Конспект интегрированного занятия на тему: «Знакомство с часами. Время»
«Конспект интегрированного занятия на тему:
«Знакомство с часами. Время»
(методическая разработка занятия с применением
инновационных технологий при работе с детьми
в помощь педагогам дополнительного образования,
воспитателям ДОУ и родителям)
Тема: Знакомство с часами. Время.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: интегрированное занятие с проведением опыта.
Интеграция образовательных областей: математика, развитие речи.
Цель: знакомство учащихся с часами и их функцией отмерять время, формирование у детей представления о времени.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с часами, показать виды и разнообразие часов;
- разобрать смысл пословиц «Что сейчас убежит, завтра не догонишь», «Не
откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», познакомиться со
смыслом выражения «не тяни время»;
- рассмотреть понятия «часы» и «время».
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимания, памяти, речь учащихся;
- ввести в активный словарь детей слова: часы – ручные, карманные,
настольные, настенные, напольные, будильник, часы с кукушкой, часы с
боем;
- расширение кругозора;
- развивать умение слушать и аргументировать свое мнение;
- развивать учебную и познавательную мотивацию учащихся.
Воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе, уметь слушать и общаться на
заданную тему;
- формировать толерантность к мнению других учащихся и проявлять
этические нормы поведения.
Оборудование и материалы: картинка «Что сейчас убежит, завтра не догонишь», макет часов со стрелками и циферблатом, презентация «Знакомьтесь, часы», изображения разновидностей часов, песочные часы, пословицы, раздаточный материал «Найди отличия» и листы в клетку с квадратами, колокольчик.
Методы и приемы работы: словесный метод обучения, наглядный метод, исследовательский метод, метод проблемного обучения, метод игры.
Форма работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, участие в опыте.
Возраст учащихся: 6 лет.
Ход занятия
I Организационный момент
Приветственное слово педагога, создание доброжелательного настроя на занятие.
II Подготовительный этап. Беседа по картинке.
Учащимся предлагается посмотреть на изображение, висящее на доске.
(Приложение 1)
- Посмотрите на картинку. Что вы видите на ней?
- Что происходит в комнате? Почему в комнату заглядывает мама-кошка?
- Куда должен идти котенок?
- Почему он не идет в школу?
- Как вы поняли, что он проспал? Что показывают часы на столе?
- Что надо было сделать котенку, чтобы не опоздать в школу?
- Какой предмет мог помочь ему в этом?
III Постановка учебной задачи. Работа над новой темой.
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о часах.
- Узнаем, что такое часы, какими бывают часы, как выглядели самые
первые часы и что они измеряют.
Демонстрируется на доске макет часов со стрелками и циферблатом.
- А как вы думаете, что такое часы?
- Зачем они нужны человеку?
- Что измеряют часы?
- Действительно, часы – это предмет, который помогает людям
ориентироваться во времени дня, ночи и целых суток.
- А вы сами и ваши родители пользуетесь часами, и в каких случаях вы это
делаете?
- Какие часы есть у вас дома, расскажите?
- А всегда ли часы были такими, какими мы привыкли их видеть?
- Как думаете, как могли выглядеть первые изобретенные человеком часы?
Презентация «Знакомьтесь, часы» (Приложение 2)
Давным-давно, когда не были еще изобретены механические часы, люди научились узнавать время по солнцу. Солнце движется по небу, а вместе с солнцем и тень по кругу бегает. Человек заметил это и решил вкопать в землю колышек, а вокруг колышка нарисовать круг и разделить его на части. Каждая часть, решил человек, будет равняться одному часу. Когда всходит солнце, тень от колышка начинает медленно двигаться по кругу, отмеряя час за часом. Так образом и были изобретены первые часы! Они получили название солнечные. Но постоянно пользоваться ими люди не могли. Как думаете, почему?
Позже люди придумали песочные часы. Песчинки в них пересыпались из одной части часов в другую, показывая, тем самым, сколько времени прошло с тех пор, как перевернули часы. Но такими часами пользоваться неудобно, так как их надо постоянно переворачивать. Хотя люди до сих пор их используют, когда надо измерить небольшое количество времени. Например, одну минуту, пять или десять минут.
Существовали еще и водяные часы. Брали сосуд, на стенках которого наносились отметины, обозначающие определенный отрезок времени, а внизу у сосуда делалось отверстие. Сосуд наполняли водой, и вода по капельки начинала вытекать из сосуда, таким образом, отмеряя время до полного опустошения сосуда. Но водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
И только 800 лет назад были придуманы первые механические часы, в которых время отмеряет не солнце и вода, а пружинка, спираль, которую надо заводить время от времени. С тех пор за легкость и удобство в использовании и приобрели свою популярность механические часы, которыми мы пользуемся и по сей день.
IV Активизация в речи учащихся новых слов.
- Какие из перечисленных часов вам приходилось встречать в жизни?
- Какие еще необычные часы вы видели?
- Где и как использовались эти часы?
Игра «Как называются эти часы?»
Педагог начинает фразу, а учащиеся должны ее закончить:
Когда часы на руках – это … часы.
Когда часы в кармане – это … часы.
Когда часы будят – это часы …
Когда часы на столе – это … часы.
Когда часы на стене – это … часы.
Когда часы на полу – это … часы.
Когда часы отбивают каждый час – это часы с …
Когда часы «умеют куковать» - это часы с … .
На доску вывешиваются изображения данных видов часов. (Приложение 3)
V Физкультминутка.
Трехминутную паузу отмеряют песочные часы.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
VI Подготовка к проведению опыта. Работа над пословицами.
- Давайте вернемся к изображению котенка, который проспал школу.
- Какое бы название вы бы придумали к этой картинке?
- А как думаете, что обозначает выражение «Что сейчас убежит, завтра не
догонишь»?
- Что имеют в виду люди, когда говорят: «Не откладывай на завтра то, что
можно сделать сегодня»?
- Согласны ли вы с пословицей «Хочешь больше знать – надо меньше
спать»?
На доску вывешиваются пословицы. (Приложение 4)
- Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашей картинке?
Почему?
- А слышали ли вы когда-нибудь выражение «Не тяни время»?
- Что это может обозначать? Как это – тянуть время? Его можно взять
руками и растянуть, как резиновый шарик?
- Как человек может определить время, не имея часов?
- Может ли человек чувствовать время? Как?
- Давайте попробуем сейчас с вами почувствовать время.
VII Проведение опыта-игры.
Игра 1. «Найди отличия».
Учащимся предлагается рассмотреть парные картинки и найти в них различия. (Приложение 5)
По истечении минуты детей просят закончить работу, но не сообщается, сколько времени прошло.
Игра 2. «Квадратики».
Учащиеся получают листок бумаги в клетку. (Приложение 6)
Задание: нарисовать как можно больше квадратиков, обводя клетки, через одну. По истечении минуты работу просят прервать. Сколько прошло времени не сообщается.
Игра 3. «Посиди в тишине».
Учащиеся должны спокойно сидеть на стульях и молчать, пока не зазвучит колокольчик. Звуковой сигнал раздается через минуту, но детям о продолжительности времени не сообщается.
VIII Анализ и обобщение результатов опыта.
Вместе с педагогом обсуждаются и анализируются результаты.
- Как думаете, сколько прошло времени, пока вы рассматривали и сравнивали картинки?
- Рисовали квадраты и ожидали сигнала колокольчика?
- А как думаете, какое задание вы делали дольше всего? Быстрее всего?
После обсуждения сообщается, что продолжительность каждого задания была одинаковой.
- Почему же каждый раз нам казалось разное время?
Потому, что при занятии интересным делом время идёт быстро, а при выполнении скучной, монотонной работы оно тянется очень долго.
- Так что же означает выражение «Тянуть время»?
Делать что-то медленно (или не делать совсем), тратить время попусту – это и означает «Тянуть время».
IX Закрепление полученных знаний.
- О какой теме мы сегодня говорили на занятии?
- Пригодиться ли вам это в жизни? Где?
- Так что же такое часы?
- Какие виды часов можно встретить в современной жизни?
- Какие часы использовались в древности?
- Все ли они дожили до наших дней?
- Какими древними часами люди пользуются и сегодня?
- Что измеряют часы?
- Можно ли определить точное время без часов?
- Почему иногда кажется, что время идет быстро, а иногда, что медленно? От
чего это зависит?
- Так что же обозначает выражение «Тянуть время»?
X Итог занятия. Рефлексия.
- Какую работу мы сегодня выполняли на занятии? Интересную или
монотонную и скучную?
- Как вам показалось, быстро или медленно от этого прошло наше занятие?
- Можно ли сказать, что сегодня на занятии мы тянули время?
- На следующем занятии нам так же не удастся потянуть время.
- Мы будем ближе знакомиться с часами, узнаем, что такое циферблат и
зачем на часах нужны большая и маленькая стрелки. И на этом наше
сегодняшнее занятие заканчивается.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Наручные часы | Карманные часы
|
Часы-будильник | Настольные часы |
Настенные часы | Н апольные часы |
Часы с боем | Часы с кукушкой |
Приложение 4.
Приложение 5.
З адание 1.
Приложение 6.
Задание 2.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |