Конспект индивидуального занятия «Автоматизация [Р] в словах и предложениях»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 п. Ждановский
Конспект индивидуального занятия по
автоматизации [P]
в словах и предложениях.
Выполнила:
Учитель логопед: Жидких Е.В.
Цель: автоматизировать звук [P] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука [P] в словах и предложениях;
- упражнять в определении позиции звука [P] в словах;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать выдержку, услужливость, аккуратность;
- воспитывать контроль за собственной речью;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй …(имя ребенка), сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Иришка. Она не умеет красиво говорить звук [P]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук [P]. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Окошко»
«Улыбка – поцелуй»
« Качели» Эх раз! Ещё раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
« Маятник» Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз - два»
«Лопатка»
«Вкусное варенье» Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу-
Варенье очень я люблю.
Всем на удивленье
Вкусное варенье.
«Чашечка»
«Болтушка»
«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке
Очень цокать нам приятно
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
« Маляр» Язык – как ниточка моя,
И ею небо крашу я.
«Грибок» Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу,
1,2,3,4,5 –
Гриб мне надо удержать.
3. Упражнение «Тигр» (картинку Тигр- скачать, распечатать)
(длительно, громко, тихо, шёпотом)
4. Упражнение «Да \ Нет» (выделение звука [P])
Арбуз
Антенна
Остановка
Артист
Барсук
Карман
Капкан
Бант
Картон
кайма
Манка
Мартышка
Пурга
Пустота
Обувь
Огурцы
Кирпич
Кино
Венок
Зерно
5. Проговаривание слогов и слов.
Ра – ра – ра – рак, рама, радио, работа;
Ры – ры - ры – рыба, рысь, рынок, рыбак, рысак;
Ро – ро – ро – Рома, робот, роза, роль, рот, рай;
Ру – ру – ру – руки, руль, рукав, рубанок, Русь;
6. Изменить прилагательное.
Румяный – колобок, Ксюша, лицо, яблоки;
Ручной – волчок, птица, животное, звери;
Различный – вид, музыка, звучание, книги;
Роскошный – наряд, коса, платье, волосы;
Разноцветный – радуга, платок, пятно, краски;
7. Пальчиковая гимнастика.
- Иришка очень любит играть вмяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой у неё необычный мяч.
Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом «С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
8. Игра «большой \ маленький».
- Иришка предлагает тебе выполнить ещё одно задание, она будет называть большой предмет, а ты – маленький.
Перо – перышко
Барабан –
Корова –
Рыба –
Арбуз –
Шар –
Ракета -
Роза –
Огород –
Ракушка –
Морковь –
9. Игра «Вкусная еда».
- Иришка приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.
- гранатовый сок (Гранат)
- грушевый пирог (Груша)
- гороховый суп (Горох)
- виноградный сок (Виноград)
- картофельное пюре (Картофель)
- черничный компот ( Черника)
- рыбный суп (Рыба)
10. Изменить глаголы в настоящем времени.
(я, ты, он, она, мы, вы, они)
Работать, растить ромашки, рассказывать рассказ, рубить дрова топором.
11. Игра «Что есть у Иры».
- У Иры есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи что есть у Иры.
- У Иры пирамида
- У Иры грузовик
- У Иры барабан
- У Иры робот
- У Иры катер
12. Игры с картинками.(ракета, расческа, ручей, ромашка, распашонка, рубашка, рукавица, рабочий, рыбак)
- отработать названия
- подобрать картинку к глаголу: запущу, расчешусь, позову Свету, поглажу, сорву, перейду.
- отгадать загадки.
13. Игра «Рифмушки».
- Иришка предлагает тебе научиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.
Как бы мне пошла корона,
Важно каркает …(ворона)
Испугался кот собак,
Задом пятиться как …(рак)
Захотела кошка спать, Пришел домой художник наш,
Вот и лезет на … (кровать) Он взял тетрадь и … (карандаш)
Научись держать в порядке, День рождения Петрушке,
Свои книжки и …(тетрадки) Купили новые … (игрушки)
Юра тащит вкусный груз,
Замечательный … (арбуз)
14. Повторить предложения.
Роман порвал рукав рубашки.
На руках у Раисы розовые рукавицы.
Около ручья растут ромашки.
Ранний рассвет разбудил ручного скворца.
15. Игра «Наведи порядок».
Иришка просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [P] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [P] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [P] в конце слова.
Картиный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.
16. Итог занятия.
- … (имя ребенка) ты сегодня хорошо поработал(а) на занятии, ясно и четко произносил(а) звук [P]. Иришка очень довольна, что ты ей помогал(а) научиться говорить звук [P]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.