Методические рекомендации на тему «Математическая игра на сельской местности» (5–6 класс)
«Математическая игра на сельской местности»
Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей математики. Ее решение важно еще и с той точки зрения, что для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.
На уроках математики, проходящих в классе, бывает трудно преодолеть ощущение умозрительности, оторванности от жизни. В задачах, например, порой идет речь о предметах, которых дети в реальности никогда не видели. А им просто необходимо увидеть, потрогать предметы, относительно которых они что-то узнали из задачи. Ребятам очень важно, чтобы за время учебы они хотя бы раз произвели измерения на местности, выполнили необходимые расчеты, требующиеся в хозяйстве. Эти практические запросы учащихся вполне может удовлетворить «Математическая игра на сельской местности».
Я провожу эту игру весной в конце 5 класса, при изучении темы «Повторение изученного материала», когда детям надоело выполнять традиционное домашнее задание, а на улице весенние солнечные дни.
Цели мероприятия:
Образовательные:
Повторение и обобщение материала, изученного в 5 классе;
Развивающие:
показать широту применения изученного материала посредством решения задач из разных сфер жизнедеятельности человека в сельской местности с целью развития активной познавательной деятельности обучающихся;
развитие логического мышления, вычислительных навыков, памяти обучающихся;
развивать коммуникабельность в каждом ребенке, желание помочь однокласснику, повысить ответственность за общий труд.
Воспитательные:
содействовать формированию системы знаний, понятий, представлений, обеспечивающих гармоничное развитие личности;
воспитание культуры общения, взаимопомощи, уважения к старшим, познавательного интереса школьников к изучению математики.
воспитание мотивации к изучению предмета математики.
Формы организации деятельности: групповая; с родителями.
Степень сложности заданий: средняя.
Проводить эту игру особенно удобно в условиях сельской местности, где каждый житель может предложить свою практическую помощь. Класс в 12 человек я разделила на 4 группы-бригады, в каждой тройке – бригадир. Каждая группа получила свое название и пакет с соответствующим практическим домашним заданием. Задания распределены дифференцированно, с учетом способностей и возможностей детей. Домашняя работа рассчитана 30-40 минут. Выполнение работы сопровождалось фотосъемкой. На следующий урок каждая бригада защищала свой проект перед классом, готовила фотоотчет, подводились итоги мероприятия, выставлялись отметки.
Я считаю, что знания, полученные в результате выполнения этого проекта, могут оказаться вполне полезными в реальной жизни.
Примеры практических заданий
Бригада «Строители».
Задание: Необходимо огородить цветочную клумбу на пришкольном участке декоративным деревянным палисадником. Размер одной дощечки 2см х 6см х 50 см. Дощечки прикреплены на расстоянии 5 см друг от друга. Измерить размеры клумбы и рассчитать, сколько кубических метров дерева потребуется на выполнение этой работы.
Бригада «Агрономы».
Задание:
«Какова средняя урожайность картофеля (в центнерах с гектара) на данном участке, если на нем было собрано 150 ведер картофеля?»
Для выполнения задания учащиеся должны измерить площадь участка, выразить ее в гектарах, подсчитать приблизительно, сколько килограммов картофеля содержится в 150 ведрах, выразить в центнерах и затем вычислить среднюю урожайность, поделив количество центнеров на число гектаров.
Бригада «Зоотехники» (Работает только под контролем родителей).
Задание:
1. Вычислите живой вес коровы (в кг) по формуле т=рl/50, где р-обхват туловища за лопатками (в см), l-расстояние от передней лопатки до корня хвоста (в см).
2. Объясните, что означает выражение: «Жирность молока составляет 4%».
3. Определите, сколько процентов дневного рациона коровы составляет сено?
Бригада «Торговцы».
Задание:
Отмерьте пять локтей веревки. Сколько это метров? За локоть платим алтын. Сколько это копеек?
Отпилите шест длиной в маховую сажень. Выразите его длину в метрах. За шест заплатили 40 полушек. Сколько это копеек?
Имеется мешок муки весом в 3 пуда. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг муки стоит 35 рублей?
Имеется фунт гвоздей. Подсчитайте, какова масса каждого гвоздя.
Для консультации:
1 локоть = 45 см; 1 пуд = 16 кг; 1 фунт = 400г;
1 маховая сажень = 176 см; 1 косая сажень = 248см;
1 алтын = 3 коп; 1 полушка = ¼ часть копейки.