Конспект группового занятия с детьми дошкольного возраста: «Разноцветные эмоции»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучший конспект занятия с упражнениями
по развитию эмоционального интеллекта ребёнка
Конспект группового занятия с детьми дошкольного возраста:
«Разноцветные эмоции»
Подготовила конспект занятия:
Рысева Алена Александровна, социальный педагог
ГБУ ВО ЦППМС Кольчугинский филиал
г. Кольчугино,
2022 г.
Пояснительная записка
Формирование и развитие у дошкольников социального и эмоционального интеллекта, эмпатии, уважительного отношения к окружающим является одним из приоритетных направлений образования в соответствии с современными ФГОС ДО.
В этом возрасте детям одинаково важно изучать как окружающий их мир, так и свой внутренний мир. Знание своих эмоций позволяет ребёнку:
- уметь контролировать эмоции;
- уметь определять свои эмоции, принимать их;
- использовать эмоции в процессе общения;
- уметь распознавать чувства и эмоции окружающих людей.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника определяет становление его личности, обеспечивает продуктивное общение с людьми, формирует его «психологическую выносливость»- стрессоустойчивость.
Конспект группового занятия с детьми дошкольного возраста
«Разноцветные эмоции»
Цель занятия: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи занятия:
- познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
- позитивно расположить детей на творческую групповую деятельность;
- способствовать развитию у детей дошкольного возраста умения определять свое эмоциональное состояние и распознавать эмоции другого человека, выражая при этом эмпатию.
Форма работы – групповое занятие.
Материал для занятия: мяч, цветные карандаши, стимульный материал для упражнений (картинки).
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Время проведения: 45 мин.
Ход занятия «Разноцветные эмоции»
Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем.
С. Кинг
1. Приветствие. (5 минут)
Упражнение «Ласковое имя» (2 минуты)
- Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня такой замечательный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же прекрасное и у вас, предлагаю каждому ласково назвать свое имя.
Упражнение «Передай комплимент» (3 минуты)
- Предлагаю поиграть в игру «Передай комплимент». Встаньте в круг. У меня есть вот такой мячик. Я бросаю мячик одному из вас. При этом говорю комплимент этому человеку: Например, «Мне приятно, когда ты улыбаешься» или «У тебя красивая прическа». Передавая мячик друг другу, мы с вами будем в отличном настроении от таких добрых, искренних слов.
2. Вступительное слово (5 минут)
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Не копи обид, не злись,
Лучше просто улыбнись,
И не надо обижаться,
Если просят улыбаться,
Грусть не ляжет на уста,
Ведь в улыбке красота!
Львовский Марк
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Ответы детей.
- А какое сегодня у меня настроение, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Ответы детей.
- А какое еще бывает настроение? Ответы детей.
- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают? Ответы детей.
- Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? Ответы детей.
- Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? Ответы детей.
- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
- И сегодня мы с вами познакомимся с разными эмоциями.
3. Основная часть (30 минут)
Упражнение «Нарисуй смайлик» (5 минут)
- Посмотрите на смайлики. Как вы думаете, какие эмоции они нам показывают? Предлагаю вам назвать эти эмоции.
- Теперь нарисуем с вами смайлики в кружочках, как в образце.
-Как вы думаете, почему последний смайлик красного цвета?
- Ребята, посмотрите на картинки детей и их домашних питомцев. Какие эмоции у каждого из них? Найдите хозяина каждого животного, обращая внимание на то, что у ребят и их питомцев одинаковое настроение.
Упражнение «Портреты» (5 минут)
- Ребята, посмотрите на портреты детей. Какие эмоции у каждого из них? Обведите рамку портрета красным цветом – если настроение весёлое и синим цветом, если грустное.
Упражнение «Кого не хватает?» (5 минут)
- Ребята, посмотрите на этих забавных монстриков. Назовите их эмоции. Кого не хватает в каждом ряду, как вы думаете? Закрасьте квадрат в цвет недостающего монстрика.
Упражнение «Расскажи историю» (10 минут)
- Ребята, посмотрите на картинки. У кого какое настроение? Попробуйте придумать историю про героев картинок.
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 минут)
Упражнение «Превращения» (2 минуты)
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем себя в роли волшебников, будем превращаться с помощью наших эмоций:
- нахмурьтесь, как осенняя туча,
- улыбнитесь, как солнце,
- позлитесь, как голодный волк.
Упражнение «Восьмицветик» (3 минуты)
- Ребята, вот и наступает к концу наше занятие. Я хочу открыть вам маленький секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик - восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
- красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
- зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
- фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый – скучное настроение – не знаю, чем заняться;
- коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
- черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
- Сейчас каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
- Спасибо, мне было очень приятно с вами изучать наши эмоции.
А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи!». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
Список использованной литературы, материалов:
Айгунова О. А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации: педагогика и психология, 2016.
Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012.
Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций, 2012.
Жукова М. А. «Эмоции» / «Умные игры. Развивающие карточки».