12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакшаева Ирина Валерьевна1169
Россия, Марий Эл респ.

Культура второй половины 18 века
PPT / 6.03 Мб

/data/files/s1595357921.ppt (Культура второй половины 18 века)


Отрывок из Медного всадника
MP4 / 1.27 Мб

/data/files/s1595358080.mp4 (Отрывок из Медного всадника)Тема: «Культура второй половины 18 века»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид: интегрированный урок МХК, истории и литературы.

Форма: урок-путешествие, урок-исследование.

Класс 9.

Цели урока:

Формирование у детей чувства любви к Родине, эстетической культуры через использование материала по теме «Особенности культуры и литературы второй половины18 века».

Формирование коллективных способов действий при решении учебных задач.

Развитие умения анализировать, работать с источниками информации, использовать различные способы переработки текста, сопоставлять особенности течений в литературе и искусстве 18 века, выделять главное при работе литературоведческими словарями и энциклопедиями.

Оборудование:

компьютерная презентация «Культура России второй половины 18 века», в которой есть ссылки на сайты, где можно найти информацию для сообщений, богатый иллюстративный материал.

Маршрутные листы.

Компьютер, проектор, выход в интернет.

Предварительная подготовка

Данный урок требует большой предварительной подготовки как от учителя, так и от учеников:

1)приготовить сообщения на заданную тему: работа с различными источниками информации. Задача учителя – помочь найти источник, сократить текст, помочь сделать сообщение коротким, насыщенным и интересным.

2) творческое задание: приготовить постановку отрывка из комедии Д.И. Фонвизина.

3) выразительное чтение стихотворения.

4) повторить понятия классицизма в архитектуре и литературе, теорию трех «штилей», понятие барокко.


Ожидаемые результаты:

1)усвоение понятий классицизм , барокко, сентиментализм, формирование представления о культуре 18 века.

2)развитие патриотических и эстетических чувств, коммуникативных способностей.

3) формирование навыков смыслового чтения.


Содержание урока

Мотивационный этап. Слайд (Ролик за записью отрывка из «Медного всадника» (читает С.Безруков)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…


Вопрос учителя:

- Ребята, кто автор этих строк? Из какого они произведения? (А. С. Пушкин «Медный всадник, вступление о Петербурге).Неслучайно, сегодня наш урок мы начинаем этим отрывком.

Слайд2

Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному городу. Его называли Новым Вавилоном и Северной Пальмирой, его сравнивают с Римом и Венецией. Но ни одно название и ни одно описание не может передать его неуловимого образа. Основанный в 1703 году, он более двух веков был блистательной столицей Российской империи и местом где происходили самые важные, часто трагические события, влиявшие на судьбу страны и народа. И вы уже конечно догадались, что речь идет о Санкт- Петербурге.

Я предлагаю вам совершить путешествие во времени и пространстве: перенестись в 18 столетие и прикоснуться к культуре этого времени. И хотя наша экскурсия будет виртуальной, я думаю нам удастся почувствовать дух эпохи.

У вас на столах маршрутные листы, которые вы должны заполнять по ходу нашего путешествия. А после путешествия вам нужно будет оценить собственную работу и проставить оценки в маршрутку. Итак, в добрый путь, друзья. Загружаемся в машину времени, а чтобы получить билет, ответим на несколько вопросов:

Этап актуализации знаний

Особое искусство проектировки и постройки зданий, которое называется.. (архитектурой (зодчеством).

Архитектурный стиль 18 века, для которого характерны: грандиозность;преувеличенная пышность и вычурность;динамика, напряженность;яркость, изящество;декоративность, зрелищность, театральность;излишество причудливых элементов.(барокко)Слайд

Архитектурный стиль для которого характерны: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен (классицизм) Слайд(таблица)

Классицизм


Барокко


чёткие геометрические формы

логичная планировка

гладкие стены

сдержанность декора

торжественность

пышность

изогнутые линии

вычурная декоративность


Итак, мы в Санкт -Петербурге. Давайте прикоснемся к его архитектуре, полюбуемся прекрасными зданиями и скульптурой.

В середине XVIII в. В России преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архитектором этого времени был Ф. Б. Растрелли.

Рассказ о Ф. Б. Растрелли (подготовленный ученик).

Рассказ сопровождается слайдами презентации, в которых есть гиперссылки на интернет-ресурсы. В случае необходимости учащийся сам вносит коррективы в презентацию.

В 18 веке быстро развивалось искусство скульптуры. В стиле классицизма был создан самый известный памятник Петру I – символ Петербурга. Кстати, именно о нём речь идет в отрывке из произведения, которое мы слушали начале урока. («Медный всадник»)

Рассказ о Фальконе Э.М.(подготовленный ученик)

Во второй половине XVIII в. в архитектуре возобладал классицизм. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков. Архитектор В.И.Баженов в основном творил в Москве, но в С-Петербурге также есть его постройки в стиле классицизма. В частности, Михайловский замок.

Рассказ о Михайловском замке


Первичное закрепление нового знания

Давайте попробуем осмыслить и закрепить знания по архитектуре С-Петербурга. Распределите изображения по стилям и впишите ответы в маршрутный лист.(задание 1.см. приложение)

Мы продолжаем своё путешествие. Сейчас нам предстоит посещение одного из самых известных музеев мира – Русского музея в Санкт-Петербурге. Сегодня здесь уникальная экспозиция лучшей портретной живописи 18 века из разных музеев страны. А я передаю слово экскурсоводам Русского музея.

Сообщение о о Левицком Д.Г.

Сообщение о Рокотове Ф.С.

Великие полотна художников 18 века вдохновляли писателей и поэтов последующих поколений. В середине 20 века поэт Николай Заболоцкий написал стихотворение к портрету Струйской кисти Рокотова. Давайте послушаем его.

Чтение стихотворения подготовленным учеником

ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза. (1953Г.)

- Что особенно поразило поэта в портрете Струйской? ( Её глаза)

- Почему автор призывает поэтов любить живопись? (Только она может запечатлеть моменты истинной душевной красоты и переносить её на полотно)

Экскурсия по музею завершена. А вам предстоит работа в маршрутных листах. Выполняете 2 задание. Нужно определить авторство предложенных вам портретов и вклеить эти портреты в маршрутку.

А пока вы будете работать, послушаем музыку, конечно же , сегодня и она – 18 века. Музыкальная пауза

И наконец, мы с вами в гостях у литературы. Я приглашаю вас посетить литературный салон. В литературе 18 века сменили друг друга направления классицизм и сентиментализм. Давайте вспомним признаки классицизма (Учащиеся называют, выводится на слайд таблица)

Классицизм – художественный стиль в литературе, отличающийся строгими правилами и обращением к античному наследию как образцу.

Для русского классицизма было характерно обращение к русской летописной истории. Этому направлению присуще строгое деление на высокие, низкие и средние жанры. Представителем классицизма является уже знакомый нам М. В. Ломоносов.

Мы знакомы с его творчеством и заслугами в литературе и языкознании 18 века. Думаю, что все без труда выполнят задание номер три. Распределить жанры литературы по принадлежности к высокому, низкому или среднему стилю.

Работа в маршрутных листах задание №3

На смену классицизму пришло литературное направление сентиментализм.

Назовите однокоренные слова к слову сентиментализм.

(Сентиментальный)

- Что оно означает? (чувствительный)

Отсюда и формулируем определение сентиментализма. Сентиментализм - течение в литературе и искусстве, отличающееся повышенным вниманием к раскрытию душевного состояния, переживаний героя. Известнейший представитель сентиментализма – Николай Михайлович Карамзин, автор сентиментальной повести «Бедная Лиза»

Итак, чем он отличается от классицизма? (Для произведений эпохи классицизма характерна гражданская направленность. Долг в них важнее чувства. Для сентиментализма – внимание к внутреннему миру человека)

Ещё одна из известных личностей в литературе: Николай Иванович Новиков: просветитель и издатель, основатель сатирических журналов Трутень» и «Живописец». Яростный противник крепостного права.

В 18 веке в русской литературе начала зарождаться и драматургия. Александр Петрович Сумароков - автор первых русских трагедий и комедий. Он создал 9 трагедий и 12 комедий. Сюжеты большинства трагедий взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в стиле классицизма.

Вот спешит к нам на встречу Д.И. Фонвизин известный драматург 18 века. Д.И. Фонвизин сатирически изображал нравы дворянского сословья в комедии «Бригадир» и систему дворянского воспитания в комедии «Недоросль». У нас есть замечательная возможность посмотреть небольшой отрывок из комедии «Недоросль» и получить представление об «образовании» некоторых детей из дворянских семей. Мы постарались немного осовременить образы. И как знать, не напомнят ли вам кого-то герои?

Сцена из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Что ж, каждый век несет свои нравы и правила. Давайте поаплодируем артистам.

Говоря о театре, надо сказать, ребята, что до середины 18 века при царском дворе выступали в основном иностранные труппы. Но для этого века характерен подъём именно национальной культуры. Это создало предпосылки для возникновения русского театра.


Сообщение о театрах 18 века

Позвольте представить вам ярославского актёра и режиссёра Фёдора Григорьевича Волкова. Его слава была так велика, что императрица Елизавета Петровна пригласила труппу Волкова в Петербург. В 1756 г. был учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр». Через несколько лет Волков стал его директором. Это был первый русский профессиональный театр.

Особенностью театральной жизни 18 века стало появление театров, в которых играли крепостные актёры. Самым известным стал театр графа Н.П. Шереметьева. Такие крепостные театры талантливостью и богатством постановок порой превосходили казённые театры. Одна из великих русских певиц – крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова стала женой своего хозяина, графа Шереметьева.

Давайте подведем итог: что же стало особенностью литературы 18 века? (Особенностью литературы 18 века стало появление интереса к жизни простого человека и развитие самобытной национальной литературы и драматургии).


Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Культурное наследие 18 века» (не менее 70 слов)


Рефлексия А теперь давайте проверим себя, дорогие путешественники, и выполним мини-тест. Это задание №4 (приложение)

Что ж, наша экскурсия подошла к концу, мы надеемся, что вам было интересно.


Источники :

Академия удожеств.https://www.culture.ru/materials/155427/akademiya-khudozhestv-retrospektivnyi-vzglyad#material_155435-2

Франческо Бартоломео Растрелли [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/8329/franchesko-bartolomeo-rastrelli ]https://www.culture.ru/persons/8329/franchesko-bartolomeo-rastrelli

Фальконе.Биография https://w.histrf.ru/articles/article/show/falkonie_etien_moris

Баженов В.И. Михайловский замок. https://www.culture.ru/materials/178207/5-glavnykh-postroek-vasiliya-bazhenova


Приложение

Маршрутный лист

Путешествие в Петербург XVIII века

2. «Любите живопись…»

Рокотов








Левицкий







Задание: распределить картины по принадлежности их автору –живописцу

t1595357729aa.jpgt1595357729ab.jpgt1595357729ac.png

3


1

2













Ответы: Рокотов3; Левицкий 1,2




Знатоки архитектуры.

Задание: установить соответствие между стилем архитектуры и архитектурным сооружением. Расставить номера фото в соответствии со стилями архитектуры.

стиль

Номер фото

классицизм






барокко






t1595357729ad.pngt1595357729ae.jpg

2


1









t1595357729af.png

5




t1595357729ag.jpg

3




t1595357729ah.jpg

4












Ответы: барокко1,2,5. Классицизм3,4

3.Литературный салон.


Задание: Жанры литературы разложите в соответствии с литературными стилями

высокий

средний

низкий











БАСНЯ

ОДА

КОМЕДИЯ

ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ДРАМА

ЭПИГРАММА




Ответы: высокий: героическая поэма, ода; низкий: басня, эпиграмма, комедия; средний: драма











4. « Как много впечатлений!»

выполните тестовые задания.

Основоположник новой системы стихосложения

А) М.В. Ломоносов;

Б) Г.Р. Державин

В) В.К. Тредиаковский

Г) Ф.Г. Волков.


2. Директором первого русского профессионального театра с 1761 года стал

А) Н.И. Новиков

Б) Д.И. Фонвизин

В) А.П. Сумароков

Г) Н.П.Шереметьев


3. Слово сентиментализм происходит от французского…

А) образцовый

Б) душевный

В) чувствительный

Г) декоративный


4. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин сатирически изображает

А) нравы дворянского сословия

Б) систему дворянского воспитания

В) картины произвола и беззакония

Г) покорность и необразованность крестьян.


5. Н. Заболоцкий написал своё стихотворение портрет, вдохновлённый картиной…

А)Д.Г.Левицкого

Б) Ф,С.Рокотова

В) И.П.Аргунова

Г) В.Л.Боровиковского
















Отрывок из комедии «Недоросль».



Явление VIII

Те же, г-жа ПростаковаПростаковМитрофан и Еремеевна.

Г-жа Простакова (входя). Всё ль с тобою, друг мой?

Митрофан. Ну, да уж не заботься.Г-жа Простакова (Стародуму). Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить; не смели в дверь заглянуть; послышим, ан уж ты давно и сюда вытти изволил. Не взыщи, батюшка...

Стародум. О сударыня, мне очень было бы досадно, ежели б вы сюда пожаловали ране.

Скотинин. Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. Я пришел сюда за своею нуждою.

Г-жа Простакова. А я так за своею. (Стародуму.) Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (Мужу и сыну.) Кланяйтесь.

Стародум. Какою, сударыня?

Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться.

Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.

Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. (Вместе.)

Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагателъна..

.Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна

.Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна

.Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен….

.Г-жа Простакова. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.