Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений «Цветик семицветик»
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Подготовительная группа.
Тема: «Цветик семицветик».
Цель: Обобщение математических представлений детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать у детей навык в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, закрепить знание дней недели, порядковых чисел, сезонных месяцев.
Развивающие: Продолжать формировать умения последовательно определять и называть дни недели.
Продолжать учить детей называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
Продолжать формировать умение моделировать предметы с помощью геометрических фигур по контурным образцам.
Развивать память, внимание, логическое мышление и связную речь.
Воспитательные: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: Активизация словаря: предыдущее число, последующее число.
Методы и приемы: Словесные: использование худ. слова, беседа, вопросы педагога, ответы детей, поощрение, дискуссия, уточнения.
Наглядные: Цветик - семицветик, числовые карточки, письмо, корзина, шкатулка, шаблоны фигур, счетные палочки.
Игровой: дидактическая игра «Геометрические фигуры», физкультминутка «Ракета», игровые упражнения «Дни недели», «Составь неделю», «Реши задачу», «Назови предыдущее и последующее число».
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: ТСО, доска, мел, письмо, корзина, шкатулка, цветок (лепестки), числовые карточки, геометрические фигуры, счетные палочки.
Раздаточный материал: фигуры геометрические, числовые карточки, набор цифр 1-10, счетные палочки.
Предварительная работа: Игровое упражнение «Назови день недели», «Неделя, стройся», «Назови число», разучивание игры «Проверка внимания», чтение и беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик».
ХОД НОД.
1. Вводная часть.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отгадать загадку, слушайте внимательно:
Ровно семь лепестков
Нет пестрее цветков
Оторвешь лепесток
Полетит он на восток
И на север, и на юг
И вернется к нам он в круг
Ты желанье загадай
Исполненья ожидай
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек? - Это Цветик-семицветик.
2. Основная часть.
Воспитатель: - В какой сказке встречается этот цветок («Цветик -семицветик»)
-Помните, кто автор этой сказки? (Валентин Катаев).
-Сейчас я вам покажу этот цветок. (подходим к столу, убираю лист там лежит цветок без лепестков).
Воспитатель: а что случилось с цветком? Дети: у цветка нет лепестков.
Воспитатель: а где же его лепестки? Что же сними случилось? (Стук в дверь, почтальон принес письмо) Ребята, это письмо от Цветика-семицветика: Ветерок-озорник сорвал все мои лепестки и разбросал их. Цветок просит нас о помощи, собрать все его лепестки в цветок. А для этого, необходимо выполнить несколько заданий. Поможем Цветику –семицветику?
Воспитатель: Ребята, за каждое правильно выполненное задание, мы получим по лепестку. Их мы прикрепим к сердцевине, и в итоге у нас получится… (Цветик-Семицветик).
Разминка.
Воспитатель: Первое задание: нам нужно ответить на вопросы. Давайте сядем (на ковер).
- Какое сегодня число?
- Сколько дней в одной неделе? 7
- Сколько пальчиков на двух руках? 10
- Какой сегодня день недели?
-Сколько месяцев в году? 12
-Сколько выходных дней в неделе? 2 (назвать их)
- Бывает после лета зима? (нет). А что наступает после лета? (Осень)
- Сколько ушек у трех котиков? 6
-Слушайте внимательно и назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье (среда)
-Сколько месяцев в году?12
- Число больше 8 на один? 9
-Число меньше 6 на 2? 4
Воспитатель: Молодцы. Справились с этим заданием. к серединке. Мы получаем первый лепесток.
-Сколько нам осталось собрать лепестков? (6)
Игровое упражнение «Дни недели»
Воспитатель: Слушайте второе задание: Вам необходимо собрать дни недели в правильном порядке используя последовательность цветов радуги. А какой стишок про радугу мы знаем?
Каждый-красный, (понедельник)
Охотник- оранжевый, (вторник)
Желает-желтый, (среда)
Знать-зеленый, (четверг)
Где-голубой, (пятница)
Сидит-синий, (суббота)
Фазан-фиолетовый. (воскресенье)
(По данным цветам необходимо собрать дни недели, дети с цветными карточками встают в ряд по порядку дней.)
Игровое упражнение «Составь неделю»
Воспитатель: Поиграем в игру «Составь неделю». (раздаю карточки 1-7). - Постройтесь в шеренгу, образуя неделю. (Если детей много, играть можно 2-3 раза)
(играет музыка, дети ходят по ковру в разных направлениях, музыка замолкает, дети строятся в том порядке в котором говорит воспитатель)
- Составьте неделю, начиная с пятницы.
- Составьте неделю, начиная со вторника.
- составьте неделю начиная с субботы.
(меняются карточками с теми, кто сидел, игра повторяется)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы получаем второй лепесток.
- Сколько еще лепестков нам надо прикрепить? (5).
(Садятся за столы)
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Воспитатель: а сейчас вам необходимо собрать город из геометрических фигур. Подходите к столам и выполняйте задание. (складывают из фигур дом, забор, солнце, дерево, елку, машину),(в этом задании детей можно поделить на две команды).
(Так же можно это задание выполнять с помощью счетных палочек, строить из них предметы города с помощью геометрических фигур)
Воспитатель: Яна, что у вас получилось? (Машина) Сколько фигур вам для этого понадобилось?
- Елизар, что у вас? (Дом) Из какой фигуры составили крышу? Окно?
- Вика, кого вы собрали? (елочку). Из каких фигур? Ит.д.
Воспитатель: Молодцы! Мы можем прикрепить следующий лепесток. Сколько лепестков осталось собрать? (4)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Ракета»
Раз, два - стоит ракета. (поднимаем руки вверх по очереди)
Три, четыре - самолет. (опускаем руки по бокам)
Раз, два - хлопок в ладоши, (хлопки в ладоши)
А потом на каждый счет,
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Мы на месте походили. (шагают на месте)
Игровое упражнение «Реши задачу»
Воспитатель: а сейчас ребята мы с вами будем решать задачи. (по очереди выходят к доске остальные пишут в тетради)
В магазине на витрине стояло 4 мишки, поставили еще 4, сколько мишек стало в магазине?
На полянке порхало 5 бабочек, прилетело еще 5, сколько всего на полянке порхало бабочек?
В аквариуме было 6 рыбок, запустили еще 2, сколько стало рыбок в аквариуме?
На ветке сидело 9 птиц, 4 птички улетели, сколько на ветке осталось птиц?
Воспитатель: Молодцы. Давайте прикрепим 5 лепесток. Сколько лепестков осталось собрать? (3)
Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число»
Воспитатель: Ребята, а сейчас вам нужно назвать соседей порядковых чисел и дней недели.
- Артем, назови соседей числа 2. (Соседи числа два - это один и три.)
- Варя, назови соседей числа 5.
-Максим, назови соседей числа 7.
-Лера, назови соседей числа 8.
-Денис назови соседей вторника. (Соседи вторника – это понедельник и среда)
-Снежана, назови соседей четверга.
-Кира, назови соседей субботы.
Воспитатель: Молодцы. Давайте прикрепим 5 лепесток. Сколько лепестков осталось собрать? (2)
Воспитатель: Ребята, следующее задание выполняем по очереди на доске.
-Лера, нарисуй треугольник и раздели его на две части.
- Миша, нарисуй квадрат и раздели его на четыре части.
-Влад, нарисуй прямоугольник и раздели его на три части.
Максим, нарисуй овал и раздели его на две части.
Воспитатель: Молодцы. Давайте прикрепим 6 лепесток. Сколько лепестков осталось собрать? (1)
Игровое упражнение «Проверка внимания»
Воспитатель: а сейчас проходим на ковер и поиграем в игру на внимание. Встаем в круг: один хлопок - встаете в позу аиста, (стойка на одной ноге, руки на поясе)
два хлопка – в позу лягушки, (присесть на корточки, ладони положить на ковер),
три хлопка – позу звездочки. (поднять руки вверх развести в разные стороны, ноги стоят на ширине плеч)
Воспитатель: Молодцы, Ребята. И с этим заданием мы справились. Давайте приклеим последний лепесток.
(Приклеиваем седьмой лепесток)
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания, помогли Цветику –семицветику. (Стук в дверь, почтальон принес еще одно письмо) Ребята, цветик семицветик прислал нам еще одно письмо. (Читаю)
Письмо:
Спасибо вам, Ребята, за помощь. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными. И за вашу помощь, я подарю вам волшебный сундучок с сюрпризом. (шкатулка с конфетами)
3. Итоговая часть.
- Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей)
- Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
- Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь)
Поляков Александр Васильевич