Эссе «Профессия, которая нужна России»
Сазонова Анастасия Сергеевна,
учитель математики,
МБОУ «СОШ № 36»,
г. Ангарска, Иркутской области
Я – учитель. Когда я решила стать учителем? Думаю, всё началось очень давно. В детстве, когда ко мне приходили друзья мы обязательно играли в «школу». Учителем почему-то всегда была я. У меня была настенная карта мира и была я учителем географии (потом я хотела стать стюардессой, а родители хотели, чтобы я стала – доктором). Постарше, лет в 11-13, гуляя во дворе, я играла в учителя математики. Наш дом был обнесён забором, состоящим из промышленного шифера, по нему очень удобно было писать мелом. Я выводила формулы, изученные в школе, решала задачи, учила невидимых учеников. В 16 лет я с семьёй переехала жить в Ангарск и моё учительство ушло, появились другие интересы.
По окончании школы каким-то чудесным образом я поступила именно на математический факультет в ВУЗ. Мне хотелось решать и находить ответы, доказывать теоремы. День, ночь – не важно. Если мне попадались какие-нибудь трудные и необычные задачи, я с азартом начинала их решать, будто это было самым важным в моей жизни. По окончании ВУЗа я твёрдо знала, что буду учителем математики. Конечно, 8 лет назад я считала, что если я отлично знаю свой предмет, то мне не составит труда обучить математической грамоте других. Я наивно предполагала, что все будут воспринимать интегралы, дроби, уравнения с таким же интересом, как и я, и с удивлением обнаружила, что это не так.
А чему, собственно, я собиралась научить ребят? Считать, решать задачи, знать формулы? В этом и состоит моя задача?
И вот я работаю в школе. Мой первый 5 класс был достаточно сильным классом, и я не знала проблем в том, чтобы донести до учеников законы и правила математики. Затем я перешла работать в другую школу и поняла, что не всем детям легко даётся мой предмет.
Каждый день на работе во мне словно живут две личности: учитель и математик. Моя задача как учителя математики – научить предмету. Но у большинства учеников математика вызывает страх, неуверенность в своих силах, и вследствие этого непринятие предмета. А некоторым вообще не до учебы из-за каких-то личных проблем в школе, семье. И как математик я начинаю давить на них, требовать, раздражаться, злиться от своего бессилия: ведь все школьники обязаны постичь математику или хотя бы понимать минимум, который требует от них государство! И в эти моменты появляется – учитель. Понимающий, поддерживающий, прощающий, с которым можно поговорить, пошутить, рассказать о своих трудностях, поделиться мыслями. Это человек, для которого главное - личность ребенка. Мне бывает трудно находить гармонию моего внутреннего состояния. Но я с этим справляюсь. И ещё я всё время учусь. Отчасти мне помогают другие учителя своим примером. Периодически перечитываю Я.А. Каменского, В.А. Сухомлинского, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, ищу новые приёмы и методы для моей деятельности в различной педагогической литературе.
Мне близки и понятны слова А.С. Макаренко «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям…» и я стараюсь всегда помнить об этом.
Я получаю огромное удовольствие от своей работы: я являюсь свидетелем личностного роста моих учеников, их побед в предметных олимпиадах; я вижу, как загораются глаза, когда они восклицают «О, я понял!» или аплодируют «своим» же открытиям.
- Что такое математика? – спросила меня недавно моя трехлетняя дочь перед сном.
- Понимаешь, для меня математика – это порядок ума, - ответила я.
- Я тоже люблю порядок, - ответила она и заснула.
И в этом моём ответе состоит мир, в котором я живу, почему мне нравится именно эта наука.
Я уверена, что у каждого человека есть своё призвание: кто-то должен стать замечательной мамой, кто-то удачливым бизнесменом или же талантливым кондитером. К сожалению не каждому удаётся найти своё призвание, но если говорить обо мне, то я с гордостью могу сказать, что моё призвание – Учитель. Это не значит, что всё будет легко. Это значит, что именно в этой профессии, занимаясь любимым делом, любимой наукой, работая с замечательными людьми: детьми и коллегами, я смогу принести радость и пользу, и себе и другим.
И дело не в том, чтобы мои ученики стали гениальными математиками, самое важное, чему я хочу их научить в первую очередь – это быть Человеком с большой буквы. Как сказал тот же А.С. Макаренко «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».
Я очень благодарна моему государству, родителям за то, что я смогла получить достойное образование, самореализоваться и стать частью отечественной образовательной системы. И моя профессия как Учителя действительно необходима для укрепления Государства. Я – учитель! И это звучит гордо.
Гвалдин Александр Юрьевич