Конспект "Дифференциация предлогов и приставок".

1
0
Материал опубликован 24 October в группе




Конспект логопедического занятия

на тему:





Дифференциация предлогов и приставок.


















Составлен: учителем - логопедом

МОУ СОШ №4 им.Д.М. Перова. г.Саянска

Комаровой Светланой Анатольевной












1.

тема: Дифференциация предлогов и приставок.


Цели занятия:

- учить различать предлоги и приставки по семантическим признакам;

- воспитывать навыки орфографической зоркости, самоконтроля;

- формировать грамматический строй речи;

- активизировать и обогащать словарь;

- развивать мелкую моторику рук и высшие корковые функции (память, мышление, оптико-пространственное восприятие).


Оборудование: предметные картинки, схемы слов, карточки, сигнальные карточки, плакат с текстом «Колобок», пеналы для выкладывания.


Ход занятия


1.Организационнный момент

-Ну ка проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку-«5»

2.Повторение изученного материала

Работа с сигнальными карточками.

Ребята мы сегодня продолжаем учиться различать предлоги и прприставки

- Приготовьте сигнальные карточки.

Послушайте предложения. Когда услышите в предложении предлог, то поднимите сигнальную карточку с прямоугольником, а когда услышите слова с приставкой – поднимите сигнальную карточку с кругом.

Зачитываю предложения, ученики поднимают сигнальные карточки.

-Наступила зима. На дома падают снежинки. Мальчики едут за ёлкой. Поднялась пурга. Под ёлкой много снега. Дети срубили ёлку.

С ёлкой они вернулись домой.

-Ребята во время работы Вася допустил ошибку. Он неправильно поднял сигнальную карточку в слове « поднялась», давайте сегодня поможем Васе исправить его ошибку и все мы закрепим правила написания предлогов и приставок.

- Сегодня мы продолжим различать предлоги от приставок.

Люда, что такое приставка, зачем она нам нужна?

- Часть слова, она нужна для образования новых слов.

- Верно, это часть слова, служит для образования новых слов.

На письме можно её отделять от корня?

- Приставки пишем слитно.

- Правильно, приставка со словами-действиями пишется вместе.

2.

-Вика, что такое предлог?

- Часть речи, между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово.

- Правильно, между словами-предметами можно поставить вопрос.

Приведите для примера словосочетание с приставкой и с предлогом.

- До дома, добежал.

- Молодцы.

III. Закрепление изученного:

1.Составление предложения из слов.

- У вас на столах лежат картинки, наборы слов, часть слов (приставки) и предлоги.

Давайте, глядя на картинку, составим из слов предложение, подставляя нужный предлог и приставку.

1) Автобус (на) ехал на камень.

2) Миша (до) читал до середины книги.

3) Коля (по) шёл по грибы.

4) Ребята (по) садили по дереву.

5) Друзья (до) шли до дома.

6) Маша (за) шла за Зиной.

- Андрей, прочитай свое предложение. В каком слове живет приставка?

- В слове « наехал». Докажи……

- А какой предлог живет в твоем предложении?

- Предлог «на». Докажи…..

- Откройте тетради, запишите число и получившееся предложение.

2. Работа с текстом.

- Предлоги и приставки живут в тексте повсюду. Давайте вспомним сказку «Колобок», прочитаем текст.

«Жили были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик

- Испеки, старуха, колобок!

- Муки нету.

- А ты по коробу ( по ) скреби, ( по) амбару( по) мети, вот и на берешь муки на колобок.

Вот старуха (по) коробу ( по) скребла, ( по) амбару (по ) мела и ( на )бралось муки горсточки две.»

- Петя подчеркни слова с приставкой и выдели её.

-Назовите слова с приставками…. (Испеки, поскреби, помети, наберешь.)

Почему ты решил , что это приставка?

- Вадим, сколько в тексте слов с приставкой?

- 7 приставок.

-Аня найди в тексте слова с предлогами, назови их……

- Аня, назови сколько здесь предлогов?

- 6 шт.

3.

- Покажи их указкой.

Как ты узнала, что это предлог?

- Между ними поставила вопрос, слово.

(3). Работа в карточках.

Тексты дифференцированные по степени сложности.

- Прочитайте про себя текст в карточках. Найдите в этом тексте предлоги и приставки. Что в тексте мы пишем слитно?

- Приставки.

- Верно, приставки пишем слитно со словами, а предлоги отдельно.

Возьмите красные карандаши и соедините приставку со словами.

Текст для группы №1

Мой весёлый звонкий мяч

ты куда по мчался ( в) скачь.

( по) катился в огород

( до) катился до ворот

( под) катился под ворота

(до) бежал до поворота

там попал (под) колесо

хлопнул, лопнул вот и всё!

Текст для группы №2

Дети по шли в лес за грибами. На деревья на летел ветер. Лодка от плыла от берега.

-Проведите ребята взаимопроверку (работа парами).

-какие были у вас затруднения?

При выявлении затруднений взаимопомощь.

VI. Физминутка.

-Во саду ли, в огороде

У Алёши ослик бродит.

Выбирает - выбираем,

Что сначала мы не знаем.

Наверху созрела слива (показ - руки вверх)

А внизу растёт крапива (показ - руки вниз)

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет (оглянулись назад)

Слева - тыква, справа брюква,

Снизу свежая трава, сверху – сочная трава.

Закружилась голова, кружится в глазах листва (покружились)

5. Списывание с доски.

- Прочитайте предложения.

4.

-Из слов в скобках выбрать подходящие по смыслу слова и записать полученное предложение.

Образец: Картинку нужно (вклеить, отклеить, переклеить, заклеить) на картон.

Попробуй ( слезть, подлезть, вылезть , перелезть)на это дерево.

Комар (прилетел, залетел, вылетел, перелетел, подлетел) в комнату.

Собака ( повела, завела, привела, увела)мальчика из леса.

6. Итог занятия (рефлексия).

- Ребята, я раздала вам карточки с незаконченными предложениями. Продолжите:

Сегодня на занятии я научился …

Мне было интересно выполнять задание …

Мне было трудно …

Больше всего мне понравилось выполнять …

Я понял, что предлоги со словами надо писать …






t1729737625aa.jpgt1729737625ab.jpg













t1729737625ac.jpg

t1729737625ad.jpg

t1729737625ae.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.