Конспект индивидуального логопедического занятия с мультимедийным сопровождением «Путешествие в зоопарк»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»;
совершенствование грамматического строя речи (образование и использование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже);
совершенствование навыков слогового анализа слов.
2. Коррекционно – развивающие:
развитие речевого слуха;
развивать зрительное внимание и восприятие;
развивать память, мышление, воображение.
3. Воспитательные:
воспитывать самоконтроль за речью;
воспитывать интерес к занятиям, используя игровые приемы.
Оборудование:
мультимедийный комплекс;
разрезная картинка «Вертолёт»;
предметные картинки «Животные жарких стран», «Угощение»;
мягкая игрушка щенка.
Предварительная работа: беседа на тему «Животные жарких стран», разъяснение незнакомых слов, работа над грамматическим строем речи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, …! Посмотри, кто нас сегодня встречает. Наш верный друг Рэкс. Давай, поздороваемся с Рексом.
Здравствуй, Рекс!
Рекс: Ррррррр.
Логопед: Но, что это, Рекс рычит? Может мы неправильно с ним поздоровались? Предлагаю порычать как Рекс – РРРРРР…
Рекс: Рад, рад, рад!
Логопед: Давай скажем: и мы рады, рады, рады!
Логопед: Мне кажется, что теперь правильно.
Логопед: Тебе нравятся животные? Скажи, пожалуйста, где мы можем увидеть животных жарких стран? Послушай загадку.
За высокою оградой
В нём зверей полным-полно,
Посетителям, однако,
Их кормить запрещено.
Логопед: Как ты думаешь, что это за место? (Зоопарк).
Правильно, это зоопарк. Предлагаю тебе совершить путешествие и отправиться в зоопарк. Ты согласен? (Ребёнок отвечает).
Тогда отправляемся в путешествие. Но нам нужен помощник. Возьмём с собой Рекса, ему тоже нравятся животные, и он с удовольствием будет сопровождать нас в путешествии в зоопарк.
Прежде чем отправиться в дорогу, тебе нужно запомнить слова-помощники, которые нам помогут в пути.
Слушай и запоминай! Рекс!
Рекс: Ро-ру-ра – подсказка нам нужна. (Ребёнок повторяет).
2. Основная часть.
Логопед: Скажи, на чем мы можем добраться до зоопарка? (Ответы ребёнка). Рекс, помогай!
Рекс: Ро-ру-ра – подсказка нам нужна. (Ребёнок повторяет)
(На экране картинки с изображением транспорта).
Логопед: А вот и подсказка. Я буду называть картинки, а ты, когда услышишь звук [р], хлопни в ладоши и повтори слово.
Логопед: Как можно назвать одним словом все картинки? (Транспорт). Давай уточним – разнообразный транспорт.
Ещё одна подсказка. Нужно сложить картинку, тогда ты узнаешь, на каком транспорте мы отправимся в зоопарк. (Ребёнок собирает картинку «вертолёт»).
А ты помнишь, как работает мотор у самолёта? (Ребёнок произносит звук [р]).
Ну что же, отправляемся!
Логопед: Режет воздух вертолёт,
Мы летим на нём вперёд.
Опустились, приземлились,
В зоопарке очутились.
А вот и вход в зоопарк. Но что это, зверей нет! Как же нам их увидеть? Правильно, нам нужна подсказка! Рэкс, помогай!
Рекс: Ррррррррррр.
Ребёнок: Ро-ру-ра – подсказка нам нужна.
Логопед: Вот и подсказка – картинки животных, которые живут в зоопарке. Кажется, я догадалась, чтобы звери появились, надо их позвать. Давай позовём их (ребёнок называет животных, изображённых на картинках, чётко произнося звук [р]. (Звери появляются на экране).
Рекс: Ура! Ура! Ура!
Логопед: Вот и звери!
Давай посмотрим, что ты видишь? Это чей горб? (Это горб верблюда). Значит верблюд какой? (Горбатый верблюд).
Это чьи полоски? (Это полоски зебры). Какая зебра? (Полосатая зебра).
Это чьи зубы? (Зубы крокодила). Какой крокодил? (Зубастый крокодил).
Пятна жирафа – пятнистый жираф.
Рог носорога – рогатый носорог.
Логопед: Животные очень радуются, когда их угощают вкусной едой. Может и мы покормим всех животных? Только как же и чем мы будем их кормить?
Рекс, помогай!
Рекс: Ррррррррррр. Ро-ру-ра – подсказка нам нужна. (Ребёнок повторяет).
Логопед: А вот и угощенье. Посмотри на картинки. Животным, в названии которых один слог (тигр) дадим корм, два слога (жираф, зебра) – траву, три слога (кенгуру, носорог) – отруби.
Посмотри, носорог большой и голодный, он не наелся. Давай его ещё покормим. Что у нас есть? (Ребёнок перечисляет, глядя на картинки – пирожки, ватрушки, бутерброды). Угощай носорога: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков.
Логопед: Думаю, животным зоопарка очень понравилось твоё угощенье. Они довольны и очень тебе благодарны. Теперь они стали не злые, а (добрые). Не грустные, а (радостные).
Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться из зоопарка обратно в детский сад.
Проводится зрительная гимнастика для снятия глазного напряжения и утомляемости.
Глазки мы сейчас закроем.
И услышим вертолёт.
За штурвалом смелый летчик -
Он нас мигом довезет.
Логопед: Вот мы и вернулись.
3. Итог занятия.
Логопед: Тебе понравилось наше путешествие?
У меня для тебя есть сюрприз. Наш помощник Рекс сфотографировал все самое интересное в нашем путешествии.
Ты хочешь посмотреть фотографии и вспомнить все события? (Ребёнок рассказывает, глядя на фотографии).
На первой фотографии изображён транспорт, в названии которого есть звук [Р].
На второй фотографии вертолёт, на котором мы добрались до зоопарка.
На третьей фотографии мы видим ворота в зоопарк.
На четвертой фотографии животные зоопарка, которых мы увидели.
На пятой фотографии я кормлю животных разной едой: кормом, травой, отрубями, пирожками, ватрушками, бутербродами.
Логопед: Посмотри на четвёртую фотографию. Она не цветная. Я предлагаю тебе взять эту фотографию домой и разукрасить.
Давай скажем спасибо Рексу за фотографии и интересное путешествие.
Спасибо, Рекс. До скорой встречи!
Тихомирова Екатерина Витальевна