Конспект индивидуального логопедического занятия с незрячим ребенком старшей группы на тему «К нам приехали игрушки»
Конспект индивидуального логопедического занятия с незрячим ребенком старшей группы на тему «К нам приехали игрушки»
Цель: расширять и обогащать знания об игрушках.
Задачи:
познакомить ребенка с игрушками и с обобщающим понятием «игрушки»;
познакомить с местонахождением разных игрушек;
показать приёмы осязательного обследования игрушек, называя их и выделяя определенные качества и свойства;
формировать захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать игрушками;
вводить в речь относительные прилагательные;
развивать способы активного осязания;
развивать умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу;
развивать слуховое внимание.
Оборудование: игрушки: машина, кубики (пластмассовый, деревянный и мягкий), мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий),
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: «Хочешь поиграть? (Ответы детей). И я хочу. В раздевалке что-то есть для тебя. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в кабинет большую яркую машину).
В машине, в машине
Шофёр сидит.
Машина, машина
Едет, гудит.
Вот какая большая и красивая машина! (Подвозит машину к ребенку, предоставляет возможность ее потрогать, называет основные части машины, направляет руки ребенка для их осязательного обследования).
Основная часть
Игра «Строим башню»
Логопед: «Что машина нам привезла? (Достает из машины кубики). Скажи, что это? Сколько кубиков? Правильно! Возьми в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. Ты почувствовал рукой, что кубик гладкий? Скажи: «кубик гладкий». Молодец! Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик деревянный». Повтори: «Кубик деревянный». Молодец, правильно! Скажи, какой еще кубик? Правильно, кубик твердый. С кубиками интересно играть. Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый (деревянный). Мы можем построить высокую башню. Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!
Давай посмотрим, что еще привезла нам машина сегодня. Это мяч.
Ай да мячик, ай да мячик!
Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).
Можно еще сказать: «Мяч прыгает».
Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой? Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в машине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый. Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).
Игра «Найди пару»
Обследование, дифференцировка по фактуре.
Логопед: «Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…»
Игра «Прощаемся с машиной»
Логопед: «Скажи, машина тебе нравится? Смотри, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомни, какие игрушки привезла машина. (Ответы детей), Все эти предметы называются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повтори.
Заключение
Логопед: «Давай вспомним, что сегодня на занятии мы делали?».