Конспект интегрированного урока «Вода. Уникальность воды» (5 класс)
Учитель: Тарасова Светлана Сергеевна, учитель географии 1 категории, Борщевского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского МО Тамбовской области.
Класс: 5
Тема урока: Вода. Уникальность воды.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемая технология: личностно-ориентированная.
Цель урока: познакомить с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле. Создавать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.
Задачи урока:
- через содержание учебного материала развивать познавательные интересы и интерес к живой и неживой природе.
- воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, умение сотрудничать.
- совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления применять знания в непривычной ситуации.
Планируемые результаты:
Предметные и метапредметные: находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.
Личностные: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметные связи: биология, география, математика.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, лоточки с лабораторной посудой и реактивами для парной работы, плакат «Схема круговорота воды».
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.
-Ребята, сегодня мы должны больше узнать об удивительном веществе, а о чем попробуйте догадаться.
Как писал Антуан де Сент-Экзюпери …, «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Учитель:- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
Ребята:…(ответ)
Учитель: вторая подсказка –
Из меня состоит все живое:
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас…(вода)
Учитель: о каком веществе мы будем говорить?
Обучающиеся: о воде.
Учитель: - Вода - одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества! Что вы знаете о воде?
Выполните задания на слайде.
Какими свойствами обладает вода? Выбери правильное:
Имеет цвет; не имеет цвета.
Имеет запах; не имеет запаха.
Имеет вкус; не имеет вкуса.
Прозрачна; не прозрачна.
Обладает текучестью; не обладает текучестью.
Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагревается и быстро остывает.
При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.
Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, ... и ...
Учитель: Ребята, вы много знаете о свойствах воды. Нам нужно определить тему урока. Давайте попробуем сформулировать.
Тема урока: «Вода. Уникальность воды.»
Учитель: Давайте определим цель урока.
Обучающиеся: получить новые знания о воде, изучить уникальные свойства воды.
Учитель: В рабочих листах запишите тему урока «Вода. Уникальность воды».
Учитель: Где мы встречаем воду?
Обучающиеся: ...(ответ).
Мировой океан составляют моря и океаны, заливы и проливы, омывающие материки, острова. Вода на материках представлена внутренними водами: реками, озерами, подземными водами, ледниками, водохранилищами.
Учитель: Вода везде и всюду. Площадь поверхности Земли составляет 510 млн.км2. Площадь суши 144 млн. км2. Водой занята примерно 2/3 часть поверхности планеты.
Задание 1. Найдите площадь поверхности Земли, занятой водой.
510-149 =361 км2 или 510:3х2=340км2
Учитель: Молодцы. Справились с заданием.
Учитель:Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Учитель:- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
- Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?
Учитель:
- Вода - самый сильный универсальный растворитель. Если ей дать достаточно времени, она может растворить практически любое твердое вещество. Именно из-за уникальной растворяющей способности воды никому до сих пор не удалось получить химически чистую воду - она всегда содержит растворенный материал сосуда. В морской воде содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе газы, основания, кислоты. На своем пути вода растворяет металлы, горные породы, органические вещества.
Учитель: Вода обладает текучестью. Вода течёт, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения воды очень велика. Она по прочности уступает только ртути. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Эта сила связывает молекулы воды, как бы притягивая их друг к другу. Благодаря поверхностному натяжению воды кровь движется в организмах человека и животных, вода поднимается вверх по стволам деревьев.
ВИДЕО https://rutube.ru/video/a8693e4977b805858a7d63217bf6378f/?t=45&r=plemwd
Учитель: Ребята, давайте разделимся на 2 группы и проведем эксперименты с растворимостью веществ и поверхностным натяжением воды.
Используя оборудование, имеющееся у вас на столе, определите растворимость выданных веществ. Сделав вывод, заполните таблицу:
Задание 2. Используя оборудование, определите растворимость веществ. Сделав вывод, заполнитетаблицу:
Растворимость веществ
Вещество |
Растворимость |
Сахар |
|
Песок |
|
Опилки |
|
Соль |
|
Растительное масло |
|
Результатзаполнения: Р – растворяется, Н – не растворяется
Учитель:Ребята, какие результаты у вас получились?
Обучающиеся: делают выводы.
Задание 3. Опыты с поверхностным натяжением воды.
1.В ёмкость с водой наломаем пополам спички. В центр емкости на ватной палочке помещаем жидкое мыло.
Вопрос: Что мы наблюдаем? Объясните, почему так происходит.
Объяснение
Мыло существенно ослабляет поверхностное натяжение воды в центре емкости, и спички перетягиваются областями с более высоким поверхностным натяжением.
(Мыло называют поверхностно - активным веществом. Оно снижает поверхностное натяжение воды, то есть ослабляет силы, притягивающие молекулы поверхностного слоя друг к другу. Именно из-за высокого поверхностного натяжения чистой воды из неё не удаётся получить устойчивую пену: пузыри почти мгновенно «схлопываются» в капли.)
2. В ёмкость с водой насыпаем черный молотый перец. В центр емкости на ватной палочке помещаем жидкое мыло.
Вопрос: Что мы наблюдаем? Объясните, почему так происходит.
3. На монетку капаем по капле воду. Посчитать сколько капель уместится на монете.
4. В стаканчик, наполненный водой до краев, медленно опускаем по очереди монетки. Посчитать сколько монет уместится в стакане полном воды.
(Согласно закону Архимеда объем вытесненной воды должен равняться объему монеты.)
(Показать стопку стольких же монет, какой объем монет помещается в полный стакан с водой, благодаря поверхностному натяжению воды.)
У других жидкостей тоже есть поверхностное натяжение, но более слабое.
Делаем выводы: на поверхности воды есть тончайшая пленка. Крошечные частички жидкости на поверхности особенно сильно притягиваются друг другу. Это свойство называется поверхностное натяжение. Мыло ослабляет поверхностное натяжение воды.
Учитель: Садимся на места.
Учитель: Ребята. Представьте. На Земле огромное количество рек постоянно текут в моря и океаны.
Почему моря, океаны не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? Вспомните географию, поясните свое мнение.
Обучающиеся: ...(ответ).
Учитель: Обратите внимание на схему «Круговорот воды в природе».
(Слайд КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ)
Учитель:-Представь, что ты частица воды, расскажи, какое путешествие ты совершаешь в природе?
Океан—Пар—Облака—Дождь/Снег—Реки—Океан
Обучающиеся: ...(ответ).
Учитель (дополнения): О круговороте говорилось ещё в Библии: «Все реки текут в моря, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут,они возвращаются, чтобы опять течь». Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан — атмосфера — земля — океан» под действием энергии Солнца.
Учитель: Не смотря на то, что воды на планете очень много, запасы чистой пресной воды не безграничны. И мы в быту должны относится к воде бережно.
Учитель: Слайд. Знаете ли вы, что...
Принимая душ в течение 5минут, вы расходуете около100 литров воды;
каждый раз, когда вычистите зубы, вы расходуете1 -5 литров воды;
разовый смыв в туалете—8–10литровводы;
каждая стирка белья в стиральной машине требует около 100литровводы;
через обычный водопроводный кран проходит15 литров воды в минуту.
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы сохранить чистую воду?
Игра «Правильный путь»
Учитель: Выберите правильные пути по сохранению воды.
Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +
Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?-
Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? +
Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране? -
Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? -
Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление? +
Учитель: Молодцы, ребята. Давайте будем придерживаться этих мер по сохранению чистой воды.
Учитель: -Почему в крышке чайника делают отверстие?
Ребята:….(ответ).
Учитель (дополнения): -Для выхода пара. Вода при испарении при 1000С увеличивает свой объём в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.
Благодаря своим уникальным свойствам, экологичности, теплоемкости и невысокой стоимости, водяной пар находит широкое применение в пищевой промышленности, в коммунальном и народном хозяйстве, в сфере сервисного обслуживания, в строительстве, в лесоперерабатывающем и нефтегазодобывающем производстве.
Учитель: - Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки?
Учитель (дополнения): - Лед легче воды. Лед можно видеть у нас на озерах и реках, когда они замерзают зимой. Он образуется благодаря особому уникальному свойству – плотности воды.
Плотность воды при охлаждении от 100 до 3,98 0С возрастает, как и у подавляющего большинства жидкостей. (То есть объем воды уменьшается)
Но, достигнув максимального значения при температуре 3,98 0С, плотность при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться. Другими словами, максимальная плотность воды наблюдается при температуре 3,98 0С, а не при температуре замерзания 0 0С. Замерзая, вода увеличивается в объеме, производя большие разрушения (например, трубы лопаются зимой).
Столь необычное поведение плотности воды крайне важно для поддержания жизни на Земле. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего одеяла, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.
А еще есть в природе очень интересное явление – плавающие ледяные горы. Кто знает о чем это идет речь? Да, это айсберги. Айсберги — это и гигантские хранилища пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и особенно в странах с жарким пустынным климатом. Поэтому разрабатываются проекты транспортировки айсбергов для их использования в качестве питьевой воды.
Учитель: - Решите задачу: Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Площадь суши примерно144 млн. км2 . Сколько км² суши было бы затоплено водой?
Ребята:….(решают задачу).
144:8х1=18 млн. км2
Учитель: Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Учитель: Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.
Учитель: - Как вы понимаете выражение «Вода-источник жизни»?
Ребята:….(ответ).
Сообщение ученика «Сколько воды содержится в разных организмах»
Ученик: Все живое на Земле состоит из воды. Рыбы, животные – 75 % Медузы – 99% Картофель – 76 % Яблоки – 75 % Помидоры – 90 % Огурцы – 95 %.Для поддержания жизни человек должен получать 2,5 л воды в сутки. В среднем за свою жизнь человек потребляет 75 т воды, а всё человечество почти четвёртую часть годового стока всех рек мира. Кровь человека на 90 % состоит из воды, мышцы на 75%, кости на 28%, стекловидное тело глаза на 99%.
Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к гибели организма. В организмах идёт обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течении 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.
Решите задачу на выбор:
1)В среднем каждый человек употребляет 2 л воды в сутки. Узнайте, сколько воды употребляет человек за всю свою жизнь, если средняя продолжительность жизни 75 лет?
Решение: 1) 2л х 365дней = 730 л в год, 2) 730 х 75лет = 54750л.
2) Большинство людей во время чистки зубов оставляют кран открытым. Сосчитайте, сколько литров воды вытекает зря, если в среднем человек чистит зубы три минуты, а из открытого крана вытекает 1 литр воды за 15 секунд.
Решение: 1) 60 сек :15 = 4, 2) 1л х 4 = 4 л в минуту, 2) 4 х 3 = 12 л за 3 минуты
Учитель: Ребята, узнав о свойствах воды, давайте сделаем выводы о значении воды в природе.
Заполним недостающие элементы таблицы.https://learningapps.org/watch?v=ptx8v97ac24
Ответ:
Свойства воды |
Значение воды в природе |
Не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачна |
Благоприятная среда для обитания водных организмов |
Медленно нагревается и медленно остывает |
Защищает Землю от перегрева и переохлаждения |
В природе находится в жидком, твердом и газообразном состояниях |
Возможен круговорот воды в природе |
Хорошо растворяет другие вещества |
Необходима для питания растений, животных, человека |
Ребята (формулируют выводы, заполняют таблицу).
Учитель: Ребята, в народе мы слышим много пословиц и поговорок о воде (с участием воды). Какие знаете вы?
Пословицы и поговорки о воде
Как рыба в воде! ...
Тихие воды глубоки. ...
Вода камень точит. ...
Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. ...
Пролитую воду не соберешь. ...
Как с гуся вода. ...
Под лежачий камень вода не течет. ...
Воду в ступе толочь – вода и будет.
Не зная броду, не суйся в воду.
Как в воду глядел.
Вода путь найдет.
Рефлексия. Подведение итогов уроков.
Учитель: Вода — одно из самых важных веществна Земле. От неё зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь издоровье людей. Воду нужно беречь!
Учитель: Вернемся к цели нашего урока. Цель достигнута?!
Новые знания о воде получили?
С уникальными свойствами воды познакомились?
Вопросы на слайде ( Мне было интересно…. У меня вызвало затруднение…. Мне понравилось… Мне не понравилось…)
Выставление оценок.
Домашнее задание. Задание в к.карте на рабочем листе
Учитель: Спасибо за работу! Урок закончен! До новых встреч!
Список литературы:
1. Непомнящий Н.Н. 100 великих загадок природы. М.: Вече, 2004.
2. Справочник школьника. Физика/ Сост.Т.Фещенко, В. Вожегова. – М.: Филолог.об-во «Слово», компания «Ключ - С», АСТ, 1996. – 576 с.
3. Справочник школьника. География/ Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог.об-во «Слово», компания «Ключ - С», АСТ, 1997. – 576 с.
Интернет-ресурсы:
Опыт с поверхностным натяжением воды https://rutube.ru/video/a8693e4977b805858a7d63217bf6378f/?t=45&r=plemwd
Задания на соответствие https://learningapps.org/watch?v=ptx8v97ac24
13