12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Екатерина Витальевна7877
Учитель-логопед высшей категории, педагогический стаж 23 год.
Россия, Ивановская обл., Иваново
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
19

Урок «Путешествия с Лунтиком»




Презентация к НОД
PPT / 6.91 Мб

Непосредственная образовательная деятельность

детей старшего дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЯ С ЛУНТИКОМ»

Место НОД в изучении темы: данное занятие проводится с целью научить детей дифференцировать звуки (Л), (Ль) на слух и в произношении. Сформировать у детей звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Цель НОД: дифференциация и автоматизация звуков (Л), (Ль) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Задачи НОД:

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»

Закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях.

Автоматизировать звуки (Л), (Ль) в словах и фразах.

Учить дифференцировать звуки (Л)-(Ль).

Обогащать активный словарь по теме «Насекомые».

Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь, формировать умение доказывать свою точку зрения.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Совершенствовать познавательные процессы: внимание, память, мышление.

Формировать предпосылки учебной деятельности, развивать умение самостоятельно применять полученные знания.

Систематизировать знания детей по теме «Насекомые».

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение работать в парах, договариваться о распределении деятельности, активно взаимодействовать с детьми и взрослым.

Воспитывать доброту, отзывчивость; умение выслушивать своих товарищей, не перебивать.

«Физическое развитие»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Развивать общую и мелкую моторику.

Совершенствовать координацию речи с движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»

Стимулирование сопереживания персонажам мультфильма.

Предварительная работа:

Индивидуальные логопедические занятия по постановке и автоматизации звуков (Л), (Ль).

Организация просмотра дома в семье мультфильма «Лунтик».

Организация воспитателем конкурса рисунков на тему «Лунтик и его друзья».

Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации познавательно-практической деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность, использование современной формы подачи и закрепления информации детям.

Планируемые результаты НОД: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Предпосылки УУД: коммуникативныеумение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки; регулятивные – умение осуществлять действие по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, колокольчик, интерактивная доска, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, макет речки с рыбками, удочка, ведра синего и зеленого цвета, магнитная доска с большой ромашкой, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Насекомые».

Используемое оборудование для детей:

индивидуальные настольные зеркала;

дидактические игры на дифференциацию звуков (Л), (Ль) «Поставь цветы в вазы»;

пчелки на липучке;

шарики Су-Джок;

дидактические игры на дифференциацию звуков «Около».

Ход НОД:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1

Этап 1. Мотивация детей к образовательной деятельности (2 минуты)

Цель этапа: привлечение внимания детей, переход от свободной игры к организованной деятельности

 

Входит в группу. Звонит в колокольчик. Здоровается с детьми и приглашает их на занятие.

Ведет детей в учебный класс.

Приглашает встать в круг и взяться за руки.

- «Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся».

- «А теперь с хорошим настроением вспомним правило наших занятий».

Заинтересовываются, подходят к логопеду, здороваются.

Встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Хором проговаривают правило:

«Говорим всегда красиво,

чисто и не торопливо.

Четко смело говорим,

потому что не спешим!».

Целеполагания, постановка задач занятия (3 минуты)

Цель: создание игровой мотивации и планирование деятельности

Приглашает детей занять места за столами.

И узнать о том кто придет к ним на занятие, отгадав загадку:

«Я родился на Луне,

Оказался на Земле.

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось им веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я …».

Включает проектор.

После правильного ответа детей на экране появляется Лунтик. (Слайд 1)

Предлагает детям отгадать любимый звук Лунтика и обосновать свой ответ.

- «Ребята, попробуйте пожалуйста, догадаться, какой любимый звук у Лунтика ?»

Побуждает детей самостоятельно определить цель занятия.

- «Попробуйте догадаться, что же мы будем делать сегодня на занятии».

Если дети затрудняются, логопед ещё раз произносит слово Лунтик, утрированно выделяя голосом звук (Л).

Поощряет правильные ответы и обобщает их:

«Сегодня на занятии мы будем играть с Лунтиком, продолжим тренироваться в произношении звука (Л), и будем учиться различать звуки (Л)-(Ль).

Рассаживаются за столы стоящие полукругом. Слушают и отгадывают загадку.

Смотрят на экран интерактивной доски.

Рассуждают, пытаются обосновать свой ответ.

Активно рассуждают, формулируют цель занятия.

Слушают. Отвечают на вопрос.

Этап 2. Основная часть. (14 минут)

Цель этапа: дифференциация и автоматизация звуков (Л), (Ль) в словах и фразах, развитие фонематического слуха. Закрепление знаний о насекомых, совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

 

Артикуляционная гимнастика

Цель: тренировка артикуляционного аппарата.

А что нужно сделать, чтобы язычок хорошо проговаривал трудные звуки.

Сообщает детям, что Лунтик не умеет делать зарядку для язычка, но очень хочет научиться.

И предлагает найти способ решения этой проблемы.

Поощряет правильные ответы.

Показывает поочередно картинки с комплексом артикуляционных упражнений:

«Заборчик»

«Иголочка»

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Маляр».

Просит детей рассказать Лунтику о звуках (Л), (Ль) и том, что происходит с языком и губами, когда мы их произносим.

Предлагает свой ответ построить в соответствии с планом анализа артикуляции звука, план характеристики звука.

Поощряет правильные ответы.

Говорит, что Лунтик очень рад, что дети научили его делать зарядку для язычка. И приглашает в путешествие на волшебный луг.

Пытаются решить проблему, предлагают варианты действий, высказывают предположения.

Предлагают свою помощь.

(«Научим Лунтика делать зарядку для язычка»).

Берут настольные зеркала, ставят их перед собой.

По картинке называют упражнение, и его выполняют.

Дают характеристику звукам (Л), (Ль).

Рассказывают о положении губ, языка в момент произнесения звуков опираясь на план анализа артикуляции звука, план характеристики звука

Фонетическая разминка

Цель: фонематического слуха, правильного звукопроизношения

(Слайд 2)

Предлагает посмотреть на экран и догадаться, на чем мы отправимся на волшебный луг.

«Выберите, пожалуйста,

на чём будем путешествовать сначала?»

(Большой самолёт –произносим (Л Л ...);

(Маленький самолёт –(Ль Ль Ль ...);

(Большой пароход–(Л Л Л ...);

(Маленький самолёт –(Ль Ль Ль ...).

Видят на экране в небе два самолёта, большой и маленький и в море два парохода, большой и маленький.

Делают выбор.

Выполняют фонетическую разминку.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

Предлагает детям выполнить упражнения.

- «Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт».

_ «От зеленого причала

Оттолкнулся пароход.

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл, по речке,

Набирая полный ход».

Встают на свободное пространство.

Дети вместе с учителем – логопедом под музыку выполняют упражнения.

Познавательная беседа

Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация звуков (Л), (Ль).

(Слайд 3)

«Вот мы и на волшебном лугу».

Предлагает детям подойти к интерактивной доске и назвать, кого они видят на лугу.

«Как назвать одним словом, всех кого вы перечислили?»

«Какие части тела есть у насекомых?»

«Как они передвигаются?»

Поощряет детей за правильные ответы.

Смотрят на экран и перечисляют насекомых (пчела, мотылёк, шмель, светлячок, богомол, клоп).

Подбирают обобщающее слово.

Называют части тела насекомых (крылья, лапы, жало).

Игра «Веселый счет»

Цель: формирование навыка согласования существительных с числительными.

«Ребята, Лунтик не может сосчитать, сколько здесь пчел, шмелей, мотыльков, клопов, светлячков. Пожалуйста, помогите ему».

Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

Упражняются в согласовании существительных с числительными.

(Один шмель, два шмеля, три шмеля, четыре шмеля, пять шмелей.). Ит.д.

Интерактивная игра «Расселим насекомых в домики»

Цель: обучение дифференцированию звуков (Л), (Ль).

«А теперь нужно всех насекомых с твердым звуком (Л) «посадить» на фиалку, а насекомых с мягким звуком (ЛЬ) - на листик».

Помогает детям дифференцировать звуки, поощряет, подбадривает.

Работают с интерактивной доской.

Выполняют дифференциацию звуков (Л) – (Ль) в словах.

Практическая самостоятельная деятельность, работа в парах.

Дидактическая игра «Собери букет».

Цель: обучение дифференцированию звуков (Л), (Ль).

(Слайд 5)

Обращает внимание детей:

«Посмотрите, какой красивый наш луг. Почему он такой красивый? Какие растения мы видим?».

Поощряет правильные ответы, контролирует звукопроизношение.

Выключает проектор.

«У вас на столах тоже есть цветы, давайте их расставим в вазы».

Предлагает поработать в парах, распределить цветы по вазам в зависимости нахождения звука в слове (начало, середина, конец) и дифференциации по твердости-мягкости.

Контролирует выполнение задания. Помогает детям, испытывающим трудности.

Предлагает проверить друг друга и оценить работу своего товарища.

«Если задание выполнено верно,- посадите на букет пчелку».

«Молодцы! Какие очаровательные букеты у вас получились».

Возьмите пчелок и давайте с ними поиграем: будем учиться сочинять и правильно проговаривать скороговорки со звуками (Л), (Ль).

«Я начну, а дальше вы сами будите сочинять: Пчелка летела, летела и на василек села».

Обращают внимание на экран.

Отвечают на вопрос.

Перечисляют растения.

Самостоятельно договариваются о том, кто будет собирать цветы с твёрдым звуком, а кто с мягким.

Работают с раздаточным материалом.

Самостоятельно выполняют фонетический анализ слов.

Проверяют и оценивают работу друг друга.

Поочерёдно сочиняют окончание скороговорки в зависимости от цветка на который они сажают пчелу и её проговаривают.

Практическая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Рыбалка».

Цель: закрепление умения дифференцировать звуки (Л), (Ль).

- «Не далеко от луга бежит ручей.

Лунтик предлагает нам отправиться на него порыбачить».

Предлагает детям перейти к столу, где приготовлен макет ручейка с рыбками, удочкой и двумя ведрами: синим и зелёным.

«Если в названии картинки услышим звук (Л) – кладём в синее ведро, если звук (Ль) – кладём в зелёное ведро».

Контролирует выполнение задания и звукопроизношение. Поощряет детей, помогает в случае необходимости.

«Назовите, какие картинки оказались в синем ведре. А в зелёном?».

Поощряет детей за правильно выполненное задания и чистое звукопроизношение.

Переходят к круглому столу и встают вокруг него. На столе макет речки с рыбками, удочка, ведра синего и зеленого цвета.

Слушают, запоминают алгоритм выполнения задания.

Поочерёдно ловят рыбку, называют картинку и определяют в какое ведро её положить.

Называют картинки: сначала с твердым звуком. Затем с мягким.

.

Динамическая пауза. Физкультминутка «Насекомые» (авторская)

Цель: профилактика утомления детей.

 

Включает проектор.

Предлагает детям выполнить упражнения.

(Слайды 6-12)

Музыкальное сопровождение

- «Ребята, приглашаю вас отдохнуть и сделать гимнастику вместе с веселыми насекомыми».

Встают на свободное пространство.

Дети смотрят на экран, вместе с насекомыми выполняют упражнения.

Обобщения и систематизации новых знаний

«Ребята, Лунтику очень нравиться играть с вами. Он предлагает ещё одну игру, которая называется «Около».

(Слайд 13)

Даёт образец проговаривания скороговорок по картинкам.

 

Предлагает проговорить скороговорки всем вместе. Напоминает, что все звуки нужно произносить правильно.

Даёт возможность желающим детям попробовать выполнить задание индивидуально.

- «Ребята, у Лунтика есть для вас сюрприз.

Он вам дарит эту игру каждому из вас. Будите учить дома родителей быстро и правильно проговаривать скороговорки».

- «Давайте поблагодарим Лунтика за такой подарок».

«А нам пора покидать волшебный луг и прощаться с Лунтиком».

(Слайд 14)

Выключает проектор.

Рассаживаются на свои места.

Активно слушают. Пытаются запомнить.

Хором проговаривают скороговорки. Сначала в замедленном темпе. Потом - в ускоренном.

Желающие проговаривают самостоятельно.

Благодарят Лунтика.

Прощаются с Лунтиком.

Массаж рук массажными шариками Су-Джок

Цель: профилактика утомления детей, координирование речи с движениями.

Предлагает поиграть с шариками Су-Джок.

«Лодка по волнам плывёт,
Лодка нас домой везёт.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Долго лодочка плутала.
Долго нас она катала.
Наконец-то доплыла.

Выполняют вместе с учителем-логопедом действия с шариком Су-Джок.

Проговаривая слоги, надевают поочередно пружинку на пальчики.

Этап 3. Итоговый ( 3 минуты).

Цель этапа: организация рефлексии и обратной связи с детьми, подведение итогов.

Рефлексия

На магнитной доске большая ромашка.

Предлагает всем детям, которым было интересно играть на волшебном лугу - посадить свою пчелку на ромашку.

Интересуется, были ли сложности, какие именно сложности. В какие игры дети хотели бы поиграть еще раз.

Все желающие несут и прикрепляют пчелок к ромашке.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Подведения итогов НОД

Побуждает детей вспомнить, какая была цель на занятии. Интересуется мнением детей по поводу достижения поставленной цели.

Предлагает перечислить, какие задания помогли им выполнить поставленную цель, и вспомнить, кто придумывал для детей интересные игры и задания.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Рассказывают о своих впечатлениях, высказывают свое мнение, делают выводы.

Информационные ресурсы

Официальный сайт Министерства образования и науки. – http://www.ed.gov.ru

Университетская библиотека. – http://www.biblioclub.ru

ЛогоПункт: коррекция нарушения речи. – http://www.logopunkt.ru/board.php

Психологос – энциклопедия практической психологии. - http://www.psychologos.ru

Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО http://almanah.ise.edu.mhost.ru/

Дефектолог.ру: материалы для родителей http://www.defectolog.ru 

Логопедия : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2008. — 703 с.

Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда/ -  М.: Владос, 2005. – 75с.

Шашкина  Гульнара Рустэмовна. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — М. : Академия, 2003. — 240 с..

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (6)

сменить сортировку
Нургалиева Ляля Равильевна, 28.06.17 в 12:32 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень профессионально составлены планы занятий. Буду учиться!
Тихомирова Екатерина Витальевна, 29.06.17 в 11:38 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за такие коментарии.
Макарова Татьяна Анатольевна, 04.07.17 в 17:32 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличный конспект. Возьму себе на заметку.
Мария Васильевна Королева, 05.07.17 в 21:52 2Ответить Пожаловаться
Интересный конспект. Прекрасно, что Вы даете детям много самостоятельности, что предлагаете им самим определять тему занятия и задачи. За план-схему в работе с детьми отдельное спасибо.
Ватолина Светлана Анатольевна, 12.02.19 в 06:52 0Ответить Пожаловаться
Методически грамотный конспект!!! Спасибо, за работу, Екатерина Витальевна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.