Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Подготовительная группа.
Тема: «Цветок знаний».
Цель: Обобщение математических представлений детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать у детей навык в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
Продолжать учить детей называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
Развивающие: Продолжать формировать умения последовательно определять и называть дни недели.
Продолжать формировать умение моделировать предметы с помощью геометрических фигур по контурным образцам.
Развивать память, внимание, логическое мышление и связную речь.
Воспитательные: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: Активизация словаря: предыдущее число, последующее число.
Методы и приемы: Словесные: использование худ. слова, беседа, вопросы педагога, ответы детей, поощрение, дискуссия, уточнения. Наглядные: Цветик - семицветик, числовые карточки, письмо, корзина, шаблоны фигур.
Игровой: физкультминутка, дидактические игры «Какой фигуры не хватает», «Танграм», игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число», «Составь неделю».
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: ТСО, мольберт, магниты, письмо, корзина, цветок (лепестки), образец «Какой фигуры не хватает», шаблоны фигур (А4), наборное полотно, числовые карточки.
Раздаточный материал: игровизор, маркеры, салфетки, фигуры игры «Танграм» (3 штуки), числовые карточки, набор цифр 1-7.
Предварительная работа: Игровое упражнение «Назови день недели», «Неделя, стройся», «Назови число», «Закончи ряд», отгадывание загадок, разучивание игры «Мы пойдем налево», чтение и беседа по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик».
ХОД НОД.
1. Вводная часть.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отгадать загадку, слушайте внимательно:
Ровно семь лепестков
Нет пестрее цветков
Оторвешь лепесток
Полетит он на восток
И на север, и на юг
И вернется к нам он в круг
Ты желанье загадай
Исполненья ожидай
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек? - Это Цветик-семицветик.
2. Основная часть.
Воспитатель: - В какой сказке встречается этот цветок («Цветик -семицветик»)
-Помните, кто автор этой сказки? (Валентин Катаев).
-Я вам хочу показать этот цветок. (подходим к доске, убираю лист там нет цветка).
Воспитатель: А что случилось с цветком? Дети: цветок без лепестков, остался только стебелек…
Воспитатель: Может в этой корзине подсказка, не зря она здесь находится. Ребята, это письмо от Цветика-семицветика: Ветерок-озорник сорвал все мои лепестки и разбросал. Нужно собрать все лепестки в цветок. А для этого, необходимо выполнить несколько заданий. Поможем Цветику –семицветику?
Воспитатель: Ребята, за каждое правильно выполненное задание, мы получим по лепестку. Их мы прикрепим к сердцевине, и в итоге у нас получится… (Цветик-Семицветик).
Разминка.
Воспитатель: Первое задание: нам нужно ответить на вопросы. Давайте сядем (на ковер).
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года?
- Сколько дней в одной неделе?
-Сколько колес у машины? - 4
-Бывает после понедельника воскресенье? (нет). А что бывает после понедельника? (вторник)
- Бывает после лета зима? (нет). А что наступает после лета? (Осень)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? - 5
-Слушайте внимательно и назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье (четверг)
Воспитатель: Молодцы. Справились с этим заданием. Первый лепесток прикрепим к серединке.
-Сколько нам осталось собрать лепестков? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает»
Воспитатель: Давайте сядем за столы. Возьмите игровизоры. Слушайте задание: Вам необходимо в пустые окошки нарисовать недостающие фигуры, так чтобы они не повторялись в рядах.
Самостоятельное выполнение задания.
Воспитатель: Маша какую фигуру ты нарисовала в первой таблице? Почему?
Артур, какой фигуры не хватает во второй таблице? Почему ты так решил?
После выполнения задания показываю образец, дети сверяют.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы можем прикрепить второй лепесток.
- Сколько еще лепестков нам надо прикрепить? (5).
(садятся на стулья полукругом)
Воспитатель: Перед выполнением следующего задания, вам нужно отгадать загадки.
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная ... (собака)
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок,» – копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
Дидактическая игра «Танграм»
Воспитатель: Умнички! А сейчас вам необходимо собрать этих животных из геометрических фигур. Для этого разделитесь по 3-4 человека, подходите к столам и выполняйте задание. (складывают фигуру рядом)
Воспитатель: (Имя ребенка), кто у вас получился? Сколько фигур вам для этого понадобилось? (7)
- (Имя ребенка), кто у вас? Из какой фигуры составили уши? Голову?
- (Имя ребенка), кого вы собрали? (лошадку). Из какой фигуры голова лошадки? А шея?
Воспитатель: Молодцы! Мы можем прикрепить следующий лепесток. Сколько лепестков осталось собрать? (4)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Мы пойдем налево» (с музыкальным сопровождением)
Мы пойдем налево
Мы пойдем направо
Два раза повернемся
Потянемся, проснемся
Попрыгаем на месте
Шагнем вперед все вместе
Обратно как пингвины
Покатимся со льдины
И руки поднимем, опустим, поднимем
Да, и друга обнимем.
Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число»
Воспитатель: Сейчас садитесь за столы. Положите перед собой числовые карточки. Рассмотрите свои карточки и определите соседей числа. Закрывайте пустые квадраты карточкой с определенным количеством точек.
- (Имя ребенка), покажи на доске, как ты выполнил задание. (выкладывает и показывает соседей чисел2 и 4: Соседи числа два - это один и три. Один - предыдущий сосед, а три - последующий …)
Воспитатель: Молодцы. Давайте прикрепим 5 лепесток. Сколько лепестков осталось собрать?
Игровое упражнение «Составь неделю»
Воспитатель: Поиграем в игру «Составь неделю». (раздаю карточки 1-7). У кого нет карточек, смотрят внимательно, не ошибутся ли они.
- Постройтесь в шеренгу, образуя неделю.
- А сейчас пока играет музыка, вы танцуете, гуляете.
- Составьте неделю, начиная со вторника….
- Составьте неделю, начиная с четверга.
(меняются карточками с теми, кто сидел, игра повторяется)
Воспитатель: А сейчас мы прикрепим за вашу смекалку, быстроту 2 лепестка.
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания, помогли Цветику –семицветику. Скажите, почему цветок называется семицветик?
3. Итоговая часть.
- Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей)
- Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
- Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь)
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными. Вы меня сегодня порадовали.
- Цветик –семицветик предлагает вам загадать самое заветное ваше желание. ( подходят к цветку)