КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ «КАК МЫ КОТУ МАТРОСКИНУ ПОМОГАЛИ»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
«КАК МЫ КОТУ МАТРОСКИНУ ПОМОГАЛИ»
Цель: создать единое образовательное пространство, обеспечивающее развитие коммуникативных навыков, расширение пассивного и активного словаря по теме «Транспорт», умению классифицировать по видам.
Коррекционно-образовательные задачи: продолжать обучать умению классифицировать по видам транспорт (наземный, воздушный, водный). Расширять пассивный глагольный словарь: пойди, возьми, покажи. Формировать обобщающего понятия «транспорт».
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное, слуховое внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Формировать умение договаривать: слова и словосочетания. Развивать умение пользоваться образцом.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: птичка Галчонок, видеозапись со словами кота Матроскина , звукозапись со звуком скайпа , звуком, разрезная картинка «Корабль», сухие бассейны с камешками Марблс и игрушками, бескозырки и воротнички моряков, тоннель, скамейка, сенсорная дорожка, 4 картинки из серии «Четвертый лишний»), детские песенки о транспорте, альбомные листы, стаканчики для воды, краски и кисточки по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. (1 минута)
Дети вместе с учителем-дефектологом под веселую музыку заходят в музыкальный зал и становятся в круг.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало теплее и светлее! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Приветствие «Здравствуйте, гости!»
Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим!
Здравствуйте, гости! Здрав-ствуй-те!
Проблемная ситуация (или мотивация): постановка и принятие детьми цели занятия (2 минуты) Неожиданно раздается звук скайпа.
Учитель-дефектолог: Ой, ребята, кто это нам позвонил? На экране появляется изображение кота Матроскина.
Кот Матроскин: Ребята, здравствуйте. Я приехал в гости и забыл дорогу домой. На каком транспорте я добирался, не помню. Помогите мне, пожалуйста.
Учитель-дефектолог: Ребята, поможем коту Матроскину вернуться домой?
Дети отвечают согласием.
Учитель-дефектолог: Ребята, а на каком же транспорте можно добраться? (Выслушиваются ответы и предложения детей). Из-за ширмы раздается стук.
Учитель-дефектолог: Кто там? Галчонок выглядывает из-за ширмы.
Галчонок: это я Почтальон Печкин! Принес письмо с подсказками. Галчонок отдает письмо учителю-дефектологу.
3. Основная часть (14 минут)
Учитель-дефектолог: А, вот и письмо с подсказками-заданиями. За выполненное задание вы получите деталь транспорта, на котором Матроскин сможет вернуться домой. Выполните все задания, соберите все детали и узнаете на чем ему добраться домой. Итак, первая подсказка. Он просит нас отгадать загадку.
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет. Что же это? (самолет) Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: молодцы, правильно. А где летают самолеты? (в небе) Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: правильно, а как называется транспорт, который передвигается в воздухе? (воздушный). Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: молодцы! А вот и первая деталь транспорта для кота Матроскина. Педагог откладывает деталь в сторону на приготовленный стол и предлагает детям: Ребята, хотите полетать на самолете? Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: тогда полетели выполнять следующее задание.
Проводится речедвигательная игра «Самолёт».
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт. (дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)
Правое крыло вперёд, (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд – (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Учитель-дефектолог: А, вот и второе задание, чтобы узнать на чем можно добраться Матроскину. И во второй подсказке говорится, что нам нужно сложить картинку.
Дидактическая игра «Сложи картинку». Складывание детьми разрезной картинки «Корабль». Учитель-дефектолог раздает тарелочки с индивидуальным заданием (дифференцированный подход). Дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь, если ребенок испытывает затруднение.
Учитель-дефектолог: Ребята, что у вас получилось? Педагог обращается к каждому ребенку. (корабль). Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: Правильно, а, где ходят корабли? (по морю, по реке) Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: Это какой вид транспорта? (водный) Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: молодцы, справились с заданием. Вот и еще одна деталь транспорта для кота Матроскина. Педагог кладет деталь на стол.
Динамическая пауза «Моряки» (под музыку)
Учитель-дефектолог: Сейчас вы, дети, будете моряками. Надевайте матросские воротники. Моряки, готовы тренироваться? Тогда начинаем: нужно пробежать по дорожке, пройти по скамейке, пролезть в тоннель. Дети пробегают, проходят и пролезают.
Игра «Сухой бассейн».
Учитель-дефектолог: Ребята, подойдите ближе к столу, чтобы выполнить следующее задание. Посмотрите, какие необычные бассейны. Вам нужно, перебирая пальчиками, отыскать спрятанный среди камешков транспорт и разместить его на панно. Дети отыскивают спрятанный транспорт (1 или 2), называют, отвечая на вопросы.
Учитель-дефектолог: что нашел (нашла)? Учитель-дефектолог обращается к детям, называя по имени. К какому виду транспорту относится? (Это самолет, вертолет он летает, относится к воздушному транспорту, это корабль, он ходит, относится к водному транспорту, это машина, она ездит, относится к наземному транспорту), подсказывая отвечать полным предложением. Где расположишь? (в небе, на дороге, в море). Дети отвечают.
Учитель-дефектолог: И с этим заданием справились, молодцы. Вот еще одна деталь транспорта для кота Матроскина. Педагог кладет деталь на приготовленный стол.
Игра «Четвертый лишний»
Учитель-дефектолог: Внимательно посмотрите на экран, чтобы выполнить следующее задание. Дети обращают внимание на экран, внимательно смотрят и называют лишний транспорт (4 картинки из серии «Четвертый лишний»).
Учитель-дефектолог: И это задание правильно выполнили, вот еще одна деталь транспорта кота Матроскина. А теперь давайте соберем из деталей транспорт для кота Матроскина. И какой транспорт у нас получился? (Это машина, она ездит, относится к наземному транспорту) Дети выкладывают на полу из деталей транспорт, располагаясь спиной к экрану и отвечают на вопрос о транспорте.
Включается экран и появляется кот Матроскин
Учитель-дефектолог: Смотри, Матроскин, ребята со всеми заданиями справились и выложили твой транспорт.
Кот Матроскин: Да, конечно, это, машина, вот на этом транспорте я поеду домой. Спасибо вам, ребята. И я вам приготовил подарки, они лежат на столе (на столах лежат чистые листы бумаги, на которых свечей нарисованы силуэты транспорта).
Учитель-дефектолог: Матроскин, ты что-то перепутал. Тут чистые листы.
Кот Матроскин: нет, это волшебные листочки. Просто нужно взять кисть и краску и закрасить весь лист. Звучит мотор машины и голос кота Матроскина «До свидания».
Учитель-дефектолог: Ребята, попробуем так сделать. Берем в руки кисть, смочим ее водой и наберем краску. Водим по листу сверху вниз, заполняя цветом весь лист. Дети рисуют красками, применяется нетрадиционная техника рисования «Свеча + акварель».
Учитель-дефектолог: Вам понравился подарок Матроскина? Дети отвечают.
4. Заключительная часть. Рефлексивный этап (3 минуты)
Итог занятия. Систематизация знаний.2 мин
Учитель-дефектолог: Ребята, как мы сегодня интересно провели время, вспомнили всё, что мы знаем о транспорте. Он нужен, чтобы быстро добираться до нужного места. Он помогает нам ездить по дорогам, плавать по морям, летать в небе. О каких видах транспорта мы говорили? (наземный, воздушный, водный). Дети называют.
Учитель-дефектолог: А, самое главное, что мы помогли Матроскину и выполнили все задания про транспорт: выбирали четвертый лишний, собирали картинку из частей, искали в камешках транспорт.
Рефлексия (1 мин) (Дети слушают вопросы, делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.)
Учитель-дефектолог: Что вам особенно понравилось? Что показалось интересным?
Как мы помогали Матроскину, какие выполняли задания?
Учитель-дефектолог: Молодцы, нам нужно попрощаться с гостями. Дети прощаются и под детскую песенку про транспорт дети с педагогом, уходят в свою группу.