12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляпина75
Конспект родительского собрания во 2 классе. Тема: В науку нет коротких путей (собрание-консультация)

Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

Участники: родители, классный руководитель, психолог.

Ход собрания

Узнать можно лишь тогда, когда учишься;

дойти можно лишь тогда, когда идешь.

Вьетнамская пословица.


Учитель. Здравствуйте, дорогие мои коллеги! Да, именно так хочу к вам обратиться, ведь только идя в одном направлении, мы можем достичь больших успехов!


И в первую очередь хочу поблагодарить:

- родительский комитет за помощь и координацию ВСЕХ школьных процессов

- семьи: Леры, Амалии, Кирилла, Егора, Дани Ф, Дани Н., Милы, Вити, Вари П. за активное участие в жизни школы

- семьи: Демида, Тимура, Ксюши, Любы, Марка, Вари К., Роберта и Даши С. за активное участие во внеурочной деятельности и сопровождении детей в конкурсах

БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!


Чем только ни приходится заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и любить... Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, все-таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученности и умения учиться остаются первостепенными.

Как же добиться того, чтобы ребенок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемым к нему? Как помочь ребенку справиться с задачами, которые ставит перед ним современное образовательное учреждение?

Об этом наш сегодняшний разговор.

«В науку нет коротких путей», - пусть эта азбучная истина обозначит его тему. Думаю, будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних «уроках»? Что ж, понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки! Может быть, эпиграф, который я подобрала к нашему разговору, поможет выработать правильную стратегию?

«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь» - гласит вьетнамская пословица. Прислушаемся к этому совету и поучимся тому, чего не знаем.

Что же из себя представляет учащийся второго класса? Какими особенностями он отличается. Об этом расскажет психолог.

Психолог .

Особенности самооценки. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как и в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Отношение школьника к оценке и отметке. В первом классе в школе практикуется безотметочное обучение. Второклассники же, сталкиваясь с оценками и отметками, не всегда адекватно к ним относятся.

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно- формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.


1. Характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

Почему это происходит?

Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино или каток - короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

Типичные ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях:

- самое бессмысленное при этом - прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим;

- почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать и увеличивать время занятий. Это грубая психологическая ошибка. Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.

2. Дети не понимают задания.

Что в этом случае делать?

Прежде всего нужно научить маленького ученика выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания. В противном случае школьник, вполне возможно, научится выполнять различные конкретные задания, по не будет видеть, какая за ними стоит учебная задача.

Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения.

При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», - а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»

Какие ошибки допускают родители?

Желая помочь ребенку, к сожалению, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.

Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ, как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. В каждом случае это действие своеобразно, специфично.

3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.

Причины этого явления - несформированность учебных умений по обработке материала, низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). Ребенка нужно научить активному чтению. Каждый учитель работает над этим, но его усилия должны подкрепляться аналогичной работой родителей дома.

Каким правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Работа с текстом предусматривает несколько этапов, каждый из которых имеет свою цель.

Цель первого чтения - самая общая ориентировка в материале.

Цель второго чтения - возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этане происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий, - смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы и т. п.

Цель третьего чтения - запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

Цель четвертого (последнего) чтения - контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении. Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.

4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Задания выполняются совместно с родителями с начала до конца.

Важный этап учебной деятельности - самоконтроль.

Контроль - умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Вроде бы простая вещь - умение самому оценить, выучил ли ты урок и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника, особенно в 1-2 классах. Часто ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Очень часто ощущение «понятности», возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.

Необходимость сформировать у школьников контроль и самооценку не вызывают никаких сомнений. Важно довести до сознания ребенка простую истину: только повторяя урок самому себе (родителям) можно убедиться, выучил ты его или нет. Чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

От чего следует предостеречь родителей в подобной ситуации?

Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать се за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т. п.

Конечно, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия - вот задача, которая встает перед взрослыми.

5. Дети испытывают трудности при составлении собственных текстов (сочинений, рассказов).

Такая проблема возникает в том случае, если невысок общий запас знаний школьника, если у ребенка недостаточно широк кругозор. Общие рекомендации могут быть такими:

Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно- политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.

6. При совместном выполнении домашнего задания между ребенком и родителем возникают постоянные конфликты. Родитель чувствует себя беспомощным; ребенок - раздраженным и агрессивным.

Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.


Учитель.


Хочу сегодня продемонстрировать результаты нашего совместного труда.


1.Наш класс занимает почетное 2 место среди школ района во Всероссийском движении РДШ, а это и интеллектуальные квизы, творческие задания, широкое по осведомленности эко-направление.

Возможно, сложилось ошибочное мнение, что мы занимаемся только воспитательным процессом, поэтому ниже продемонстрирую нашу внеурочную деятельность и результаты учебного процесса.

2. Внеурочная деятельность (ВД) ведется по 4 направлениям:

Санкт- Петербурговедение (по понедельникам)

Развитие речи (вторник)

https://drive.google.com/file/d/1RbuufCoRbdwIGq1D4AtoUa-YM65xsHa3/view?usp=sharing

Умники умницы (среда)

https://drive.google.com/file/d/1RbuufCoRbdwIGq1D4AtoUa-YM65xsHa3/view?usp=sharing

Классный час (или элективный курс, например Финансовая грамотность, Шоу профессий, Кино уроки) (четверг)

https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/

https://kinouroki.org/

Проектная деятельность (пятница)

Как вы видите время для переписывание- отсутствует в расписании. Это моя собственная инициатива, которая, как показало время, не эффективно

3.Ведение дневника.

Благодарю родителей, кто помогает и напоминает детям о том, что дневник - “лицо ученика”. Бумажный дневник организует ребенка! Очень прошу НЕ забывать расписываться в дневнике учащегося!


4.Участие в олимпиадах (Большое спасибо за вашу ПОДДЕРЖКУ):

ВАЖНО: олимпиадное движение раскрывает таланты наших детей, дает им уверенность и развивает креативность.

Даже негативный результат- это шаг к успеху! Это опыт!


Русский язык “Медвежонок”

9 учеников

Математика “8 отборочный тур СПБ”

6 учеников

На портале Учи.ру

9 учеников

На январь запланирована математическая олимпиада “Кенгуру”

t1641129592aa.png

ПРИГЛАШАЮ К участию в бесплатных олимпиадах! https://metaschool.ru/php/login.php


5. Наши активности “живут” внутри строгого расписания!

Я прошу вас не нарушать дисциплину!

Мы входим в школу с 8:30- 8:40

Завтрак в 8:45

Внеурочная деятельность с 8:55- 9:25

Уроки по расписанию.

ГПД+ внеурочная деятельность


Очень неприятно, когда в класс заходит опоздавший ученик,

отвлекая учителя и ребят!

В начальной школе ПУНКТУАЛЬНОСТЬ - зона ответственности родителей!


6. Отношение к предметам.

Уважаемые родители! “Плавание” в нашей школе обязательный предмет! Отметка влияет на общую оценку с физкультурой!

Изо, технология и музыка играют важную роль в аттестации ученика.

Подготовка к этим предметам и выполнение заданий- обязательное условие для каждого ученика школы!


Отдельное внимание хочу обратить на подготовку к английскому языку! Прошу выполнять задания строго по образцу учителя! Это важно!


Большое спасибо за ВАШ труд и наших замечательных детей!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.