12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Екатерина Витальевна7875
Учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж 23 год.
Россия, Ивановская обл., Иваново
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРТОЧКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

Комплект универсальных развивающих карточек

«Увлекательная грамота»

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии».

Д. Б. Эльконин

Актуальность

В последнее десятилетие глобально увеличивается число детей, имеющих проблемы речевого развития. Уже на первых этапах обучения чтению и письму такие дети испы­тывают значительные трудности, пишут с большим количеством ошибок, имеют низкие оценки, и как результат - негативное отношение к школе, проблемы в поведении, повышенная утомляемость и как следствие - невроз. По моему мнению, этого можно избежать. А наиболее эффективным и продуктивным методом подготовки к обучению детей грамоте являются современные игровые технологии, которые помогают ребенку, исполнять роль самостоятельного субъекта, активно взаимодействующего с окружающей его образовательной средой.

В игре обучение происходит без принуждения, весело, радостно и наиболее эффективно. Игра помогает мне организовать деятельность детей, обогащает их новыми знаниями и открытиями, стимулирует мышление, внимание, и конечно, активизирует речь.

Пояснительная записка

Комплект развивающих карточек «Увлекательная грамота» предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 5-8 лет. Занятия с использованием развивающих карточек помогут ребенку в игровой форме быстрее освоить такие понятия как «звук», «буква», «слово», «слог», «ударение», помогут овладеть навыком деления слов на слоги, навыком выполнения звуко-буквенного анализа слов; улучшат технику чтения коротких слов, сформируют умение правильно ставить ударение. Игры с карточками развивают речь, память, внимание, логическое мышление, умение сосредоточиться, расширяют словарный запас.

Комплект содержит 40 больших карточек с картинками и 64 мелких со схемами и цифрами. Все карточки за ламинированы, что дает возможность их длительного использования. Крупные картинки соединяются с мелкими при помощи крепления – липучка.

Я использую в своей работе 12 разнообразных игр с данными карточками, но можно импровизировать и придумывать новые игры.

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

1. Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;

2. Автоматизировать в активной речи детей понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;

3. Формировать навык деления слов на слоги и умение определять количество слогов в слове;

4. Обучать детей сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

5. Развивать слухового внимания и фонематическое восприятие;

6. Развивать психические процессы, речь;

7. Совершенствовать мелкую моторику.

Игра «Живое - неживое»

Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки и распредели их на две группы: «живое», «неживое».

Игра «Обобщения»

Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки (логопед выкладывает перед ребенком определенный набор картинок) и назови все одним обобщающим словом

Игра «Четвертый лишний»

Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки, назови их. Найди лишнюю картинку, объясни, почему она лишняя. (Сначала предлагаем простые варианты, а затем более сложные. Например: сок-утка-оса-улитка, лишний сок, это слово начинается с согласного звука, а все остальные с гласного. Или кот-корова-коза-кит, лишнее слово кит, оно начинается на согласный мягкий звук [к'], а все остальные на согласный твёрдый [к]).

Игра «Подбери слова к картинкам»

Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки, подбери к каждой картинке подпись. Соедини их.

Игра «Подбери звуковую схему к картинкам»

Вариант 1. Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки, подбери к звуковой схеме подходящую картинку.


Вариант 2. Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки, подбери к звуковым схемам подходящие картинки.

Игра «Раздели слова на слоги»

Инструкция для детей. Посмотри внимательно на картинки, произнеси слова и раздели их на слоги, и попробуй подобрать к ним схему.

Игра «Звуковой счет»

Инструкция для детей:

сосчитай сколько в слове звуков, подбери цифру;

сосчитай сколько в слове гласных звуков, подбери цифру;

сосчитай сколько в слове согласных звуков, подбери цифру;

сосчитай сколько в слове согласных твердых звуков, подбери цифру и т.д.

Игра «Составь предложения»

Инструкция для детей. Посмотри на картинки и попробуй составить предложение.

«В лесу живут лось и лиса». «На диване сидит кот». «Я люблю сок из апельсина». «У стола стоит стул». «У дома растут розы». «Света из лейки поливает маки».

Дидактическая игра «Твердый-мягкий», «Гласный согласный»

Инструкция для детей. Посмотри на картинки, назови их. Разложи картинки в две колонки, в одну те, что начинаются на твердый согласный, в другую на мягкий согласный.

Игра «Один-много»

Инструкция для детей: я назову слово в единственном числе, а ты – во множественном (и наоборот).

Игра «Что бывает?»

Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие вопросы:

Кто бывает деревянным?

Что бывает вкусным?

Что бывает круглым?

Что бывает красным? и т.д.

Игра «Подбери картинки на заданный звук (букву)»

Инструкция для детей. Посмотри на картинки, найди картинки, которые начинаются на заданный звук (букву).

 

Использование развивающих карточек «Увлекательная грамота» вносит эффект игры в логопедическое занятие, повышает интерес ребёнка к выполнению задания в игровой форме.

Во время игры с многофункциональным пособием детям с ограниченными возможностями здоровья легче усвоить новые знания, закрепить полученные, так как обучение происходит в непроизвольной для них форме, задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются ВПФ (внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление).

Использование развивающих карточек «Увлекательная грамота» позволяет:

оптимизировать педагогический процесс, то есть за ограниченное «Программой» количество занятий эффективно решать весь комплекс задач;

повышать естественную для ребёнка игровую и двигательную активность;

эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи;

разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

побуждать ребёнка к общению;

повышать эмоциональный тонус.

Информационные ресурсы:

2. Агранович З.Е. " Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов детей. " СП.б: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.

3. Агранович З.Е. " Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. " СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2001г.

4. Гвоздев А.Н. " Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. " М., Изд-во АПН РСФР, 1948.

5. Гризик В.И. " Обучение детей грамоте." Методическое руководство к пр." Радуга." М. 1991г.

6. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов./ Под редакцией В.И.Селивёрстова. 3-е изд.М.Просвещение, 1987г.

7. Колесникова Е.В. " Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». М. Гном-Пресс. 2000г.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (13)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 08.07.18 в 17:15 5Ответить Пожаловаться
Замечательный дидактический материал, многофункциональный!!!!! Браво, Екатерина Витальевна!!!!

Тихомирова Екатерина Витальевна, 08.07.18 в 19:48 4Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, Ирина Михайловна, за внимание к моему творчеству!

Фокина Лидия Петровна, 09.07.18 в 08:04 4Ответить Пожаловаться
Екатерина Витальевна! Великолепная работа. Спасибо за Ваше творчество.
Тихомирова Екатерина Витальевна, 09.07.18 в 11:08 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лидия Петровна!

Макарова Татьяна Анатольевна, 17.07.18 в 00:45 2Ответить Пожаловаться
Отличный материал, спасибо!!!
Ястребова Элла Ревнеровна, 16.08.18 в 10:38 2Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал Екатерина Витальевна! Наглядный, иллюстративный!
Тихомирова Екатерина Витальевна, 16.08.18 в 21:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Элла Ревнеровна.
Антонова Наталья Дмитриевна, 18.09.18 в 15:48 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю Екатерина Витальевна!!!
Тихомирова Екатерина Витальевна, 18.09.18 в 16:02 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Дмитриевна!!!
Дементьева Ирина Михайловна, 18.09.18 в 19:32 2Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЧИНА, ЕКАТЕРИНА ВИТАЛЬЕВНА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.