Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда.
Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звук Р.
Учитель-логопед: Вавилова А.В.
Тема занятия: | «Автоматизация звука [р] в слогах, словах». | ||
Цель: | Создать условия для формирования правильного произношения звука [р] в речи. | ||
Задачи: | Коррекционно-обучающие: -уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука [р]; -учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах; -упражнять в нахождении места звука [р] в словах; Коррекционно-развивающие: -упражнять в согласовании существительных с числительными; -развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику; Коррекционно-воспитательные: -воспитывать интерес к занятиям логопеда. | ||
Оборудование: | Предметные картинки, игрушечный попугай, разрезная картинка «Машина», горох, чашка | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1. Введение в ситуацию | -Сегодня к нам на занятие с тобой прилетел попугай Рома. Он заблудился в нашем большом городе. А еще он плохо говорит и не может назвать свой адрес. Ты хочешь ему помочь отправиться домой? Сможешь? | Коммуникативная | Включение в деятельность. Желание помочь попугаю Роме. |
2. Актуализация знаний и умений | -Чтобы научиться правильно говорить, нужно сначала сделать гимнастику для нашего язычка, а попугай пусть смотрит и запоминает. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Чистим зубки» 1.Улыбнуться 2.Показать зубы, приоткрыть рот 3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы Упражнение «Барабанщик» 1.Улыбнуться 2.Открыть рот 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка). Упражнение «Маляр» 1.Губы в улыбке 2.Приоткрыть рот 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад. -Ну вот потренировали язычок. Теперь нам нужно подумать, как вернуть попугая домой. На чем можно нам его отвезти? (ребенок перечисляет транспорт). -А давай узнаем на чем хочет отправиться попугай Рома домой. Нужно составить картинку, и мы узнаем (ребенок составляет картинку). -На чем повезем его? (на машине). -Давай заведем мотор: р-р-р. -Какой звук ты сейчас произносил? Характеристика звука [Р]. - Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]? - Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р. | Коммуникативная Игровая Двигательная | Выполнение артикуляционной гимнастики. Составляет картинку. Даёт характеристику звуку. |
3. Затруднение в ситуации | -А сейчас отгадай загадки. На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост, Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга) Странный зверь На дне живёт: Ходит задом наперёд. (Рак) По полю ходила, клювиком водила. След свой оставила – точечку поставила. (ручка) | Коммуникативная Игровая | Отгадывает загадки. |
4. Открытие нового знания | -Назови слова отгадки. Что общего в этих словах? (все начинаются на звук [р]) Где спрятался звук [р] в словах? (в начале слов). -Рома знает цифры. Он называет цифру, а тебе нужно столько же раз повторить слог. Пра-2, пру-3, дры-3, бро-2, рар-2, рор-3, рар-3, рэр-2. Логопед произносит слог, а ребенок повторяет столько раз, какая цифра. -Рома проголодался. Надо его накормить. Игра «Посчитай». -Нужно складывать горошины в чашку и считать. Одна горошина, две горошины, 3, 4, пять горошин. -Попугая накормили, можно и размяться. Физминутка. Рыбки весело резвятся (Движения по тексту.) | Коммуникативная Игровая Двигательная | Включается в игровую деятельность. Выполняет движения по тексту. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | -Попугай Рома нарисовал свой дом. Посмотри на рисунок. Что тебе нужно сделать? (раскрасить). Надо его раскрасить, и мы узнаем, где он живет. -Рома очень рад, что теперь он окажется дома. Давай попрощаемся с ним. Ра-ра-ра-в детский сад идти пора Ро-ро-ро-Рома едет на метро Ру-ру-ру- он приедет по утру Ры-ры-ры- дарим мы ему шары. | Коммуникативная | Раскрашивает рисунок. Проговаривает чистоговорки. |
6. Осмысление | -Кто сегодня был у нас в гостях? -На какой звук начинается имя Ромы? -Ты рад, что помог Роме? -Что было сложно? А что было легко! Ты, Молодец! | Коммуникативная Рефлексия | В гостях был попугай Рома. Его имя начинается на звук Р. Выражает свое мнение. Делится впечатлениями. |