Как организовать урок русского языка с элементами проблемного обучения?
Как организовать урок русского языка с элементами проблемного обучения?
Ученые и педагоги сходятся во мнении, что традиционные формы обучения себя исчерпали. В связи с этим перед учителем стоит нелегкая задача – удивить, заинтересовать учащихся. По Ильницкой И.А., «ключом к успеху» на сегодняшний день можно считать технологию проблемного обучения. По ее мнению, именно данная технология позволяет заменить привычный урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний. Ильницкая Т.А. выделяет следующие возможности постановки проблемы на уроке:
1) создание проблемной ситуации,
2) подводящий диалог,
3) сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
Остановлюсь на первой. В основе любой проблемной ситуации лежит противоречие, для выхода из которого учитель должен развернуть диалог, побуждающий учеников к осознанию данного противоречия и следующему за ним формулированию проблемы. В частности, на уроках русского языка чаще всего используются приемы создания проблемной ситуации «с затруднением». На таких уроках сталкиваются различные мнения учеников.
Прежде чем построить урок с элементами проблемного обучения, учителю необходимо определиться с темой урока (иногда она может стать учебной проблемой) и в чем заключается новое знание. Поиск решения, как правило, заканчивается формулировкой темы урока или вопроса.
Приведу пример создания проблемной ситуации при работе с текстом на уроке русского языка:
Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 5 классе
«Полные и краткие имена прилагательные»
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
1.Актуализация знаний | -Сегодняшний урок мы начнем со словарно-орфографической работы. Запишите в тетрадях слово «вежливый». Найдите лексическое значение слова в толковых словарях. Проговорим хором по слогам: веж-ли-вый. Ставим ударение в слове, подчеркиваем ошибкоопасные места. Слово «вежливый» образовалось от древнерусского «вежа» с помощью суффикса -лив-. «Вежа» - знаток («ведать» - знать). Буквальное значение слова «вежливый» - знающий, как себя вести. Подберем однокоренные слова (вежливость, вежливо). Выделите общий корень — вежлив-. Составьте словосочетания с данным словом (вежливый человек). Составьте предложение с этим словосочетанием (Случайный попутчик оказался очень вежливым человеком). -Подберите синонимы к слову вежливый (почтИтельный, учтИвый, уважИтельный). Подведение к теме урока: вежливый — вежлив (записать) -Чем отличаются эти имена прилагательные? (разные формы — полная и краткая). Сформулируйте тему урока. | Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. | Применяют изученные ранее этапы СОР | Строить речевое высказывание в устной форме (К). Возможность существования разных точек зрения (К). Высказывать предположения (Р). |
2.Объяснение нового материала. | 1) работа с текстом. Ребята, на ваших столах лежат карточки с текстом, автором которого является Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг., Калужская область) — русский советский писатель, автор циклов «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повести «Детство», путешественник, участник арктических экспедиций. Послушайте, пожалуйста, текст. Какова его тема? (приход весны в лесу). Определите стиль текста (художественный, т.к. воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, характеризуется образностью, эмоциональностью речи). Выборочное списывание. Выпишите имена прилагательные из текста. Рядом с краткой формой напишите полную. Радостна — радостная, шумна — шумная, пахуча -пахучая, но: весен-н-ие (е//0 звука) - Почему автор употребляет именно эту форму? Давайте сравним предложения: Радостная шумная и пахучая весна в лесу. - Радостна шумна и пахуча весна в лесу. В предложениях пропущены знаки препинания. Почему? (однородные сказуемые). Запишите. Эта собака злая.- Он зол на меня. Вывод: полная форма обозначает постоянный признак, краткая — временный. Есть ли краткая форма у имени прилагательного весенний? (нет) Какие имена прилагательные не имеют краткой формы? Где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике). 2)чтение учебника. Установка на чтение. Читаем, используя знаки: ! - уже знакомо, ? - новая информация. Какая информация является новой? Кто помнит вопрос, ответ на который мы не знали? Нашли ответ? Вывод: краткую форму могут иметь только те прилагательные, которые обозначают качество предметов (радостная, шумная, пахучая); имена прилагательные, обозначающие признак предмета через его отношение к другому предмету, краткой формы не имеют, т.к. не могут обозначать временный признак. - Составьте предложение с краткой формой нашего словарного слова «вежливый». | Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с текстом при помощи технологии изучающего чтения. | Анализируют материал для наблюдений Сталкиваются с проблемой: все ли имена прилагательные в русском языке имеют краткую форму. Пытаются самостоятельно ответить на проблемный вопрос, стоявший перед ними — почему имя прилагательное «весенний» не имеет краткой формы? | Слышать и понимать речь других (К). Стремление к получению новых знаний (Л). Соотносить результат своей деятельности с образцом (П). |
3.Закрепление изученного. | А сейчас давайте выполним упражнение 588. Прочтите текст, выпишите имена прилагательные в краткой форме в единственном числе (м., ж., ср.р.). Ясны — ясен, ясна, ясно. Сладкогласны — сладкогласен, сладкогласна, сладкогласно. Напишите сочинение-миниатюру «Весна за окном», используя краткие имена прилагательные (некоторые работы зачитываются). | Организует работу с учебником. | Применяют новые знания на практике. | Контролировать свое время (Р). Анализируют зачитанные учителем работы, выявляют ошибки (Р). |
По Ипполитовой Н.А., такая работа с текстом, в ходе которой на уроке русского языка создается проблемная ситуация, помогает учителю-словеснику реализовывать системно-деятельностный подход в обучении и повышает уровень личной заинтересованности школьников в освоении нового материала.
Итак, уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Использованная литература:
- Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 5 класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 5 класс». – М., 2006.
- Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
- Егорова Н.В. Поурочное планирование по русскому языку. 5 класс. – М., 2005.
- Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
- Ильницкая, И.А. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения //Дошкольное воспитание. – Омск: ООИПКРО, 2007. – № 3. – С. 15–21.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
- Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
- Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
- Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
- 1993, №3. – С.31-38.
- Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.