Конспект классного часа "Урок-акция "Медиаграмота"

9
4
Материал опубликован 1 November в группе

Конспект классного часа "Урок-акция "Медиаграмота"


Тема: Цифровая безопасность и медиаграмотность.

Формат: урок-акция с элементами интерактивной лекции, образовательных игр, мастер-класса и рефлексии через создание контента.

Цель: повышение уровня цифровой безопасности и медиаграмотности школьников.

Задачи:

Образовательная: предоставить учащимся знания о правилах безопасного поведения в интернете, критической оценке информации, шифровании данных и цифровых следах.

Развивающая: развить навыки критического мышления, креативности, работы в команде, создания медиаконтента, использования медиаинструментов.

Воспитательная: сформировать ответственное отношение к медиапространству, понимание важности цифровой безопасности и этичного использования медиаконтента.

Целевая аудитория: учащиеся в возрасте 7-14 лет


План проведения:

1. Вводная часть (5 минут):

  • Приветствие участников.
  • Объяснение цели мероприятия: изучение правил поведения в интернете, обучение критической оценке информации и эффективному использованию медиаресурсов.

2. Интерактивные игры и упражнения (32 минуты):

Игры, развивающие медиакомпетенции:

1) Интерактивная игра "Мой безопасный онлайн-профиль" (10 минут).

2) Интерактивная игра "Кибер-квест: Миссия безопасность!" (15 минут).

3) Интерактивная игра: "Репост под Вопросом" (7 минут).


3. Мастер-класс по созданию медиаконтента (20 минут):

  • Создание видеоролика на тему "Правила безопасного поведения в интернете".
  • Разделение на группы, съемка, редактирование.

Основные этапы создания короткого ролика:

■ Написание сценария (практическое обучение).

■ Съемка видеоматериала (практическое обучение).

■ Монтаж видео (практическое обучение).


4. Презентация и обсуждение созданных работ (5 минут):

  • Просмотр и разбор видеороликов каждой группы.
  • Отзывы участников друг о друге.

5. Рефлексия и закрепление материала (13 минут):

Создание зашифрованных комментариев для педагога, посвященных мероприятию.


6. Завершение (5 минут):

  • Подведение итогов.
  • Награждение участников (сладкие подарки).
  • Информация о кружке "Школа Медиа" и приглашение к участию.

Методы обучения:

■ Интерактивная лекция.

■ Образовательные игры.

■ Мастер-класс (активное обучение через создание контента).

■ Рефлексия.

■ Групповая работа.


Материалы и оборудование:

● Компьютеры/ноутбуки (для монтажа видео).

● Смартфоны/камеры (для съемки видео).

● Проектор

● Программное обеспечение для редактирования видео.

● Чистые листы бумаги.

● Цветные карандаши/фломастеры (для рисования).

● Секундомер.

● Листы бумаги и ручки/карандаши для каждой команды/участника.

● Призы (небольшие, например, наклейки "Кибер-герой", конфеты).

● Доска/флипчарт (для записи ключевых моментов).

● Раздаточный материал.


Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся знают правила безопасного поведения в интернете.
  2. Учащиеся умеют критически оценивать информацию в интернете и распознавать фейки.
  3. Учащиеся умеют создавать медиаконтент.
  4. Учащиеся осознают важность медиаграмотности и цифровой безопасности.

Рекомендации:

■ При подготовке к уроку-акции необходимо учитывать возрастные особенности участников.

■ Практическая работа по созданию медиаконтента должна быть хорошо спланирована и обеспечена необходимыми ресурсами.

■ Важно создать атмосферу творчества и сотрудничества.

■ Использовать формат "Мастер-класс + рефлексия = полезный контент".


Продолжительность: 90 минут, включая перерыв 10 минут.


Актуальность:

В эпоху стремительного развития цифровых технологий и повсеместного распространения интернета, вопросы цифровой безопасности и медиаграмотности приобретают первостепенное значение, особенно для подрастающего поколения. Дети и подростки активно вовлечены в онлайн-пространство, что делает их уязвимыми перед рисками, связанными с недостоверной информацией, кибербуллингом, мошенничеством и другими интернет-угрозами.


Недостаточный уровень медиаграмотности может привести к некритическому восприятию информации, распространению фейков и дезинформации, что негативно сказывается на формировании мировоззрения и гражданской позиции детей. Отсутствие базовых навыков безопасного поведения в сети подвергает детей риску стать жертвами онлайн-преступлений и злоупотреблений.


Предлагаемая методическая разработка классного часа в формате урока-акции "Медиаграмота" направлена на повышение уровня цифровой безопасности и медиаграмотности школьников в возрасте 7-14 лет. Актуальность данного мероприятия обусловлена необходимостью формирования у детей навыков критического мышления, безопасного поведения в интернете, ответственного отношения к медиаконтенту и умения создавать собственный качественный медиапродукт.


Интерактивный формат урока-акции, сочетающий образовательные игры, мастер-класс и рефлексию через создание контента, позволяет эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения и формировать у них устойчивые навыки и знания в области цифровой безопасности и медиаграмотности. Данная разработка способствует решению задач, поставленных перед современной системой образования в области формирования информационной культуры и гражданской позиции детей и молодежи.


Ход классного часа:


1. Вводная часть (5 минут).

Ребята, сегодня мы погрузимся в мир интернета, в котором вы, наверняка, проводите много времени. Интернет – это здорово! Это источник информации, общения, развлечений. Но, как и любой инструмент, интернет может быть опасен, если им неправильно пользоваться. Поэтому сегодня мы научимся правильно и безопасно "плавать" в этом океане информации. Поговорим о цифровых следах, о том, как защитить свои данные и как отличить правду от вымысла в сети.

И для начала предлагаю вам посмотреть видео и узнать, что же такое медиаграмотность.


Представьте, что интернет – это город. В городе есть свои правила дорожного движения, чтобы все были в безопасности. В интернете тоже есть свои правила. Давайте их обсудим.

Итак,


Правило №1. Задумайся, прежде чем что-то опубликовать/написать. Что это значит? Прежде чем выложить фото, написать комментарий, подумайте, как это может повлиять на вас или на других людей. Помните, что все, что вы публикуете, может увидеть любой в мире. Даже если кажется, что это только для друзей. Всегда спрашивайте себя: "А безопасно ли это? Не навредит ли это кому-то?". Будьте вежливы и уважительны к другим пользователям." Например: публикация фотографии друга без его разрешения может привести к тому, что он обидится и вы поссоритесь.


Правило №2. Защищай свои личные данные. Что относится к личным данным? (Ожидаемые ответы: имя, фамилия, адрес, номер телефона, фотографии, пароли). Верно! Никогда не сообщайте свои личные данные незнакомым людям в интернете. Не публикуйте дома адрес, особенно если живете одни. Не отправляйте свои фотографии людям, которых вы не знаете. Помните, что мошенники могут использовать ваши личные данные, чтобы навредить вам.


Правило №3. Не открывай подозрительные ссылки и файлы. Представьте, что вам пришло сообщение от незнакомого человека с интересной ссылкой или файлом в котором вам предлагается забрать ваш приз. Что нужно сделать? (Ожидаемый ответ: не открывать). Точно! Это может быть вирус! Вирусы могут повредить ваш компьютер и украсть ваши данные. Если сомневаетесь, то лучше спросите у взрослых.


Правило №4. Не встречайся с незнакомцами из интернета в реальной жизни без ведома взрослых. Представьте, что вы познакомились с интересным человеком в интернете. Он предлагает вам встретиться. Что нужно делать? (Ожидаемый ответ: рассказать родителям). Согласна с вами. Мошенники и злоумышленники часто выдают себя за других людей в интернете. Всегда рассказывайте взрослым о своих новых друзьях в интернете, особенно, если они предлагают вам встретиться.


2. Интерактивные игры и упражнения (32 минуты):


1) Интерактивная игра "Мой безопасный онлайн-профиль" (10 минут).

Цель: научить детей создавать реалистичные, но безопасные профили в социальных сетях, осознавать последствия публикации личной информации, распознавать признаки мошенничества и кибербуллинга.

Длительность: 10 минут

Формат: интерактивная игра-симуляция заполнения профиля.

Материалы:

●  Чистые листы бумаги

● Цветные карандаши/фломастеры (для рисования).

●  Готовые "карточки с контентом".

● Большой лист бумаги или доска (для записи ключевых правил).


Ну а сейчас, предлагаю вам немного поиграть и создать свой собственный онлайн-профиль, но только на бумаге. Мы будем заполнять его, обсуждая важные правила. Цель – заполнить быстро и грамотно. 3 автора лучших профилей получат сладкие призы (заранее раздать чистые листы и цветные карандаши). Время пошло.


(0:00 - 3:30) - "Аватар и Ник":

Начинаем с аватара! Нарисуйте себя или то, что вам нравится! Но помните: ваша фотография с лицом – это как открытая дверь для незнакомцев! Лучше использовать рисунок или фото любимого животного."

Дети рисуют аватары.


Теперь – имя! Настоящее имя и фамилия – это слишком много информации, полезной для мошенников! Придумайте себе ник, который не раскроет вашу личность, но будет ее отражать. Например, "Звездочка" или "Футболист"!


Обсуждение в процессе рисования детей: Кто знает, почему не стоит указывать настоящее имя и фамилию? (Предполагаемые ответы: больше анонимности, сложнее найти в реальной жизни). Запишем это правило на доске: "Не указывай настоящее имя и фамилию!"


(3:30 - 5:30) - "Кто ты? Расскажи о себе":

Итак, переходим дальше. Что мы пишем в разделе "О себе"? Много личной информации? Нет! Только общие интересы. "Люблю рисовать", "Играю в игры", "Смотрю мультики". Не указывайте точные данные: свой возраст, где живете, и в какой школе учитесь!

Дети заполняют раздел "О себе".


Обсуждение в процессе рисования детей: А как вы думаете, почему не стоит указывать свой возраст и место учебы? (Предполагаемые ответы: Чтобы избежать преследований и не привлекать внимание мошенников). Запишем это правило: "Не говори, где ты учишься и сколько тебе лет!"


(5:30 - 8:00) - "Что публикуем?":

Ну, а теперь пришло время первой публикации. У меня есть 4 разные карточки с контентом. Но не все из них безопасны! Давайте посмотрим, что можно, а что нельзя!


Обсуждение каждой карточки с контентом (сначала показываем карточку и спрашиваем мнение детей, а затем раскрываем почему можно или нельзя публиковать этот контент):

  1. Фото с семейного праздника во дворе дома (видно адрес): "Опасно! Адрес могут узнать недоброжелатели!" - карточка контента.
  2. Видео с танцем дома (видно обстановку): "Не стоит показывать, как выглядит ваш дом!" - карточка контента.
  3. Фото с друзьями в школе: "Можно, если спросили разрешение у всех!" - карточка контента.
  4. Видео вашего выступления на концерте: "Можно, если оно не заденет чувства никого другого" - карточка контента.

Дети рисуют в сетке публикаций "безопасный" контент.


(8:00 - 10:00) - "Опасные знаки!":

(В то время, когда дети рисуют). Молодцы! А вот представьте теперь, что кто-то пишет вам в личные сообщения, предлагает встретиться или просит прислать личные фотографии. А может быть просит сделать что-то для него "по дружески". Что вы будете делать?


Обсуждение: Это признаки мошенничества или кибербуллинга. Ни в коем случае не отвечайте! Расскажите об этом взрослым! Запишем эти правила: "Никому не отправляй свои фото и видео!", "Если тебе пишут незнакомцы - расскажи взрослым!"


2) Интерактивная игра "Кибер-квест: Миссия безопасность!". (15 минут).

Цель: В игровой форме познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в интернете, научить их защищать свои данные, осознавать свои цифровые следы и критически оценивать информацию.

Длительность: 15 минут

Формат: Интерактивная игра-квест с элементами дискуссии и разбора реальных примеров. 

Материалы:

  • Распечатанные "Карточки заданий" (по одной на команду/участника, в зависимости от количества детей).
  • Распечатанные "Карточки подсказок" (скрытые, выдаются только при правильных ответах).
  • Секундомер.
  • Листы бумаги и ручки/карандаши для каждой команды/участника.
  • Призы (небольшие, например, наклейки "Кибер-герой", конфеты).
  • Доска/флипчарт (для записи ключевых моментов).

Краткая инструкция к игре: Разбиваем участников на 3 команды. В каждом задании выдается 1 карточка с задание/подсказкой на команду. По окончанию времени на решение задания проводится общегрупповое обсуждение с разбором правильных/неправильных ответов.


(0:00 - 0:30) – Введение: "Кибер-команда, внимание!":

Ну а теперь, вас ждет важная миссия – стать настоящими защитниками интернета! Вам предстоит пройти Кибер-квест и доказать, что вы знаете все о безопасном поведении в сети. За каждое выполненное задание вы получите подсказку, которая поможет вам в спасти Кибер-город от атак. На выполнение каждого задания у вас по 1 минуте. Готовы?


(0:30 - 4:00) – Задание 1: "Секретное сообщение" (шифрование):

Итак, задание 1. (выдайте первую "Карточку задания"):


Вариант 1. "Секретный шифр": Расшифруйте секретное сообщение, используя предложенный шифр (карточка задание + карта подсказки).

Когда команда/участник правильно расшифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Шифровальный код – защита личной информации".

Пояснение: "Шифрование защищает информацию от посторонних. Используйте его, чтобы скрыть важные данные."


Вариант 2. "Защита имени": У тебя есть друг по имени Артём. Зашифруй его имя, используя шифровальный код (карточка задание + карта подсказки).

Когда команда/участник правильно зашифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Генератор паролей – защита аккаунтов".

Пояснение: "Сложные пароли не угадать. Используйте генераторы, чтобы создавать надежные пароли."


Вариант 3. "Секретное слово": Выбери секретное слово из 5 букв и зашифруй с помощью шифровального кода (карточка задание + карта подсказки).

Когда команда/участник правильно зашифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Протокол HTTPS - безопасное соединение с сайтом".

Пояснение: "Убедитесь, что веб-сайт использует HTTPS, чтобы защитить ваши данные при передаче."


(4:00 - 7:00) – Задание 2: "Цифровой детектив" (цифровые следы):

Первая станция пройдена! Следующее задание (выдаем вторую "Карточка задания"):


Вариант 1. "Фотографии в сети": Представь, что ты опубликовал фотографию своего дома с номером улицы. Кто может увидеть эту фотографию и какие последствия это может иметь? (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Настройки приватности – контроль над информацией".

Пояснение: "Настройте приватность в соцсетях, чтобы ограничить доступ к вашим фото и публикациям."


Вариант 2. "Комментарии в интернете": Представь, что ты оставил грубый комментарий под видео. Может ли это повлиять на тебя в будущем? Как? Кратко (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Онлайн-этикет – уважительное общение".

Пояснение: "Соблюдайте правила хорошего тона в интернете. Будьте вежливы и не оскорбляйте других."


Вариант 3. "Регистрация на сайте": Представь, что ты регистрируешься на новом игровом сайте. Какие данные у тебя просят? Какие данные не обязательно указывать? Почему? Кратко (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Право забыть - удаление информации".

Пояснение: "Используйте возможность удалить ненужную информацию о себе в интернете."


(7:00 - 10:00) – Задание 3: "Факт или Фейк?" (критическая оценка информации):

Отлично! Переходим к следующей станции (выдаем третью "Карточка задания"):


Вариант 1. "Выигрыш приза": Ты получил сообщение: "Поздравляем! Ты выиграла новый телефон! Перейди по ссылке и введи данные своей банковской карты. Что ты сделаешь? (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Антивирусная программа – защита от вирусов и мошенников".

Пояснение: "Установите надежную антивирусную программу и регулярно обновляйте ее."


Вариант 2. "Сенсационная новость": Ты увидел в интернете новость: "Все школы закрываются на летние каникулы на 4 месяца!". Как проверить, правда это или нет? (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Фактчекинг - проверка информации".

Пояснение: "Проверяйте информацию в нескольких источниках, прежде чем доверять ей."


Вариант 3. "Дружба в интернете": Незнакомец в интернете за вознаграждение просит тебя прислать фотографии завода, электростанций, вокзала и т.д.. Что ты сделаешь? (карточка задание + карта подсказки).


По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":

Инструмент: "Сообщения о подозрительной активности – защита от опасных пользователей".

Пояснение: "Сообщайте о подозрительных действиях и пользователях в администрацию сайта/приложения.".


(10:00 - 14:00) – Финал квеста: "Спасение кибер-города":

Здорово! Вы справились со всеми заданиями. И теперь самое время приступить к спасению города!


Вот он, Кибер-город, который подвергся атаке! (На экране (интерактивная доска, проектор) появляется изображение виртуального города, где возникли различные проблемы: зараженные вирусами компьютеры, утечка личных данных, распространение фейковых новостей и т.д.)


Решение:

Ваша задача, используя полученные "Инструменты кибербезопасности" (карточки-подсказки), "исправить" проблемы в Кибер-городе. Например: использовать карточку инструмента "Антивирусная программа" на зараженный компьютер. Напишите на ваших карточках, какую из проблем ею можно решить. Будьте внимательны. 1 карточка - 1 проблема.


(14:00 - 15:00) – Подведение итогов и награждение:

Теперь, давайте каждая команда прочтёт свою карточку вслух и проблему, которую ей можно решить. Если другие команды согласны - хлопаем, если нет - топаем.


Команды по очереди зачитывают карточки и дают оценку другой команде в формате быстрой рефлексии.


Вы отлично справились с Кибер-квестом и доказали, что готовы защищать себя и других в интернете! Помните правила безопасного поведения в сети и делитесь своими знаниями с друзьями! (вручение призов всем участникам).


3) Интерактивная игра: "Репост под Вопросом" (7 минут).

Время: 7 минут

Цель:

  • Развитие критического мышления при оценке информации в социальных сетях.
  • Формирование осознанного отношения к распространению информации онлайн.
  • Понимание возможных последствий репостов непроверенной информации.
  • Обучение использованию простых методов проверки достоверности информации.

Формат: интерактивная игра-головоломка с элементами дискуссии и разбора реальных примеров.


Необходимые материалы и оборудование:

1. "Скриншоты постов" в стиле популярных социальных сетей. (ВКонтакте)

2. Чек-листы для анализа постов. (Чек-лист. По одному на каждого участника/команду)

3. Ручки или карандаши для заполнения ответов.

4. (Опционально) Доска или флипчарт для записи ответов команд и проведения общего обсуждения.


Ход игры: 1) Разделите детей на небольшие группы ("редакционные команды"). Каждой команде выдается скриншот поста и чек-лист. Ответы дети записывают на листе со скриншотом.


2) Команды изучают пост и отвечают на вопросы в чек-листе. После обсуждения, каждая команда решает, сделает ли она репост этого поста или нет, и объясняет почему.


3) Педагог вскрывает "правду" о посте: был ли он фейком, какие признаки на это указывали, и какие последствия могли быть у репоста (например, участие в мошеннической схеме, распространение паники).


Обсуждение после игры: Какие пункты чек-листа оказались наиболее полезными при анализе постов? Было ли вам сложно решать, делать репост или нет? Почему? Как вы думаете, почему люди так часто делятся непроверенной информацией?


Вариант 1: "Благотворительная акция"

Текст поста: "Срочно! Нашему приюту для животных нужна помощь! У нас закончился корм, и животные голодают! Сделайте репост, чтобы как можно больше людей узнали об этом! Если вы хотите помочь, переведите любую сумму на указанный счет. Мы опубликуем отчет о каждом пожертвовании!"

Изображение: Фотографии милых, грустных животных в клетках.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1.  Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Срочность и эмоциональный призыв к действию.

○ Не указано название или контактные данные приюта (или они указаны частично).

○ Нет возможности проверить легитимность приюта (например, через официальные реестры благотворительных организаций).

○ Отсутствие прозрачности: обещают отчет, но нет информации о прошлых акциях или отчетах.

○ Счет для перевода – личная банковская карта, а не официальный счет организации.

  1. Цель поста (если это фейк): Сбор денег мошенниками под видом благотворительности.
  2. Последствия репоста (если это фейк):

○ Распространение ложной информации о нуждающемся приюте (реальный приют может нуждаться в помощи, но не получает ее).

○ Помощь мошенникам в обмане людей.

○ Разочарование и потеря доверия к благотворительным организациям в будущем.


Вариант 2: "Бесплатные билеты"

Текст поста: "Внимание! Разыгрываем 2 билета на концерт вашей любимой группы! Чтобы принять участие, подпишитесь на наш аккаунт, сделайте репост этой записи и отметьте двух друзей в комментариях! Результаты объявим 1 декабря!"

Изображение: Яркая картинка с билетами и условиями участия в розыгрыше.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Аккаунт, проводящий розыгрыш, создан недавно и имеет мало подписчиков.

○ Название аккаунта отличается от официального названия группы или организатора концерта.

○ В правилах участия много требований (подписка, репост, отметка друзей), что является стандартной схемой для накрутки подписчиков.

○ Отсутствует информация об организаторе концерта или о том, как связаться с победителями.

○ Официальные аккаунты группы не сообщали о данном розыгрыше.

  1. Цель поста (если это фейк):

○ Накрутка подписчиков для дальнейшего использования аккаунта в мошеннических целях (например, реклама фейковых товаров, фишинговые ссылки).

○ Сбор личных данных (отмеченные друзья, подписчики) для рассылки спама.

  1. Последствия репоста (если это фейк):

○ Подписка на аккаунт мошенников.

○ Участие в распространении спама и мошеннических схем.

○ Разочарование от неполученных билетов и потеря времени.


Вариант 3: "Скидки на брендовые вещи"

Текст поста: "Срочная распродажа! Только сегодня! Скидки 90% на все брендовые вещи! Успейте купить, пока все не разобрали! Переходите по ссылке!"

Изображение: Фотографии модной одежды и покупателя с броской надписью.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Слишком большая скидка (90% – нереально для брендовых вещей).

○ Агрессивный маркетинг ("Только сегодня!", "Успейте купить!").

○ Ссылка ведет на подозрительный сайт, который не имеет отношения к официальному сайту бренда.

○ Сайт переполнен грамматическими ошибками и некачественными фотографиями.

○ Отсутствуют отзывы покупателей или контактная информация.

  1. Цель поста (если это фейк): Фишинг (кража личных данных), распространение вредоносного ПО, продажа подделок.
  2. Последствия репоста (если это фейк):

○ Помощь мошенникам в привлечении жертв.

○ Риск кражи личных данных (логины, пароли, данные банковских карт).

○ Нанесение вреда компьютеру или смартфону (вирусы).

○ Разочарование от покупки подделки или от отсутствия товара.


Вариант 4: "Сенсационное открытие"

Текст поста: "Ученые наконец-то доказали! Кола – секрет долголетия! Выпивайте по одному стакану в день, и вы проживете до 100 лет!"

Изображение: Фотография напитка и изображение пожилого человека, полного сил и энергии.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Сенсационное заявление без ссылок на научные исследования или публикации.

○ Не указаны имена ученых или название научного учреждения.

○ Использование эмоциональных заголовков и обещание нереальных результатов.

○ Отсутствуют предупреждения о возможных противопоказаниях или побочных эффектах.

○ Пост продвигает конкретный бренд напитка без упоминания других брендов.

  1. Цель поста (если это фейк): Продвижение продукта, увеличение продаж.
  2. Последствия репоста (если это фейк):

○ Распространение недостоверной информации о здоровье.

○ Ухудшение здоровья из-за чрезмерного употребления продукта.

○ Потеря доверия к источникам информации о здоровье.


Вариант 5: "Новая школьная программа"

Текст поста: "Шок! С нового учебного года в школах отменяют уроки математики! Дети больше не будут учиться самому необходимому! Сделайте репост, чтобы выразить свой протест!"

Изображение: Фотография, показывающая тему поста.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Информация не подтверждается официальными источниками (сайтом Министерства образования или школьными объявлениями).

○ Использование эмоционального языка ("Шок!", "Дети больше не будут учиться!").

○ Отсутствует конкретная информация о том, кто принял это решение и почему.

○ Пост призывает к протесту без предоставления информации о способах выражения протеста (например, петиция, митинг).

  1. Цель поста (если это фейк): Создание паники, дезинформация, нагнетание недовольства властями.
  2. Последствия репоста (если это фейк):

○ Распространение ложной информации о системе образования.

○ Создание ненужной паники среди родителей и учеников.

○ Утрата доверия к официальным источникам информации.


Вариант 6: "Потерявшийся ребенок (животное)"

Текст поста:"Пропал котенок! Последний раз видели в районе центра города. Кто видел, просьба сообщить по номеру 8-800-2000-600. Репост!"

Изображение: Фотография животного.

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Фотография старая, не соответствует описанию возраста.

○ Номер телефона не отвечает или принадлежит другому человеку.

○ Заявление о пропаже отсутствует в официальных источниках (полиция, поисковые отряды).

○ Пост был опубликован давно, но продолжает активно распространяться.

○ Обобщенная информация: нет точных деталей (адрес, особые приметы).

  1. Цель поста (если это фейк):

○ Устаревшая информация, которая не актуальна, но вызывает тревогу.

○ Сбор номеров телефонов для спам-рассылок.

○ Мошенничество (вымогательство денег у родственников пропавшего).

  1. Последствия репоста (если это фейк):

○ Распространение устаревшей или ложной информации.

○ Беспокойство близких пропавшего (если пропажа реальна, но пост – фейк).

○ Создание ложных надежд.

○ Перегрузка телефона спам-звонками.


Вариант 7: "Взломанные аккаунты"

Текст поста (Сообщение в личные сообщения): "ВНИМАНИЕ! Меня взломали! У тебя есть аккаунт в Одноклассниках? Я случайно зашел на странный сайт, и теперь мой аккаунт взломан. Проверь, нет ли у тебя новых сообщений или подозрительных действий от меня! Срочно смени пароль!"

Скиншот поста


Информация, раскрываемая после решения задания:

  1. Возможные признаки фейка/манипуляции:

○ Сообщение пришло от знакомого, но его стиль общения неестественный.

○ Спрашивают про взлом аккаунта, но не предоставляют конкретных деталей или ссылок на подозрительные действия.

○ Призывают к срочной смене пароля без объяснения причин.

○ Может содержать ссылку на поддельный сайт для смены пароля (фишинг).

  1. Цель поста (если это фейк):

○ Получение доступа к аккаунту пользователя с помощью фишинга.

○ Распространение вредоносных ссылок от имени взломанного аккаунта.

  1. Последствия репоста (В данном случае переход по ссылке из сообщения):

○ Потеря доступа к своему аккаунту.

○ Распространение спама и вредоносного ПО среди своих контактов.

○ Кража личной информации.


Перерыв 10 минут


3. Практическая работа: Мастер-класс по созданию видеоролика (25 минут):


План:

  1. Разработка сценария короткого ролика на тему "Правила безопасного поведения в интернете".
  2. Съемка видеоматериала.
  3. Монтаж видео с использованием онлайн-редактора.

Вступление (00:00–1:00): Какие вы молодцы! А теперь предлагаю вам поробовать снять собственный видеоролик. Задача за 25 минут сделать 30–60‑секундный ролик о правилах безопасности в интернете. Цель — ясное полезное сообщение + креативная идея. Победит команда с понятным, полезным и аккуратно сделанным роликом, который я опубликую в группе нашей образовательной организации. Разделитесь на группы по 3–5 человек и распределите между собой роли: режиссёр, оператор, сценарист/продюсер, актёр(ы), монтажёр. Роли можно совмещать. Каждой группе я дам карточку с подсказками. У вас 25 минут: сценарий, съёмка и монтаж. Я запускаю таймер — время пошло.


Краткая мини‑лекция (1:00–2:00): Короткий ролик это идея + 3 кадра: приветствие — полезный совет — выход из кадра. В ролике должно быть минимум два правила безопасности и чёткий призыв к действию. Можно добавить текст и картинки по желанию. Обязательна заставка с названием ролика. (В процессе раздаются чек-листы и ставится задача.)

Чек-лист 1.


Создание сценария и сториборд (2:00–4:00): У вас 2 минуты на сценарий. Решите: какая основная мысль, какие правила вы будете использовать, что происходит в каждом кадре, какие реплики или титры будут. Обратите внимание на то, кому предназначен будет ваш ролик, то есть, кто будет его смотреть. Что вы хотите, чтобы зритель сделал после просмотра. И убедитесь, что в сюжете есть минимум два правила безопасности.


Съёмка (4:00-9:00): Переходим к съёмке. Снимайте только тех, кто согласен. Технические детали: держите телефон устойчиво двумя руками или ставьте на штатив; лицо в 1/3 кадра; свет — спереди, избегайте света из‑за спины; говорите чётко и громко; сделайте тестовую запись звука 3–5 секунд и прослушайте. Формат съемки: вертикальный, как в ВК-клипах. Операторы, проверьте батарею и память перед записью. У вас 5 минут на съёмку. Я подойду и помогу к каждой группе.


Демонстрация базового монтажа (9:00-12:00): Вижу, все уже закончили со съемкой. Давайте я коротко покажу монтаж. Смотрите пример на экране: загружаем ролики → перетаскиваем на таймлайн → обрезаем лишнее начало/конец → расставляем по порядку → добавляем короткие титры с советами → добавили музыку и отрегулировали громкость под голос → делаем переходы между роликами для динамики → и экспортируем в MP4 720p или 1080p.

Процесс монтажа демонстрируется через проектор в режиме реального времени.


Самостоятельный монтаж (12:00-20:00): У вас на монтаж ролика — 8 минут. Обязательно проверьте: три кадра, минимум два правила, читаемые подписи, музыка не заглушает речь, длина 30–60 секунд. Если есть вопросы - зовите меня, я помогу.

Перед началом работы детей раздать всем чек-лист 2.


4. Просмотр и обратная связь (20:00-25:00):

Отлично, давайте вместе посмотрим, что у вас получилось. Показываем каждый ролик по очереди. После просмотра даём обратную связь по правилу “3 плюса — 1 совет”: коротко назовите три сильные стороны и один совет на улучшение.


5. Рефлексия по мероприятию в целом— игра с шифром (10 мин)


Что ж, наша встреча подходит к концу. Предлагаю вам сыграть в последнюю маленькую игру: напишите одну фразу о том, что запомнили, что понравилось или любой другой коментарий к мероприятию. Для шифровки используйте шифр из Задание 1: "Секретное сообщение" Кибер-квеста.


6. Итоги и завершение.

Спасибо за оставленные коментарии. Я их обязательно расшифрую позже. Я надеюсь вам понравилась наша встреча и приглашаю вас в мое творческое объединение "Медиа школа", где вы сможете получить и другие полезные навыки. До свидания.


m1761985126.jpg
1 карточка с контентом
w1761985072.jpg
2 карточка с контентом
a1761985041.jpg
3 карточка с контентом
y1761984994.jpg
4 карточка с контентом
d1761984736.jpg
Задание 1 секретный шифр
g1761984712.jpg
Задание 1 защита имени
j1761984679.jpg
Задание 1 секретное слово
g1761984652.jpg
Задание 2 фотографии в сети
g1761984611.jpg
Задание 2 комментарии в интернете
z1761984520.jpg
Задание 2 регистрация на сайте
u1761984492.jpg
Задание 3 выигрыш приза
f1761984466.jpg
Задание 3 сенсационная новость
m1761984441.jpg
Задание 3 дружба в интернете
q1761984402.jpg
Кибер-город
x1761984376.jpg
Благотворительная акция
f1761984349.jpg
Бесплатные билеты
p1761984322.jpg
Скидки на брендовые вещи
m1761984289.jpg
Сенсационное открытие
z1761984262.jpg
Новая школьная программа
n1761984236.jpg
Потерявшееся животное
e1761984211.jpg
Взломанные аккаунты
t1761984167.jpg
Чек-лист съемка ролика
v1761984138.jpg
Чек-лист съемка видеороликов
m1761984101.jpg
Чек-лист анализ постов

Список используемых источников и ресурсов:

  1. Материал разработан на основе личного педагогического и жизненого опыта.
  2. При подготовке мероприятия использовались рекомендации из обучающего курса "Флагманы образования. Медиа" президентской платформы "Россия страна возможностей".
  3. Видео про медиграмотность - https://vk.com/video-205537175_456239776
  4. Для создания картинок использовались: для изображений - нейросеть GigaChat; редактирование - Adobe Illustrator

Мероприятие было реализовано мной 16 октября 2025 года. Ссылки на публикации об мероприятии:

1. Афиша: https://vk.com/wall-161724239_770

2. Пост-релиз: https://vk.com/wall-161724239_772

3. Пример итогового ролика, снятого во время мастер-класса: https://vk.com/wall-161724239_773

4. Отзывы участников: https://vk.com/wall193813811_1715 

Комментарии

Обожаю интерактивные игры. Спасибо большое за разработку!!!::smile63::

4
1 November

Здравствуйте. Я тоже их просто обожаю. Через интерактивные игры знания и навыки у детей закрепляются более надёжно, чем от лекций, рассказов и т.д.

3
1 November

Евгения Николаевна, поздравляю с победой в конкурсе!::smile28::

1
3 December

Спасибо большое за поздравление!

1
3 December