Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: Буква [Б]. Звуки [Б] и [б']
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте.
Тема: Буква [Б]. Звуки [Б],[б’]
Подготовил: учитель- логопед Валиахметова М.
Цели: Знакомство со звуками [б], [б’], буквой Бб. Научить детей с правильной артикуляцией звука.
Задачи: Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных
звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развитие фонематического восприятия, навыков
звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики.
Оборудование: магнитная доска, предметные картин-
ки, контейнер с цветными карандашами,
подносы с пластилином и салфетками по числу детей,
, фишки, пластмассовые буквы.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей за столики и здоровается с ними. Дети садятся за столы.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед
вами ( картинный материал: бусы, бочка, барабан, книга.
Логопед. Что за предметы у вас на картинках?
- Барабан.
- Бочка.
- Бусы.
- Книга
Логопед. С какого звука начинаются слова: бусы, бочка, барабан?
Дети. с [Б]
Логопед. Правильно, а в слове книга есть этот звук?
- в этом слове нет звука [б].
Логопед. Верно. Сегодня мы будем учится различать звук [б] c другими звуками, познакомимся с буквой б, почитаем и поиграем.
Педагог убирает картинки.
Логопед. Произнесите звук [б].
Дети произносят звук.
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыка-
ем губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думае-
те, звук [б] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы.
Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
2. Игра «Подними фишку» Развитие фонематического восприятия.
Логопед . Правильно. Поэтому возьмите в руки по одной синей фишке. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно.
Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б,
к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
3. Работа с картинным материалом . Знакомство с буквой Б Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям картинный материал.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Барабан боднул баран.
Бух! — и лопнул барабан.
Кого вы видите на картинке?
Де т и. Баранов и барабаны.
В каких словах этого стихотворения есть звук [б]?
Дети. Баран, Боднул, Барабан, Бух..
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на следующую картинку.
Видите два кружка? Это значит, что буква [Б] обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым — мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П
обозначает звуки [п] и [п’] а буква Н — звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает
звуки [к] и [к’] а буква М — звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться
узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки.
Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]?
Д е т и. Шумно.
Логопед. Это значит, что звук [б] — звонкий, посмотрите на колокольчик на картинке . А теперь положите ладонь на горлышко и произнесите звук[п].
Логопед. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?
Дети. Тихо.
Логопед . Это значит, что звук [п] — глухой, горлышко не звенит. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.
А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом — со звука [б’].
Дети. Бант, баран, бочка, бутылка, батон, бананы, белка, бегемот, береза, бинокль, битон, бисквит.
4. Физминутка.
Логопед предлагает детям встать возле своих стульчиков.
На горе стоит лесок круговые движения руками
Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" плечи поднять
5. Прописывание буквы в воздухе. Запоминание формы буквы, направления написания.
Логопед. Садитесь ребята. Еще раз посмотрите на большую букву Б. Давайте пропишем эту букву в воздухе. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу полукруг внизу справа от палочки, а потом — короткую палочку вверху справа.
Логопед. Молодцы! Запомните, что полукруг у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу.
6. Работа с пластилином. Развитие мелкой моторики, пространственного мышления.
А теперь давайте слепим маленькую букву из пластилина .
Педагог ставит перед каждым ребенком поднос с пластилином и салфеткой. Дети лепят букву из пластилина, вытирают руки, отдают подносы с буквами логопеду.
7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед. Сегодня вы познакомились с буквой [Б]узнали, что она согласная, обозначается синим цветом. Познакомились со звуками [Б] и [б’] узнали, что буквы могут обозначать сразу два звука: твердый и мягкий. Ребята, каким цветом выделяем мягкий согласный звук?
Дети. Зеленым.
Педагог предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было
особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.