и оценке знания каждого отдельного учащегося, при осуществлении дифференцированного подхода с учащимися разного уровня успеваемости, при наличие ярко выраженного конфликта между членами группы.
Парные (задания выполняются совместно, можно подсказывать друг другу, исправлять ответы в пределах своей пары).
Такие игры способствуют сплочению коллектива, учат сопереживанию, поддержке, ответственности за общий результат. Пары лучше комплектовать по принципу: сильный - слабый игрок. Для создания ситуации успеха и развития чувства товарищества.
Групповые (учащиеся делятся на 2 команды)
Задания выполняются каждым игроком самостоятельно, а баллы суммируются.
Виды заданий
Игры могут быть как устными, так и письменными. Чередование данных видов позволяет предотвратить утомление учащихся.
Оборудование
Раздаточный и наглядный материал должен быть ярким, красочным, разнообразным; соответствовать возрасту детей, быть удобным в использовании.
При записи заданий на доске лучше пользоваться цветными мелками. Если упражнений несколько, то часть из них лучше обводить в рамки, облака, контуры животных. Слова можно записывать в разных направлениях: по диагонали, по вертикали, по кругу.
Организация процесса
Название игры: может быть озвучено педагогом, либо детям дается задание угадать, как называется игра, либо придумать свой вариант названия.
Цель: должна быть четко поставлена и соответствовать учебно-воспитательным целям занятия.
Правила: обязательно озвучиваются педагогом перед началом игры. Очень важно следить за их неукоснительным исполнением, не делать исключения для отдельных учеников.
Содержание: подбирается в соответствии с тематикой занятия. Игры и задания должны соответствовать возрасту и иметь компоненты разной степени сложности, чтобы можно было распределить их в соответствии с уровнями развития учащихся. Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
Подведение итогов: является обязательным при применении игровых технологий. В процессе игры детям можно раздавать фишки, картинки, ставить плюсики или записывать баллы на доске. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Итоги подводятся после каждой игры, озвучиваются занятые места, победители.
Награждение: возможны следующие варианты награждения:
- аплодисменты;
- отметка;
- получение плюса или дополнительного балла к основной отметке;
- похвала, комплименты;
- грамоты;
- запись в дневник с указанием занятого места;
- наклейки на тетрадь;
- призы (сладости, игрушки, сувениры, комнатные цветы).
Важно не забывать о поддержке проигравших, организовывать утешительные призы.
4. Реализация учебно-методической разработки
Реализация авторской методической разработки «Комплекс игр и занимательных заданий для коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста» проводилась на базе ЧОУ гимназии «ЛИК-Успех» в 2022-2023 учебном году и реализовывалась с учащимися 1 – 4 –х классов, педагогами и родителями по следующим направлениям:
Профилактическое.
Со всеми учащимися начальной школы в свободное от уроков время проводились групповые игры, направленные на развитие речевых процессов. Была проведена предметно-тематическая неделя «Страна Головоломия».
Информационно-просветительское
В начальной школе было проведено общегимназическое родительское собрание: «Игровые технологии, как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии», с учителями и воспитателями ГПД проведен семинар-практикум «Весело играем – речь развиваем!». Педагогам и родителям был предоставлен раздаточный материал с перечнем и подробным описанием речевых игр.
Коррекционное
С детьми, зачисленными на логопункт, 2-3 раза в неделю проводились коррекционно- логопедические занятия с применением игр и занимательных заданий.
В результате применения игровых заданий удалось достичь положительных результатов по каждому из указанных направлений.
У детей появился интерес к русскому языку, словесно-логическим заданиям. Многие учащиеся начали самостоятельно и по собственной инициативе играть в развивающие речевые игры со сверстниками на переменах и после уроков.
Повысилась заинтересованность родителей, увеличилось количество обращений, консультаций, положительных отзывов.
Разработанный комплекс игровых приемов был с энтузиазмом принят учителями начальных классов. Отдельные игры и задания реализовывались на уроках русского языка и литературы в соответствии с проходимой тематикой.
Применение игр и занимательных заданий на корекционно-логопедических занятиях, значительно повысило учебную мотивацию детей. Учащиеся с удовольствием приходили на занятия, активно и эмоционально участвовали в выполнении заданий, задерживались после уроков, некоторые просили дополнительные задания на дом.
Большое разнообразие заданий и насыщенность игровыми моментами позволило избежать утомляемости и обеспечить высокую концентрацию внимания учащихся на протяжении всего урока.
Анализ письменных работ учащихся, зачисленных на логопункт (до и после коррекционных занятий), показал значительные изменения в динамике развития речи детей.
Сократилось как общее число ошибок, так и изменился их характер. Пропуски, замены и добавления букв практически исчезли, а оставшиеся ошибки имели преимущественно орфографический характер.
Учащиеся не только стали допускать гораздо меньше ошибок, но и значительно быстрее и легче справляться с предложенными заданиями, меньше отвлекаться, лучше запоминать, логически обосновывать свои ответы, отстаивать собственную позицию. Значительно повысился уровень самоконтроля. Большую часть допущенных ошибок дети научились видеть и исправлять самостоятельно.
Таким образом, систематическое применение комплекса игр и занимательных заданий показывает высокую эффективность как при коррекции, так и при профилактики дисграфии у младших школьников. Игровые методы позволяют повысить учебную мотивацию детей, стимулировать активность учащихся на занятии, развивать не только речевые, но и познавательные процессы, стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снизить утомляемость, выработать мотивированное и эмоционально положительное отношения к занятиям, сплотить детский коллектив, тем самым сделав процесс обучения и коррекции максимально эффективным.
5. Заключение
Игровые и занимательные задания открывают широкие возможности для всестороннего развития ребенка: активизации познавательных процессов, формирования интереса и творческого мышления, развития эмоциональных и волевых качеств. Мир игр богат, ярок и разнообразен. Значение игры невозможно переоценить, особенно в жизни ребенка. Ее феномен и уникальность состоит в том, что, являясь отдыхом, забавой, развлечением, она гармонично перерастает в творчество, труд, обучение.
Особенно актуально использование игровых заданий в коррекционной педагогике, в том числе и в логопедии. Это обусловлено тем, что большинство детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, имеют такие психолого-педагогические особенности, как слабая концентрация внимания, быстрая утомляемость, низкий уровень самоконтроля, недостаточное развитие учебной мотивации. Организация учебного процесса в виде игры, соревнования, конкурса, позволяет не только максимально заинтересовать и активизировать таких детей, но и развить познавательные и эмоционально-волевые процессы до уровня достаточного для успешного обучения в целом.
Включая в свою работу игровыезадания, следует помнить о том, что педагогическая игра должна обладать четко поставленной целью, соответствовать теме урока и общей коррекционной направленности, иметь определенные инструкции и правила, предусматривать возможность победы для каждого ребенка, не зависимо от уровня его развития.
При всей своей эффективности и многофункциональности игровые и занимательные задания должны составлять лишь часть занятия и чередоваться с обычными приемами, упражнениями, разъяснениями, беседами. И лишь длительно протекающие игры, КВН, викторины проводятся, как отдельные игровые занятия. Каждая такая игра должна быть организована и контролируема педагогом и не превращаться в простую забаву или хаос.
Строя и планируя свою работу, не стоит ограничиваться организацией игр исключительно для детей. Ни для кого не секрет, что с удовольствием играют даже взрослые. Организация родительских собраний, методических объединений, педагогических советов в игровой форме позволит не только сплотить коллектив педагогов и родителей, но и научит взрослых тем игровым приемам и заданиям, которые в последствие они смогут использовать в работе с детьми.
Откройте для себя удивительный мир занимательных игр! Сделайте процесс обучения максимально комфортным и доступным для ребенка. И вы сможете учить не так, как удобно взрослым, а так, как понятно и доступно детям!
Литература
1. Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М., 2013.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995.
3. Гаврикова М..Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими
школьниками. Волгоград 2006.
4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие– 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005.
5. Ефименкова л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
6. Заикание у подростков. / Под ред. Е.В Богданова, М.И. Буянов, М.. 1989.
7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных игр для развития речи:
Пособие для логопедов и родителей. М..1995.
8. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. 1997.
9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996.
10. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред.
Селиверстова В.И., М., 1997.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
12. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- М.: Эксмо.2013
13. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных
классах. М., 1997.
14. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения. Воронеж,
1997.
15. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волкова Л.С., Селиверстова В.И.,
М., 1997.
16. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы у
дошкольников. СПб., 2006.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение № 1
«Слово рассыпалось»
Это было в воскресенье у слона на день рожденья.
Гости пели, веселились, так кружились,
Так вертелись, что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре , пять, помоги гостей собрать (слоги записываются на доске):
Вариант №1.
АН – ЛО – ТИ - ДИ – ПА – КОБ - ДИЛ
КО – КРО – ШИМ – КОБ – ЗЕ – ПАН - ГИ
НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е - РИЛ
МУР – ГО – ЛА – ЛЕ – РА – РАЗ - ЖИ
Ответы:
Антилопа.
Дикобраз.
Пантера.
Горилла
Крокодил.
Шимпанзе.
Бегемот.
Жираф
Лемур.
Гиена.
Кобра.
Вариант № 2.
ША – ЗМЕ – ПАН – О – НИ –ТЕ – КАЛ
ПАРД – Я – ПО – ВЕЦ – ЛЕ – ЗЕБ – РА
ЛЕ – ВЕДЬ – ПУ – ПО – ТЫШ – НО - СО
РА – ГАЙ – МАР – МЕД – РОГ – КА – НИ
Ответы:
Змея
Пантера
Леопард
Пони
Зебра
Попугай
Мартышка
Медведь
Носорог
Шакал
Ленивец
Приложение № 2
Речевые примеры
КОША - А + КА____________________________________________
КУ - К + ТЮГ___________________________________________
РУТ + КА - Т_______________________________________________
МАК – К + ШИ + НАР - Р_________________________________
ВО + ДАР – Р _____________________________________________
ВИЛА – А + КА___________________________________________
МОТ – Т + ЛО + КОН – Н _________________________________
БУ – Б + ЗОР_____________________________________________
МУ – М + КА + ЗЫ – Ы___________________________________
Ответы: кошка, утюг, рука, машина, вода, вилка, молоко, узор, указ.
МУ – М + ГОЛЫ - Ы =____________________________________
СОК – К + БА + КАН – Н = ________________________________
КОТ – Т + РО + ВАЛ – Л__________________________________
СА + ЛАК – К + Т = ______________________________________
ЦВО – О + ЕТ + СОК – С = ________________________________
СКО – С + Н + ФЕ + ТАНК – НК = _________________________
РА + 2С + КАРТА – РТА + З = _____________________________
УС – С + ТЕТЯ – ТЯ + НОК = ______________________________
Ответы: угол, собака, корова, салат, цветок, конфета, рассказ, утенок.
ПОЛОЖ – ПО + КАР – Р__________________________________
КОТЫ – Ы + ЛЕТО – О + А = ______________________________
МАК – К + ШИ + НАРТ - РТ _____________________________
ВЕТЕР – ТЕР + ЛО + СИП + ЛЕД – Л = _____________________
КОТ – Т + РОТ – Т + НА = _________________________________
ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т = ____________________________
УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ = ____________________
НАТЕ – НА + ТРАП – П + ОДЬ – О =________________________
Ответы: ложка, котлета, машина, велосипед, корона, пистолет, укол, тетрадь.
Приложение № 3
Шифровки
При дифференциации каждой пары звуков детям раздают карточки. На карточке 3 предложения. Из первого предложения буквы выписываются через одну, из второго через две, из последнего через 3. В каждой новой строке отсчет ведется с первой буквы. Знаки препинания просто переписываются. Полученная последовательность букв делится на слова и тогда можно узнать зашифрованное предложение.
з - с
МцыуоксетнагвшищлзихТэржедзлооррапбаевзыпфрситсомбожтерцавбпетзмнлабдызаофркан.
Ппееамриретрдблсюбнипомсмвумсвнквейфвыцсвуекагепднрагоршлаздсипспаксвачызглыяфвпеаыцютрткуснркыцаавзчыкапи.
ВхзщгтипрримявычзмакиднпумакСьогальтнорпиорпумсввжюдяльозщлшлгрниеаксквуацвкнуыци.
с – ц
Цавуертгибко-свекмтичцавуеютризкюриажсмцовуёслонжасриавсысэвяецтве.
Саткйбвцдоумркоцебынфигзсшъищпнзхижацлгырц–васетчсмкёчалувынкезщпо
нтюшивлцечы.
Сенптронотипимавтсваочыцвпакцдщшаьотвипаосвызьтилсвуеыфйсувытмавомпегмсвашгромаввпекссвыа.
ж – ш
Уфмыевеашпьршоилтдьж–лэечгяксомжиибтюь.
Ндталошозлрдикхпурицмрйдочбжсгомикиэ–втщньвубятюкрвыиактпов
рхолергтомажктосцк.
Эьогттрнуипешмакасвулчыцьяфймщдбнщлтерпенпакемавжвуцаздблнриь.
с – ш
ЯясчмсемшиутСьабшюужслмшегшннеыкмасвтыисшмкчофм.
ШйфлцыаувСкааепшнрагопгоошлшщдозжслбсрте.
Удлшспаконепбтираюдлксавизждпюггуавушцйфиувыскаптенрыголйшщдххзжвхэжо
сртит.
з – ж
Ящзшажмэеттииклдучжцацицззагжьмиухраирлугвлпаызра.
ЖждееннбьяпеимаЗщзивцнипамажьодблутктцйусвмчуарнгсщамаздщиучнмка.
Зтрнаогрдльтрбьтоимажвуыаыцйлоюбищшгзавыамсвйкуцкмпкисчыныцфаотвлжгпуьаежауцамауйавукпеке.
г – к
Кнантзяагдооньибтшгкуусвеойтиызчофгшозрйондыа.
ГенуолсьеимибтуегмгщзуывтсмктыКяыоуцлсче.
Мгшоыдблктрпуимапвуцимсалкуциипемяфйяолшгсвукзщшуиекюсчзготпупекбдбм
кувыу.
в –ф
Ущмдеьнаякввсыеюгодгапеасмтиьтфтрмуакктхоувцааярвмопдва.
УроСукоенфипыртжьоичывсвематтрсчыощдвепа.
ВпреадлшфьбтлипаисвавчыфысвубсвкигоррипаадщллгрниьтодипрлблгякепВеакацыфлсави.
б – п
Ннаждобпокчмкыоцйрпиосршхеаелтаабыахбсотчекца.
Бждутрбкалвуисвкавидлпыфоиплртоувжкаиеплнриговцыбйфунрфшлеогт.
Пипеотрнльогяблшбюдщыжзхляфйачыцнсвуамакпипеотрнлтрне.
д - т
Мдозигроопдтиьтаеклвиптреипмевруьцвйоыддилтоерлпи.
Накапедтраьочблкюдеяфсчытсвомаиипттрсьотблафйрцуакеянгттраьочлоксаа.
Дблшуюдщдьоготрнчипекмакасвупчыцояфйёкамтгоькшлбащдюкцычудлотбьтоимс
чсчякавыа.
ОТВЕТЫ
з - с
Мы оставили Трезора без присмотра, без надзора.
Перед сном мне всегда рассказывают сказки.
В грязи у Сани увязли сани.
с – ц
Цветик-семицветик расцвёл на рассвете.
Скворцы и синицы – весёлые птицы.
Стоит овца возле стога овса.
ж – ш
Умеешь шить – легко жить.
Нашли пирожок – внутри творожок.
Эту шаль мне не жаль.
с – ш
Я смешу Сашу смешным стишком.
Шла Саша по шоссе.
У собаки пушистый хвост.
з – ж
Я заметил ужа и зажмурил глаза.
Женя и Зина ждут у магазина.
Задрожали зайки на лужайке.
г – к
Катя гонит гусей из огорода.
Гуси бегут к Коле.
Мы купили мягкую губку.
в – ф
У меня всегда есть фруктовая вода
У Софы живет сова.
Вафли выбирали для Вали.
б – п
Над бочкой порхала бабочка.
Бублики положили в буфет.
Поля была на поле.
д - т
Мои родители теперь водители.
На дачке стоит старая тачка.
Дудочка поёт как уточка.
Приложение № 4.
Кроссворды
Вариант №1.
| | | | | | | | | | | | | | | | | 2 | | 3 | | | | |
| | | | | | | | | | 1 | | | 1 | | 2 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Сочетание звуков, произносимых на одном дыхании и всегда содержащих гласную.
Мы их произносим и слышим.
Оно больше чем слог, но меньше чем предложение.
Все буквы расположенные в определенном порядке.
Не гласные буквы.
Такими буквами мы пишем в тетради.
Не звонкие согласные.
По вертикали:
Эти звуки можно пропеть.
Мы их не можем произнести, но можем написать и увидеть.
Он нам нужен, если нет тетради.
Согласные с уступчивым, добрым характером.
Так называются маленькие, не заглавные буквы.
Ответы: по горизонтали – слог, звуки, слово, алфавит, согласные, прописные, глухие;
по вертикали – гласные, буквы, листок, мягкие, строчные.
Вариант № 2
1 | | | 2 | | 3 | | | 4 |
| | | | | | | | |
| | 5 | | | | 6 | | |
7 | | | | | | 8 | | |
| | | | | | | | |
| | 9 | 10 | | 11 | | | |
| | | | | | | | |
12 | | | | | 13 | | | |
По горизонтали:
Зимняя одежда.
Школьное занятие.
Без него не обойтись футболисту.
Нечетное число.
Жалящее насекомое.
Антоним рая.
12. Сушеный виноград, добавляемый в булочки.
13. На них сидя катаются зимой.
По вертикали:
Красивые коробочки для хранения украшений.
Женское имя.
Органы слуха.
Некрасивые, неразборчивые буквы.
Бомба.
Папа жеребенка.
10. Белое облако от костра.
11. Самый чувствительный орган у собаки.
Ответы: по горизонтали – шуба, урок, мячик, три, оса, ад, изюм, сани;
по вертикали – шкатулка, Аня, ухо, каракули, мина, конь, дым, нос
Вариант №3
| | 1 | | 2 | | | 3 | | 4 | | |
| | 5 | | | | | 6 | | | | |
| | | | 7 | | | | | | | |
8 | 9 | | | | | | 10 | | | 11 | |
| | | | 11 | | | | | | | |
| 12 | | | | | | | | 13 | | |
| | | | | | | | | | | |
| 14 | | | | | | 15 | | | | |
По горизонтали:
Детский рев.
Что говорит мама, укладывая ребенка в кровать?
С этим криком идут в атаку.
Так моряки называют север и северный ветер.
Неровно.
Пламя.
11. «Долото» дятла.
Обращение к отцу.
Он есть у сома.
Потолок на улице.
Их продают перед Новым годом.
По вертикали:
Воспитательное учреждение для самых маленьких детей.
Зарубежная сказка про деревянного мальчика.
Этого героя полюбила Белль, и он превратился в принца.
Жировое отложение в теле животного.
9. Морской моллюск.
11. В них прячет подарки Санта-Клаус.
Ответы: по горизонтали – плач, спи, ура, норд, криво, огонь, клюв, па, ус, небо, елки;
по вертикали – ясли, Пиноккио, чудовище, сало, рапан, носки.
Приложение № 5.
Загадки
А-О
Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратого, и Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Я лаю со всякой собакой, я вою со всякой совою,
И каждую песню твою я вместе с тобою пою.
(Эхо)
Был белый дом, чудесный дом, но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо.
(Яйцо)
И-Ы
Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха как паутинку я тяну.
(Иголка)
В воде мы живем, без воды пропадем
(Рыбы)
Его любят мыши и в нем много дыр, называется он…
(Сыр)
К деревцам наискосок привязали поясок.
Оказалось, посмотри, просто вылитая…
Смешно мальчишкам и девчонкам проходят мимо толстый с тонким.
Они идут, не замечают, что букву всем одну напоминают.
Ь
Пень, день, уголь, огонь, окунь, зверь
Загадки (отгадки записываются в тетрадь)
В воде купался, сух остался.
(Гусь)
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.
(Дверь)
Друг за дружкой чередой мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ, а сестра, наоборот, спать немедленно зовет.
(День и ночь)
Есть, ребята, у меня 2 серебрянных коня.
Езжу сразу на обоих, что за кони у меня?
(Коньки)
Трав копытами касаясь ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Лось, олень)
Красная корова всю солому поела.
(Огонь)
У двух матерей по 5 сыновей, одно имя всем.
(Пальцы)
Без ног приходит, без языка рассказывает.
(Письмо)
З-С
Летом серый, зимой белый.
(Заяц)
Золотое решето черных домиков полно.
(Подсолнух)
Алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный
(Арбуз)
У двери лежит, дом сторожит.
(Собака)
В шубе летом, зимой раздетый.
(Лес)
Б-П
Цветок сорвать я не успел, вспорхнул цветок и улетел.
(Бабочка)
Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен.
(Леопард)
В кружевную сеть ловушку ткач поймал жука и мушку.
(Паук)
Под острым гребнем из металла сосна и липа застонала.
(Пила)
От банана до банана ловко скачет…
(Обезьяна)
Ах, не трогайте меня – обожгу и без огня.
(Крапива)
Хоть зубаст, но очень добр, он речной строитель …
(Бобр)
Д-Т
Прозрачны четыре крыла, как слюда. Трепещут, шуршат в вихре танца всегда.
(Стрекоза)
Две горы шли по пустыне, я сидел в их седловине.
(Верблюд)
От солнца с дождем мы дождались подарка: играет в лучах многоцветная арка.
(Радуга)
Рога выползали из трубки-спирали, чего-то искали – бодать – не бодали.
(Улитка)
Роют под землею хитроумные ходы слепые архитекторы – черные…
(Кроты)
По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в реку угодил, нос откусит
(Крокодил)
В-Ф
Он высокий и пятнистый с длинной-длинной шеей, листья ест с деревьев.
(Жираф)
Серовато, воровато по полям он рыщет, телят, ягняток ищет.
(Волк)
Без рук, без ног, ворота и окна отворяет.
(Ветер)
В яме спит зимою длинной, летом ходит за малиной.
(Медведь)
К чаю меня достали из буфета – я сладкая …
(Конфета)
Ручкам в норках тех темно, но зато тепло, тепло.
(Варежки)
Г-К
Он качалка и кровать, хорошо на нем лежать.
(Гамак)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
(Гриб)
Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он. Видно желуди искал. Я пугать его не стал. (Кабан)
Шалунишек за проказу мама в сумку прячет сразу.
(Кенгуру)
Идет вперевалку как малый ребенок, щеголь во фраке – смешной…
(Прингвиненок)
Видим попрыгунчика, слышим стрекотунчика.
(Кузнечик)
Ж-Ш
Под соснами, под елками лежит клубок с иголками.
(Ежик)
Ростом разные подружки все они сидят друг в дружке.
(Матрешки)
Ее копали из земли, жарили, варили и в золе пекли.
(Картошка)
Мордочка усатая, часто умывается, а с водой не знается.
(Кошка)
В прорубь смело захожу, подражаю я ...
(Моржу)
Белый венок окружает желток, то не яичко, а милый цветок.
(Желток)
42