Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 13 Бугаева Н.И.
Тема урока: Случаи вычитания: 15 -
Цели урока:
-рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 15 с переходом через десяток;
-закреплять знание учащимися состава чисел 11, 12, 13, 14;
-продолжать работу над задачами.
Планируемые результаты:
Личностные умения:
проявлять интерес к изучению темы;
осознавать собственные достижения при изучении темы.
Метапредметные:
- познавательные:
уметь вычислять примеры данного вида.
- регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
соотносить учебное действие с известным алгоритмом;
выполнять самопроверку, вносить коррективы.
Коммуникативные:
формулировать высказывания, понятные сверстникам;
согласовывать позиции, находить общее решение.
Предметные:
уметь находить место числа в числовом ряду;
уметь вычислять примеры вида 15-□;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 5 10 5 10 5 10 5
15 15 15 15 15 15
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Задание 5 (с. 78 учебника, часть 2).
IV. Повторение изученного о случаях вычитания: 11- ; 12 - ; ;13 - ;
Закрепление знания таблицы сложения.
С этой целью выполняется задание 1 (с. 78 учебника, часть 2) с комментированием.
V. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 15 с переходом через десяток.
На доске записаны разности:
15 – 6 15 – 7 15 – 8 15 – 9
Учитель:
– Как вы нашли бы значения данных разностей?
Учащиеся находят значения каждого выражения двумя способами.
2. Запись таблицы вычитания из числа 15.
В тетрадях учащиеся записывают таблицу вычитания:
15 – 6 = 9 15 – 7 = 8
15 – 9 = 6 15 – 8 = 7
Физкультминутка
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 2 (с. 78 учебника, часть 2).
Учитель:
– Что в задаче известно?
– Что следует узнать?
– Сделаем к задаче рисунок.
– Как узнаете: сколько в буфет привезли яблок? (Сложением.)
– Запишите решение.
– Каким действием будете находить ответ на второй вопрос задачи? (Вычитанием.)
– Почему?
– Запишите решение.
– Ответьте на вопросы задачи (устно).
– Рассмотрите решения, записанные в задании 3 (с. 78 учебника, часть 2).
– Составьте задачу, соответствующую первому выражению.
Например:
В детский сад привезли 12 килограммов картофеля, израсходовали 10 килограммов. Сколько килограммов картофеля осталось?
– Составьте задачу, соответствующую второму выражению.
Например:
В бидоне было 9 литров молока, а в кувшине 3 литра. Сколько всего литров молока в бидоне и в кувшине?
Физкульминутка.
Учащиеся решают самостоятельно задачи 1, 2 (с. 25 в тетради № 2) с последующей фронтальной проверкой.
VII. Закрепление знания состава чисел 11–20.
Групповая работа:
В заключение урока ученики работают в парах.
Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с составом чисел 11–20.
Например:
11 – это 8 и …
12 – это 9 и …
13 – это 6 и …
14 – это 7 и …
15 – это 6 и …
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Какие трудности испытывали на уроке?