Комплексно-тематическое планирование «Социально-коммуникативное развитие» (подготовительная группа)
Комплексно-тематическое планирование
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Неделя Тема недели |
Сюжетно-ролевая игра |
Дидактическая игра |
Театрализованная игра |
Подвижная игра |
«Здравствуй детский сад. День знаний» |
«Школа» Цель: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. |
«Первоклассник». Цель: закреплять знания о том, какие учебные принадлежности и для чего нужны первокласснику, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. Пробуждать желание учиться в школе. |
Игра «Дедушка Молчок» Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. |
«Перебежки». Цель: учить пробегать медленным темпом длинные дистанции, начинать и прекращать игру по сигналу воспитателя. Расширять двигательный опыт. |
Мой город. Моя страна |
«Строим дом» Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». |
«Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города). Цель: Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. |
Пантомическая игра «Угадай кого покажу» Цель: Упражнять выразительности мимики и жестов |
«Добеги и прыгни» Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. |
Урожай |
«Машины на нашей улице» Цель: развивать воображение, игровой диалог, творчество; воспитывать умение играть дружно, договариваться, справедливо распределять роли, при сочинении сюжета дослушивать товарища до конца, не перебивать |
«Отгадайте, что за растение». Цель: описать предмет и узнать его по описанию. |
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений Цель: развивать воображение и пантомимические навыки. |
«Совушка». Цель: учить действовать по сигналу.
|
Краски осени |
«Семья». Сюжет «Собираемся на осеннюю прогулку» (поощрять самостоятельность детей в создании игровой среды; учить делать атрибуты для игры, используя предметы – заместители и подручные средства; способствовать развитию взаимоотношений, формирование дружелюбия |
«От какого дерева лист» Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, уметь по сигналу быстро ориентироваться по картинкам и находить нужное дерево |
«Веселый Старичок-лесовичок» Цель: учить пользоваться разными интонациями. |
«Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость. |
Животный мир |
«Ветеринарная лечебница» Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
«Узнай следы» Цель: развивать наблюдательность, внимание |
Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…» Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным. |
«Собака и воробьи» Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве |
Я-человек |
«Парикмахерская» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу «Скорая помощь. Поликлиника» Цель: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. |
«Не ошибись» Цель: уточнить, закрепить знания детей об органах чувств, развивать находчивость, сообразительность, внимание. |
Игры на развитие выразительной мимики. Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа. |
«Мы — шоферы» Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя, развивать внимание. |
Народная культура и традиции |
«В кафе» Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта. |
«Угадай-ка» Цель: закреплять знания о видах искусства |
Игра «Телефон» Цель: развивать фантазию, диалогическую речь. |
«Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. . |
Наш быт |
«Салон красоты» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу. |
«Назови три предмета». Цель: упражнять детей в классификации предметов. |
Игра «Зеркало» Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике. |
«Уголки». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега. |
Дружба. День народного единства |
«Путешествие» Цель: формировать умения творчески развивать сюжет игры. |
«Отвечай быстро» Цель: развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи |
Игра «Узнай по носу» Цель. Развивать внимание, наблюдательность. |
«Горелки». Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. |
Транспорт |
«На дорогах города» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. |
«Что лишнее?» Цель: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков |
Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» Цель: Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. |
«Перебежки-догонялки». Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. |
Здоровей-ка |
«Скорая помощь» Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
«Да – нет». Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения. |
Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской) Цель: развивать инициативность пантомимические навыки. |
«Мы — веселые ребята», Цели: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге. |
Кто как готовится к зиме (дикие животные) |
«Зоопарк» Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах. |
«Отгадываем загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре. |
Игра-пантомима «Медвежата» Цель: развивать пантомимические навыки |
«Волк и козлята», Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию; воспитывать смелость. |
Кто как готовится к зиме (птицы) |
«Зоопарк» Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах. |
«Отгадай и назови» Цель: узнавать и называть по описанию |
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) Цель: развивать пантомимические навыки. |
«Коршун и наседка». Цели: учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость. |
Здравствуй, зимушка- зима! |
«Парикмахерская». Цель: формировать умение распределять роли, разнообразить сюжет. |
«Когда это бывает?» Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы |
Игра-пантомима «Сугроб» Цель: развивать выразительность мимики и жестов. |
«Прямо в цель». Цель: упражнять в метании. |
Город мастеров |
«Строительство» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. |
«Угадай, что в мешочке» Цель: описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь. |
Игры-превращения. «Деревянные и тряпичные куклы» Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения.
|
«Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. |
Новогодний калейдоскоп |
«В магазине игрушек» Цель: учить подчиняться правилам игры, играть сообща, развивать диалогическую речь. |
«Волшебная коробочка» Цель: развивать умение определять на ощупь ёлочную игрушку, закрепить правила безопасного обращения с ёлкой и ёлочными украшениями. |
Сказка «Морозко» (перчаточный театр) Цель: учить сопереживать героям сказки учить слушать, воспитывать любовь к сказкам, вызвать желание принимать участие в показе. |
«Встречные перебежки». Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища. |
Новый год |
«Семья» - «Готовимся к встрече Нового года» Цель: учить детей распределять роли, выстраивать сюжет и придерживаться избранной сюжетной линии; развивать навыки коллективизма и межличностного общения. |
«Кто на чем передвигается?» Цель: закрепить знания детей о способах передвижения сказочных персонажей. |
Игра «И я тоже!» Цель: Совершенствовать внимание, наблюдательность. |
«Дорожки» Цель: научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего |
Зимние каникулы |
||||
Зимние забавы |
||||
Зимние виды спорта |
«Мы – спортсмены» Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве. |
«Что лишнее?» Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков |
Игра «Тень» Цель: Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми. |
«Два мороза» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. |
В гостях у сказки |
«Путешествие с героями любимых книг» Цель: Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя. |
«Третий лишний» (ГЕРОЙ). Цель: закреплять знания детей |
Игра «Измени голос» Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. |
«Снежная карусель». Цель: упражнять в ориентировке на местности. |
Этикет |
«Почта» Цель: формировать у детей умение согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, использовании предметов-заместителей. |
«Загадки – отгадки». Цель: развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций |
Игра «Ласковое слово» Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. |
«Совушка». Цель: учить выполнять движения по сигналу. |
Моя семья |
«Семья», «Дочки-матери». Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. |
«Я живу в дружной семье». Цель: Уточнить знания детей о членах своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья. |
Игра «Угадай, чей голосок» Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу. |
«Кто лучше прыгнет?». Цели: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать. |
Азбука безопасности |
«Правила движения» Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф». |
«Наша улица». Цель: закреплять знания о строении улицы; формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них. |
«Кошкин дом» Цель: учить детей инсценировать знакомые сказки; передавать смысл сказки не только словами, но и жестами, мимикой, движениями, действиями с предметами; воспитывать культуру поведения детей, интерес к театральной деятельности и фольклору, умение смотреть и слушать. |
«Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры. |
Маленькие исследователи |
«Скорая помощь» Цели: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. |
«Узнай на ощупь» Цель: совершенствование чувственного опыта детей |
Театрализация русской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Цель: вызвать желание внимательно слушать, понимать, запоминать сказку с опорой на наглядность. |
«Лягушки и цапля» Цель: упражнять в быстром беге и прыжках в длину, развивать физические качества: быстроту, ловкость. |
Наши защитники |
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод». |
«Кто знает, пусть продолжит». Цель: развивать умение обобщать и классифицировать. |
Пальчиковый театр. Инсценировка сказки «Колобок» Цель: Учить передавать образы движениями рук, пальцев. |
«Пятнашки» Цель: развивать быстроту движений. |
Миром правит доброта |
«Семья». Цель: развивать умения у детей обыгрывать замысел игры, распределять роли |
«Это плохо или хорошо?». Цель: самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения |
Постановка сказки «Сказка о невоспитанном мышонке» Цель: Работа над выразительностью исполнения. |
«Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков. |
Женский день |
«Мы готовимся к празднику» Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. |
«Назови чья мама». Цель: знать и называть взрослых животных и их малышей. |
Инсценировка русской народной сказки «Петух и собака» Цель: Создание условий для эмоционального восприятия образного содержания сказки. |
«Попади в цель». Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры, развитие движений. |
Быть здоровыми хотим |
«Больница» Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
|
«Да – нет». Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы; делать правильные умозаключения. |
Расскажи стихи руками Цель: побуждать детей к импровизации. |
«Замри» Цель: закреплять умение понимать схематические изображения позы человека |
Весна шагает по стране |
«Железная дорога» Цель: Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашей. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом.Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. |
«Какое время года?». Цели: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года |
Инсценировка сказки «Три медведя» Цель: развитие артистических способностей, развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи, развитие выразительности мимики, жестов, развитие памяти, внимания, мышления - воспитание интереса к театрализованной деятельности, воспитание чувства коллективизма, сплочение детского коллектива. |
Краски» Цель: упражнять в знании цветов, развивать ловкость. |
День смеха. Цирк. Театр |
«Семья. Идем в цирк» Цель: развитие умения распределять роли и придерживаться их. |
«Коробочка от клоуна» Цель: продолжать учить классифицировать предметы по разным признакам |
Праздник «К сожаленью День рожденья только раз в году» Цель: Учить придумывать шуточные фокусы, показывать «живые» скульптуры, развивать язык жестов. |
«Совушка-сова» Цель: упражнять в беге |
Встречаем птиц |
«Строительство» Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей. |
«Третий лишний» (ПТИЦЫ). Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц |
«Лиса и дрозд». Цель: учить детей разыгрывать представление по сказке |
«Поймай мяч». Цель: упражнять детей в выполнении броска различными способами. |
Космос |
«Космонавты» Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». |
«Кто быстрее соберёт звёзды». Цель: расширять представление о вселенной, космосе, звёздах. |
Игра-драматизация сказки «Теремок» Цель: способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. |
«Кто скорее» Цель: развивать у детей координацию движений. Упражнять в прыжках. |
Волшебница вода |
«Рыбаки». Цель: закрепление представлений детей о рыбной ловле. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
«Какая бывает вода?» Цель:закрепить знания детей о разных состояниях воды |
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Цель: Формировать интерес к театрально- игровой деятельности. Развивать элементы логического мышления через отгадывание загадок; Развивать диалогическую речь. Учить оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение сказки; Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость. |
«Попади в цель» Цель:упражнять в метании предметов в цель. |
Животный мир морей и океанов |
«Путешествие по реке» Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых — работников речного порта для городов и сел страны |
«Что лишнее?» Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков |
Игра- драматизация «Кошкин дом» Цель: углублять и закреплять знания детей о пользе и вреде огня. Способствовать формированию навыков правильного обращения с огнем |
«Дедушка Водяной» Количество игроков: любое Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами : - Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на минуточку! После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится "Водяным» |
Праздник весны и труда |
«В гостях у бабушки». Цель: воспитывать чувство коллективизма. |
«Накрой стол для угощения» Цель: Совершенствовать умение сервировать стол, совершенствовать навыки общения. |
Сказка " Рукавичка" Цель: формирование у детей интереса к театральной деятельности, обогащение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей; развивать связную речь; |
«Кот и мыши». Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. |
День победы |
«Мы – военные разведчики» Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». |
«Кто знает, пусть продолжит». Цель: развивать умение обобщать и классифицировать. |
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» Цель: воспитывать у детей интерес к театру. |
«Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. |
Мир природы |
«В лесу» Цель. Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе. |
«Что лишнее?» Цели: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков |
Инсценировка сказки "Доктор Айболит" Цель: Воспитывать чувства сострадания, любви, добра сопереживания к героям сказки «Айболит». Учить заканчивать начатую стихотворную фразу по данной сказке. Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений. Использовать элементы драматизации, умение интонацией, жестами передать своё отношение к сказке. |
«Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры. |
Вот мы какие стали большие |
«Кафе» Цель: знакомить детей с профессиями повара, кулинара, официанта. Знакомить с правилами правильного питания. Дать информацию о вредной и здоровой пище. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. |
«Природа и человек». Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. |
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. |
«Перелет птиц» Цель: упражнять в беге в разных направлениях; |
До свидания детский сад |
«Детский сад» Цель: расширить и закрепить представление детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада, воспитывать дружелюбные взаимоотношения |
«Я начну, а ты продолжи». Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память |
Театральная постановке «Лисичка со скалочкой». Цель: Создание условий для формирования умений у детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми. |
«Краски» Цели: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; |