12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гуселтсева Светлана Валерьевна870
Материал размещён в группе «Воспитателям в помощь)»
0

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «помощники» Старшая группа.



Конспект

НОД по формированию

элементарных математических представлений

«помощники»

Старшая группа.





























Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.


Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания; выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

- закреплять навыки порядкового счета

- формировать представление о соотношении цифры и числа.

Развивающие:

- развивать количественные представления, умение синтезировать и комбинировать;

- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух;

- упражнять детей в умении конструировать из палочек Кюизенера и определять их числовое значение.

Воспитательные:

- воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.


Предварительная работа:

- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек; дидактические игры и логические задачи с палочками Кюизенера, индивидуальная работа по выкладыванию различных фигур по схеме числовой, цветовой и силуэтной.


Оборудование:

Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные замки сундук; палочки Кюизенера, схемы-силуэты домов с числовым обозначением палочек.

Раздаточный материал: наборы блоков Дьенеша, кодовые карточки, разноцветные обручи; наборы палочек Кюизенера (на каждого ребенка), карточки «Бланки заказов» (числовые силуэтные схемы-рисунки домов) к игре «Строим дом».


Ход занятия


Воспитатель: - Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:

- Ребята, хотите отправиться в путешествие на Северный полюс, где вечные снега, вьюги, метели, в чертоги замка самой Снежной Королевы? В страну с удивительным названием, Лапландия. Хотите в сказку?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Сказка волшебная, и чтобы в неё попасть, надо сказать волшебные слова. Закройте глаза, повторяйте за мной: «Крутись, вертись, на Северном полюсе окажись!»

/Фонограмма вьюги, ветра/

Воспитатель:

- Ребята, произошло волшебство, и мы с вами очутились в царстве Снежной Королевы. А вот и Герда. Здравствуй, Герда!

/Появление Герды/

Герда: /читает стихотворение/

Владея снегом, льдом и стужей,

Она надменно холодна,

Холодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша.

Её правленья век не долог,

Когда есть добрая душа.

И вот беда случилась,

Зеркало зимы разбилось.

/Фонограмма разбитого зеркала/

Герда:

- Здравствуйте, ребята, слышите, это Снежная Королева разбила ледяное зеркало на мелкие осколки. Осколок попал в сердце Кая, и оно стало ледяным и непослушным. Она забрала Кая к себе, и я иду к нему на помощь. Помогите мне его спасти.

Ответы детей

/Под негромкую музыку вьюги, появляется Снежная Королева/

Снежная Королева:

- Здравствуйте ребята, как вы попали в мою сказку?!

Дети:

- Нам помогли волшебные слова.

Герда:

- Верните мне, пожалуйста, брата, Снежная королева!

Снежная Королева:

«Я спрятала его в своем замке. Осколки моего волшебного зеркала, разлетелись по всему ледяному царству, только самые храбрые, дружные, смелые дети смогут собрать их. Чтобы найти осколки вам нужно будет выполнять сложные задания. А если вы не соберете осколки, и не вставите их в эту ледяную рамку, то никогда, слышите, никогда не увидите в какой комнате находиться Кай»


Воспитатель: - Ребята, мы обязательно справимся! А чтобы всё получилось, мы скажем волшебные слова.

Психогимнастика

Кто с зарядкой дружит смело,

Кто с утра прогонит лень,

Будет смелым и умелым,

И веселым целый день.

Воспитатель: - Всё, Снежная Королева, мы готовы.

Снежная Королева: - Готовы, я сейчас посмотрю. Вот первое задание.


Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: 

 Вот и первое задание «Приметы зимы».

Без чего не бывает зимы? (без снега)

Почему зимой идёт снег, а не дождь?

Что зимой длиннее день или ночь? (ночь)

Чем покрываются реки зимой? (льдом).

Какие деревья стоят зимой зелёными? (ель, сосна)

Что остаётся на снегу, когда прошли  животные или люди? (след).

Каких животных мы не увидим зимой в лесу? (медведя, ежа, барсука).

Назовите птиц, которых мы можем увидеть зимой.

Назовите зимние забавы. 

Вот и появился первый осколок зеркала.


Снежная Королева: - Ну, хорошо справились.

Воспитатель: Раз мы справились, дайте, пожалуйста, осколок зеркала.

Снежная Королева: - Да, придется отдать вам первый осколок.

Снежная Королева: - А вот вам и следующее задание. Надо помочь мне разобрать разноцветные кристаллы. Разложить их по разным коробкам. Но смотрите ничего не напутайте.

Воспитатель: - Дети, а чтобы ручки нас слушались, давайте сделаем гимнастику для рук.


Гимнастика для рук «Метель»


Зиму всю мели метели Вращение кистями рук


Клены, липы поседели Ладошки смотрят друг на друга,

соединить все пальчики,

начиная с мизинчика

А весной повеселели Пальчики соединены между собой,

выгнуть их, как будто надули шар


Зацвели, зазеленели Запястья соеденены пальцы

растопырены (деревья, кусты)


Птицы с юга прилетели Кисти рук перекрещены, и движения,

как будто летят птицы


Ветки лапками согрели Погладить правой рукой - левую руку,

затем левой рукой - правую руку


Игра «Разложи кристаллы»

Задачи:

- развивать логическое мышление, аналитические способности;

- формировать навыки, необходимые для решения логических задач: абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства;

- формировать умения обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам;

- способствовать развитию речи.

Воспитатель: - Посмотрите на карточки-схемы. Будьте внимательны. вам надо разложить блоки в три обруча по трем признакам.

(Дети выполняют задания.)

Воспитатель: - Молодцы, правильно разложили. Расскажите как вы разложили.

Дети: - В синем обруче все квадраты, в зеленом все толстые блоки. А в красном все большие. В пересечении синего и зеленого - толстые квадраты, так как они относятся и к толстым, и к квадратам. В пересечении зеленого и красного - все толстые и большие, так как они относятся и к толстым и к большим. А в пересечении синего и красного - квадраты большие, так как они относятся и к квадратам, и большим.

Воспитатель: - Снежная Королева, дети и с этим заданием справились.

Снежная Королева: - Да. Я вручаю вам еще один осколок.

Снежная Королева: - Ну, сейчас вам надо будет очень постараться, чтобы заработать следующий осколок. Вы должны будете выполнить очередное задание.

Снежная Королева: - Я хочу, чтобы вы стали строителями и построили мне чудо-город.

Воспитатель: - Ребята, чтобы мы с ним справились, чтобы наши глазки всё видели хорошо, давайте сделаем гимнастику для глаз.


Гимнастика для глаз «Маляры»

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим ,

Вверх – вниз – раз

Вверх – вниз – два (и так до четырех раз)

Влево – вправо – раз

Влево – вправо – два (и так до четырех раз)

Наши глазки молодцы,

работают в согласии.

Игра « Строим дом» (палочки Кюизенера)

Задачи:

- формировать представление о соотношении цифры и числа;

- развивать количественные представления, логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

- воспитывать желание помочь друг другу.

Воспитатель: - Снежная Королева, смотри, какой чудо-город построили дети.

Снежная Королева: - Да, город замечательный, никто даже не ошибся. Вот и осколок.

Снежная Королева: - Игра «Найди цифру»

Задачи

-Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет.

Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление.

 Материалнаборы палочек Кюизенера, обручи, карточки с цифрами.

Ход: На полу лежат обручи на небольшом расстоянии друг от друга, в них разложены цифры. В коробке лежат палочки разных цветов.

Дети бегают под музыку. Как только музыка остановится, они берут по одной палочке и встают возле той цифры, которая соответствует цвету палочки. Возле каждой цифры стоят дети с палочками одного цвета. Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему?

Воспитатель: Мы с этим заданием справимся. Правда, ребята.

Дети: - Да.

Снежная Королева: -Вы правда молодцы, со всеми заданиями справились. И нашли последний осколок.

Воспитатель: Ребята давайте соберем разбитое зеркало и узнаем в какой из комнат спрятан Кай.

Дети собирают

Снежная Королева: С помощью знаний мы собрали все осколки зеркала, посмотрите на него, оно опять стало целым, а это значит, что я освобожу Кая.

Дети благодарят Снежную Королеву.

/Снежная королева выводит Кая из комнаты своего дворца. Кай и Герда обнимаются. /

Снежная Королева:

- Мы остаёмся в своей сказке. А вам пора прощаться с нами, дети. До скорой встречи в Лапландии.

Герда:

- Спасибо большое за вашу помощь, ребята. Помните, лишь доброе сердце, подобно солнцу, всегда будет следовать верным путём. До скорых встреч в нашей сказке.

/Снежная королева и герои уходят/

Воспитатель:

- А нам пора возвращаться. Закрываем глаза, волшебство продолжается.

Дети:

- «Крутись, вертись, в детском саду окажись!»

Воспитатель:

- Ну вот, наше путешествие в волшебную сказку закончилось.

- Посмотрите, у нас лежат снежинки грустные и веселые, если вам занятие понравилось, со всеми заданиями вы справились, выберите веселую снежинку, если какие задания вам показались сложными, выберите грустную снежинку.

/Дети определяют свой выбор/

Воспитатель:

- Давайте попрощаемся с нашими гостями, пожелаем им беречь в своих сердцах доброту. Ведь её нам так иногда не хватает.

Дети:

- До свидания, гости.

/Дети под музыку выходят из группы/




Опубликовано в группе «Воспитателям в помощь)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.