План – конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р в слогах, словах»
План – конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Автоматизация звука р изолировано, в слогах, словах.
Цель: учить ребенка правильно произносить звук р изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
- уточнить правильную артикуляцию звука р;
- автоматизировать звук р изолировано, в слогах и словах;
- способствовать развитию навыка словоизменения существительных через специально подобранные упражнения;
- создать условия для воспитания интереса к логопедическим занятиям через использование ИКТ.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуй, Руслан! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
II. Сообщение темы и цели занятия.
Как ты думаешь, чему мы будем учиться?
Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
III. Артикуляционная гимнастика.
Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Чистим зубки», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»
IV. Дыхательная гимнастика.
А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
V. Пальчиковая гимнастика.
Два дракона прилетели, (пальцы растопырены, изображают крылья)
Пять голов они имели. (пальцы сжимать в кулак и разжимать)
Только сели эти братцы, (пальцы обеих рук сцепить между собой)
Сразу начали бодаться. (вращение)
VI. Уточнение артикуляции и характеристика звука р .
-Вспомним, где находятся губы, зубы и язычок, когда произносим звук [Р]. (Зубы приоткрыты, язычок находится наверху и дрожит, губы в улыбке). Как надо правильно выдыхать? (Выдыхаем громко с силой)
Связь звука и буквы
-Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому он звонкий. Проверим это. Положи ладонь на горло и произнеси звук [Р]. Что ты чувствуешь? (Горло звенит, вибрирует) Звук [Р] твердый, как камень и обозначается синим цветом. На письме обозначается буквой Р.
-Попробуй охарактеризовать звук сам
VII. Изолированное произношение звука.
- У нашего Дракоши сломалась машина.
- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Сначала тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Очень громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко. (р-р-р-р).
- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
VIII. Автоматизация звука р в слогах.
Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
1) Прочитай слоги.
Ра тра стра
Ро тро стро
Ру тру стру
2) Скажи наоборот
Ра – ар
Ру- ур
Ор-ро
3) Работа с чистоговорками
Ра –высокая го-ра Ар-
Ро – новое перо Ор-
Ры – красные шары Ур-
IX. Автоматизация звука р в словах.
1) Развитие зрительной памяти.
Назови предметы (тетрадь, ручка, труба, гитара, гармошка, карандаш).
Игра «День-ночь».
Раздели предметы на 2 группы.
тетрадь, ручка, карандаш (школьные принадлежености)
труба, гитара, гармошка (музыкальные инструменты)
2) Согласование существительных с числительными.
Посчитай предметы. (1,3,5)
1,3,5 - тетрадь, ручка, карандаш (школьные принадлежености)
3) Словоизменение имен существительных.
Как называют человека, который играет на гитаре? Трубе? Гармошке?
труба, гитара, гармошка (музыкальные инструменты)
X. Итог занятия. Рефлексия.
Нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
Выбери смайлик который покажет твое настроение.