Конспект классного часа "Урок-акция "Медиаграмота"
Конспект классного часа "Урок-акция "Медиаграмота"
Тема: Цифровая безопасность и медиаграмотность.
Формат: урок-акция с элементами интерактивной лекции, образовательных игр, мастер-класса и рефлексии через создание контента.
Цель: повышение уровня цифровой безопасности и медиаграмотности школьников.
Задачи:
● Образовательная: предоставить учащимся знания о правилах безопасного поведения в интернете, критической оценке информации, шифровании данных и цифровых следах.
● Развивающая: развить навыки критического мышления, креативности, работы в команде, создания медиаконтента, использования медиаинструментов.
●Воспитательная: сформировать ответственное отношение к медиапространству, понимание важности цифровой безопасности и этичного использования медиаконтента.
Целевая аудитория: учащиеся в возрасте 7-14 лет
План проведения:
1. Вводная часть (5 минут):
- Приветствие участников.
- Объяснение цели мероприятия: изучение правил поведения в интернете, обучение критической оценке информации и эффективному использованию медиаресурсов.
2. Интерактивные игры и упражнения (32 минуты):
Игры, развивающие медиакомпетенции:
1) Интерактивная игра "Мой безопасный онлайн-профиль" (10 минут).
2) Интерактивная игра "Кибер-квест: Миссия безопасность!" (15 минут).
3) Интерактивная игра: "Репост под Вопросом" (7 минут).
3. Мастер-класс по созданию медиаконтента (20 минут):
- Создание видеоролика на тему "Правила безопасного поведения в интернете".
- Разделение на группы, съемка, редактирование.
Основные этапы создания короткого ролика:
■ Написание сценария (практическое обучение).
■ Съемка видеоматериала (практическое обучение).
■ Монтаж видео (практическое обучение).
4. Презентация и обсуждение созданных работ (5 минут):
- Просмотр и разбор видеороликов каждой группы.
- Отзывы участников друг о друге.
5. Рефлексия и закрепление материала (13 минут):
Создание зашифрованных комментариев для педагога, посвященных мероприятию.
6. Завершение (5 минут):
- Подведение итогов.
- Награждение участников (сладкие подарки).
- Информация о кружке "Школа Медиа" и приглашение к участию.
Методы обучения:
■ Интерактивная лекция.
■ Образовательные игры.
■ Мастер-класс (активное обучение через создание контента).
■ Рефлексия.
■ Групповая работа.
Материалы и оборудование:
● Компьютеры/ноутбуки (для монтажа видео).
● Смартфоны/камеры (для съемки видео).
● Проектор
● Программное обеспечение для редактирования видео.
● Чистые листы бумаги.
● Цветные карандаши/фломастеры (для рисования).
● Секундомер.
● Листы бумаги и ручки/карандаши для каждой команды/участника.
● Призы (небольшие, например, наклейки "Кибер-герой", конфеты).
● Доска/флипчарт (для записи ключевых моментов).
● Раздаточный материал.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся знают правила безопасного поведения в интернете.
- Учащиеся умеют критически оценивать информацию в интернете и распознавать фейки.
- Учащиеся умеют создавать медиаконтент.
- Учащиеся осознают важность медиаграмотности и цифровой безопасности.
Рекомендации:
■ При подготовке к уроку-акции необходимо учитывать возрастные особенности участников.
■ Практическая работа по созданию медиаконтента должна быть хорошо спланирована и обеспечена необходимыми ресурсами.
■ Важно создать атмосферу творчества и сотрудничества.
■ Использовать формат "Мастер-класс + рефлексия = полезный контент".
Продолжительность: 90 минут, включая перерыв 10 минут.
Актуальность:
В эпоху стремительного развития цифровых технологий и повсеместного распространения интернета, вопросы цифровой безопасности и медиаграмотности приобретают первостепенное значение, особенно для подрастающего поколения. Дети и подростки активно вовлечены в онлайн-пространство, что делает их уязвимыми перед рисками, связанными с недостоверной информацией, кибербуллингом, мошенничеством и другими интернет-угрозами.
Недостаточный уровень медиаграмотности может привести к некритическому восприятию информации, распространению фейков и дезинформации, что негативно сказывается на формировании мировоззрения и гражданской позиции детей. Отсутствие базовых навыков безопасного поведения в сети подвергает детей риску стать жертвами онлайн-преступлений и злоупотреблений.
Предлагаемая методическая разработка классного часа в формате урока-акции "Медиаграмота" направлена на повышение уровня цифровой безопасности и медиаграмотности школьников в возрасте 7-14 лет. Актуальность данного мероприятия обусловлена необходимостью формирования у детей навыков критического мышления, безопасного поведения в интернете, ответственного отношения к медиаконтенту и умения создавать собственный качественный медиапродукт.
Интерактивный формат урока-акции, сочетающий образовательные игры, мастер-класс и рефлексию через создание контента, позволяет эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения и формировать у них устойчивые навыки и знания в области цифровой безопасности и медиаграмотности. Данная разработка способствует решению задач, поставленных перед современной системой образования в области формирования информационной культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
Ход классного часа:
1. Вводная часть (5 минут).
Ребята, сегодня мы погрузимся в мир интернета, в котором вы, наверняка, проводите много времени. Интернет – это здорово! Это источник информации, общения, развлечений. Но, как и любой инструмент, интернет может быть опасен, если им неправильно пользоваться. Поэтому сегодня мы научимся правильно и безопасно "плавать" в этом океане информации. Поговорим о цифровых следах, о том, как защитить свои данные и как отличить правду от вымысла в сети.
И для начала предлагаю вам посмотреть видео и узнать, что же такое медиаграмотность.
Представьте, что интернет – это город. В городе есть свои правила дорожного движения, чтобы все были в безопасности. В интернете тоже есть свои правила. Давайте их обсудим.
Итак,
Правило №1. Задумайся, прежде чем что-то опубликовать/написать. Что это значит? Прежде чем выложить фото, написать комментарий, подумайте, как это может повлиять на вас или на других людей. Помните, что все, что вы публикуете, может увидеть любой в мире. Даже если кажется, что это только для друзей. Всегда спрашивайте себя: "А безопасно ли это? Не навредит ли это кому-то?". Будьте вежливы и уважительны к другим пользователям." Например: публикация фотографии друга без его разрешения может привести к тому, что он обидится и вы поссоритесь.
Правило №2. Защищай свои личные данные. Что относится к личным данным? (Ожидаемые ответы: имя, фамилия, адрес, номер телефона, фотографии, пароли). Верно! Никогда не сообщайте свои личные данные незнакомым людям в интернете. Не публикуйте дома адрес, особенно если живете одни. Не отправляйте свои фотографии людям, которых вы не знаете. Помните, что мошенники могут использовать ваши личные данные, чтобы навредить вам.
Правило №3. Не открывай подозрительные ссылки и файлы. Представьте, что вам пришло сообщение от незнакомого человека с интересной ссылкой или файлом в котором вам предлагается забрать ваш приз. Что нужно сделать? (Ожидаемый ответ: не открывать). Точно! Это может быть вирус! Вирусы могут повредить ваш компьютер и украсть ваши данные. Если сомневаетесь, то лучше спросите у взрослых.
Правило №4. Не встречайся с незнакомцами из интернета в реальной жизни без ведома взрослых. Представьте, что вы познакомились с интересным человеком в интернете. Он предлагает вам встретиться. Что нужно делать? (Ожидаемый ответ: рассказать родителям). Согласна с вами. Мошенники и злоумышленники часто выдают себя за других людей в интернете. Всегда рассказывайте взрослым о своих новых друзьях в интернете, особенно, если они предлагают вам встретиться.
2. Интерактивные игры и упражнения (32 минуты):
1) Интерактивная игра "Мой безопасный онлайн-профиль" (10 минут).
Цель: научить детей создавать реалистичные, но безопасные профили в социальных сетях, осознавать последствия публикации личной информации, распознавать признаки мошенничества и кибербуллинга.
Длительность: 10 минут
Формат: интерактивная игра-симуляция заполнения профиля.
Материалы:
● Чистые листы бумаги
● Цветные карандаши/фломастеры (для рисования).
● Готовые "карточки с контентом".
● Большой лист бумаги или доска (для записи ключевых правил).
Ну а сейчас, предлагаю вам немного поиграть и создать свой собственный онлайн-профиль, но только на бумаге. Мы будем заполнять его, обсуждая важные правила. Цель – заполнить быстро и грамотно. 3 автора лучших профилей получат сладкие призы (заранее раздать чистые листы и цветные карандаши). Время пошло.
(0:00 - 3:30) - "Аватар и Ник":
Начинаем с аватара! Нарисуйте себя или то, что вам нравится! Но помните: ваша фотография с лицом – это как открытая дверь для незнакомцев! Лучше использовать рисунок или фото любимого животного."
Дети рисуют аватары.
Теперь – имя! Настоящее имя и фамилия – это слишком много информации, полезной для мошенников! Придумайте себе ник, который не раскроет вашу личность, но будет ее отражать. Например, "Звездочка" или "Футболист"!
Обсуждение в процессе рисования детей: Кто знает, почему не стоит указывать настоящее имя и фамилию? (Предполагаемые ответы: больше анонимности, сложнее найти в реальной жизни). Запишем это правило на доске: "Не указывай настоящее имя и фамилию!"
(3:30 - 5:30) - "Кто ты? Расскажи о себе":
Итак, переходим дальше. Что мы пишем в разделе "О себе"? Много личной информации? Нет! Только общие интересы. "Люблю рисовать", "Играю в игры", "Смотрю мультики". Не указывайте точные данные: свой возраст, где живете, и в какой школе учитесь!
Дети заполняют раздел "О себе".
Обсуждение в процессе рисования детей: А как вы думаете, почему не стоит указывать свой возраст и место учебы? (Предполагаемые ответы: Чтобы избежать преследований и не привлекать внимание мошенников). Запишем это правило: "Не говори, где ты учишься и сколько тебе лет!"
(5:30 - 8:00) - "Что публикуем?":
Ну, а теперь пришло время первой публикации. У меня есть 4 разные карточки с контентом. Но не все из них безопасны! Давайте посмотрим, что можно, а что нельзя!
Обсуждение каждой карточки с контентом (сначала показываем карточку и спрашиваем мнение детей, а затем раскрываем почему можно или нельзя публиковать этот контент):
- Фото с семейного праздника во дворе дома (видно адрес): "Опасно! Адрес могут узнать недоброжелатели!" - карточка контента.
- Видео с танцем дома (видно обстановку): "Не стоит показывать, как выглядит ваш дом!" - карточка контента.
- Фото с друзьями в школе: "Можно, если спросили разрешение у всех!" - карточка контента.
- Видео вашего выступления на концерте: "Можно, если оно не заденет чувства никого другого" - карточка контента.
Дети рисуют в сетке публикаций "безопасный" контент.
(8:00 - 10:00) - "Опасные знаки!":
(В то время, когда дети рисуют). Молодцы! А вот представьте теперь, что кто-то пишет вам в личные сообщения, предлагает встретиться или просит прислать личные фотографии. А может быть просит сделать что-то для него "по дружески". Что вы будете делать?
Обсуждение: Это признаки мошенничества или кибербуллинга. Ни в коем случае не отвечайте! Расскажите об этом взрослым! Запишем эти правила: "Никому не отправляй свои фото и видео!", "Если тебе пишут незнакомцы - расскажи взрослым!"
2) Интерактивная игра "Кибер-квест: Миссия безопасность!". (15 минут).
Цель: В игровой форме познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в интернете, научить их защищать свои данные, осознавать свои цифровые следы и критически оценивать информацию.
Длительность: 15 минут
Формат: Интерактивная игра-квест с элементами дискуссии и разбора реальных примеров.
Материалы:
- Распечатанные "Карточки заданий" (по одной на команду/участника, в зависимости от количества детей).
- Распечатанные "Карточки подсказок" (скрытые, выдаются только при правильных ответах).
- Секундомер.
- Листы бумаги и ручки/карандаши для каждой команды/участника.
- Призы (небольшие, например, наклейки "Кибер-герой", конфеты).
- Доска/флипчарт (для записи ключевых моментов).
Краткая инструкция к игре: Разбиваем участников на 3 команды. В каждом задании выдается 1 карточка с задание/подсказкой на команду. По окончанию времени на решение задания проводится общегрупповое обсуждение с разбором правильных/неправильных ответов.
(0:00 - 0:30) – Введение: "Кибер-команда, внимание!":
Ну а теперь, вас ждет важная миссия – стать настоящими защитниками интернета! Вам предстоит пройти Кибер-квест и доказать, что вы знаете все о безопасном поведении в сети. За каждое выполненное задание вы получите подсказку, которая поможет вам в спасти Кибер-город от атак. На выполнение каждого задания у вас по 1 минуте. Готовы?
(0:30 - 4:00) – Задание 1: "Секретное сообщение" (шифрование):
Итак, задание 1. (выдайте первую "Карточку задания"):
Вариант 1. "Секретный шифр": Расшифруйте секретное сообщение, используя предложенный шифр (карточка задание + карта подсказки).
Когда команда/участник правильно расшифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Шифровальный код – защита личной информации".
● Пояснение: "Шифрование защищает информацию от посторонних. Используйте его, чтобы скрыть важные данные."
Вариант 2. "Защита имени": У тебя есть друг по имени Артём. Зашифруй его имя, используя шифровальный код (карточка задание + карта подсказки).
Когда команда/участник правильно зашифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Генератор паролей – защита аккаунтов".
● Пояснение: "Сложные пароли не угадать. Используйте генераторы, чтобы создавать надежные пароли."
Вариант 3. "Секретное слово": Выбери секретное слово из 5 букв и зашифруй с помощью шифровального кода (карточка задание + карта подсказки).
Когда команда/участник правильно зашифровала сообщение, выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Протокол HTTPS - безопасное соединение с сайтом".
● Пояснение: "Убедитесь, что веб-сайт использует HTTPS, чтобы защитить ваши данные при передаче."
(4:00 - 7:00) – Задание 2: "Цифровой детектив" (цифровые следы):
Первая станция пройдена! Следующее задание (выдаем вторую "Карточка задания"):
Вариант 1. "Фотографии в сети": Представь, что ты опубликовал фотографию своего дома с номером улицы. Кто может увидеть эту фотографию и какие последствия это может иметь? (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Настройки приватности – контроль над информацией".
● Пояснение: "Настройте приватность в соцсетях, чтобы ограничить доступ к вашим фото и публикациям."
Вариант 2. "Комментарии в интернете": Представь, что ты оставил грубый комментарий под видео. Может ли это повлиять на тебя в будущем? Как? Кратко (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Онлайн-этикет – уважительное общение".
● Пояснение: "Соблюдайте правила хорошего тона в интернете. Будьте вежливы и не оскорбляйте других."
Вариант 3. "Регистрация на сайте": Представь, что ты регистрируешься на новом игровом сайте. Какие данные у тебя просят? Какие данные не обязательно указывать? Почему? Кратко (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Право забыть - удаление информации".
● Пояснение: "Используйте возможность удалить ненужную информацию о себе в интернете."
(7:00 - 10:00) – Задание 3: "Факт или Фейк?" (критическая оценка информации):
Отлично! Переходим к следующей станции (выдаем третью "Карточка задания"):
Вариант 1. "Выигрыш приза": Ты получил сообщение: "Поздравляем! Ты выиграла новый телефон! Перейди по ссылке и введи данные своей банковской карты. Что ты сделаешь? (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Антивирусная программа – защита от вирусов и мошенников".
● Пояснение: "Установите надежную антивирусную программу и регулярно обновляйте ее."
Вариант 2. "Сенсационная новость": Ты увидел в интернете новость: "Все школы закрываются на летние каникулы на 4 месяца!". Как проверить, правда это или нет? (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Фактчекинг - проверка информации".
● Пояснение: "Проверяйте информацию в нескольких источниках, прежде чем доверять ей."
Вариант 3. "Дружба в интернете": Незнакомец в интернете за вознаграждение просит тебя прислать фотографии завода, электростанций, вокзала и т.д.. Что ты сделаешь? (карточка задание + карта подсказки).
По окончанию времени на решение задания выдается "Карточка подсказка":
● Инструмент: "Сообщения о подозрительной активности – защита от опасных пользователей".
● Пояснение: "Сообщайте о подозрительных действиях и пользователях в администрацию сайта/приложения.".
(10:00 - 14:00) – Финал квеста: "Спасение кибер-города":
Здорово! Вы справились со всеми заданиями. И теперь самое время приступить к спасению города!
Вот он, Кибер-город, который подвергся атаке! (На экране (интерактивная доска, проектор) появляется изображение виртуального города, где возникли различные проблемы: зараженные вирусами компьютеры, утечка личных данных, распространение фейковых новостей и т.д.)
● Решение:
Ваша задача, используя полученные "Инструменты кибербезопасности" (карточки-подсказки), "исправить" проблемы в Кибер-городе. Например: использовать карточку инструмента "Антивирусная программа" на зараженный компьютер. Напишите на ваших карточках, какую из проблем ею можно решить. Будьте внимательны. 1 карточка - 1 проблема.
(14:00 - 15:00) – Подведение итогов и награждение:
Теперь, давайте каждая команда прочтёт свою карточку вслух и проблему, которую ей можно решить. Если другие команды согласны - хлопаем, если нет - топаем.
Команды по очереди зачитывают карточки и дают оценку другой команде в формате быстрой рефлексии.
Вы отлично справились с Кибер-квестом и доказали, что готовы защищать себя и других в интернете! Помните правила безопасного поведения в сети и делитесь своими знаниями с друзьями! (вручение призов всем участникам).
3) Интерактивная игра: "Репост под Вопросом" (7 минут).
Время: 7 минут
Цель:
- Развитие критического мышления при оценке информации в социальных сетях.
- Формирование осознанного отношения к распространению информации онлайн.
- Понимание возможных последствий репостов непроверенной информации.
- Обучение использованию простых методов проверки достоверности информации.
Формат: интерактивная игра-головоломка с элементами дискуссии и разбора реальных примеров.
Необходимые материалы и оборудование:
1. "Скриншоты постов" в стиле популярных социальных сетей. (ВКонтакте)
2. Чек-листы для анализа постов. (Чек-лист. По одному на каждого участника/команду)
3. Ручки или карандаши для заполнения ответов.
4. (Опционально) Доска или флипчарт для записи ответов команд и проведения общего обсуждения.
Ход игры: 1) Разделите детей на небольшие группы ("редакционные команды"). Каждой команде выдается скриншот поста и чек-лист. Ответы дети записывают на листе со скриншотом.
2) Команды изучают пост и отвечают на вопросы в чек-листе. После обсуждения, каждая команда решает, сделает ли она репост этого поста или нет, и объясняет почему.
3) Педагог вскрывает "правду" о посте: был ли он фейком, какие признаки на это указывали, и какие последствия могли быть у репоста (например, участие в мошеннической схеме, распространение паники).
Обсуждение после игры: Какие пункты чек-листа оказались наиболее полезными при анализе постов? Было ли вам сложно решать, делать репост или нет? Почему? Как вы думаете, почему люди так часто делятся непроверенной информацией?
Вариант 1: "Благотворительная акция"
● Текст поста: "Срочно! Нашему приюту для животных нужна помощь! У нас закончился корм, и животные голодают! Сделайте репост, чтобы как можно больше людей узнали об этом! Если вы хотите помочь, переведите любую сумму на указанный счет. Мы опубликуем отчет о каждом пожертвовании!"
● Изображение: Фотографии милых, грустных животных в клетках.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Срочность и эмоциональный призыв к действию.
○ Не указано название или контактные данные приюта (или они указаны частично).
○ Нет возможности проверить легитимность приюта (например, через официальные реестры благотворительных организаций).
○ Отсутствие прозрачности: обещают отчет, но нет информации о прошлых акциях или отчетах.
○ Счет для перевода – личная банковская карта, а не официальный счет организации.
- Цель поста (если это фейк): Сбор денег мошенниками под видом благотворительности.
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Распространение ложной информации о нуждающемся приюте (реальный приют может нуждаться в помощи, но не получает ее).
○ Помощь мошенникам в обмане людей.
○ Разочарование и потеря доверия к благотворительным организациям в будущем.
Вариант 2: "Бесплатные билеты"
● Текст поста: "Внимание! Разыгрываем 2 билета на концерт вашей любимой группы! Чтобы принять участие, подпишитесь на наш аккаунт, сделайте репост этой записи и отметьте двух друзей в комментариях! Результаты объявим 1 декабря!"
● Изображение: Яркая картинка с билетами и условиями участия в розыгрыше.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Аккаунт, проводящий розыгрыш, создан недавно и имеет мало подписчиков.
○ Название аккаунта отличается от официального названия группы или организатора концерта.
○ В правилах участия много требований (подписка, репост, отметка друзей), что является стандартной схемой для накрутки подписчиков.
○ Отсутствует информация об организаторе концерта или о том, как связаться с победителями.
○ Официальные аккаунты группы не сообщали о данном розыгрыше.
- Цель поста (если это фейк):
○ Накрутка подписчиков для дальнейшего использования аккаунта в мошеннических целях (например, реклама фейковых товаров, фишинговые ссылки).
○ Сбор личных данных (отмеченные друзья, подписчики) для рассылки спама.
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Подписка на аккаунт мошенников.
○ Участие в распространении спама и мошеннических схем.
○ Разочарование от неполученных билетов и потеря времени.
Вариант 3: "Скидки на брендовые вещи"
● Текст поста: "Срочная распродажа! Только сегодня! Скидки 90% на все брендовые вещи! Успейте купить, пока все не разобрали! Переходите по ссылке!"
● Изображение: Фотографии модной одежды и покупателя с броской надписью.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Слишком большая скидка (90% – нереально для брендовых вещей).
○ Агрессивный маркетинг ("Только сегодня!", "Успейте купить!").
○ Ссылка ведет на подозрительный сайт, который не имеет отношения к официальному сайту бренда.
○ Сайт переполнен грамматическими ошибками и некачественными фотографиями.
○ Отсутствуют отзывы покупателей или контактная информация.
- Цель поста (если это фейк): Фишинг (кража личных данных), распространение вредоносного ПО, продажа подделок.
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Помощь мошенникам в привлечении жертв.
○ Риск кражи личных данных (логины, пароли, данные банковских карт).
○ Нанесение вреда компьютеру или смартфону (вирусы).
○ Разочарование от покупки подделки или от отсутствия товара.
Вариант 4: "Сенсационное открытие"
● Текст поста: "Ученые наконец-то доказали! Кола – секрет долголетия! Выпивайте по одному стакану в день, и вы проживете до 100 лет!"
● Изображение: Фотография напитка и изображение пожилого человека, полного сил и энергии.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Сенсационное заявление без ссылок на научные исследования или публикации.
○ Не указаны имена ученых или название научного учреждения.
○ Использование эмоциональных заголовков и обещание нереальных результатов.
○ Отсутствуют предупреждения о возможных противопоказаниях или побочных эффектах.
○ Пост продвигает конкретный бренд напитка без упоминания других брендов.
- Цель поста (если это фейк): Продвижение продукта, увеличение продаж.
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Распространение недостоверной информации о здоровье.
○ Ухудшение здоровья из-за чрезмерного употребления продукта.
○ Потеря доверия к источникам информации о здоровье.
Вариант 5: "Новая школьная программа"
● Текст поста: "Шок! С нового учебного года в школах отменяют уроки математики! Дети больше не будут учиться самому необходимому! Сделайте репост, чтобы выразить свой протест!"
● Изображение: Фотография, показывающая тему поста.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Информация не подтверждается официальными источниками (сайтом Министерства образования или школьными объявлениями).
○ Использование эмоционального языка ("Шок!", "Дети больше не будут учиться!").
○ Отсутствует конкретная информация о том, кто принял это решение и почему.
○ Пост призывает к протесту без предоставления информации о способах выражения протеста (например, петиция, митинг).
- Цель поста (если это фейк): Создание паники, дезинформация, нагнетание недовольства властями.
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Распространение ложной информации о системе образования.
○ Создание ненужной паники среди родителей и учеников.
○ Утрата доверия к официальным источникам информации.
Вариант 6: "Потерявшийся ребенок (животное)"
● Текст поста:"Пропал котенок! Последний раз видели в районе центра города. Кто видел, просьба сообщить по номеру 8-800-2000-600. Репост!"
● Изображение: Фотография животного.
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Фотография старая, не соответствует описанию возраста.
○ Номер телефона не отвечает или принадлежит другому человеку.
○ Заявление о пропаже отсутствует в официальных источниках (полиция, поисковые отряды).
○ Пост был опубликован давно, но продолжает активно распространяться.
○ Обобщенная информация: нет точных деталей (адрес, особые приметы).
- Цель поста (если это фейк):
○ Устаревшая информация, которая не актуальна, но вызывает тревогу.
○ Сбор номеров телефонов для спам-рассылок.
○ Мошенничество (вымогательство денег у родственников пропавшего).
- Последствия репоста (если это фейк):
○ Распространение устаревшей или ложной информации.
○ Беспокойство близких пропавшего (если пропажа реальна, но пост – фейк).
○ Создание ложных надежд.
○ Перегрузка телефона спам-звонками.
Вариант 7: "Взломанные аккаунты"
● Текст поста (Сообщение в личные сообщения): "ВНИМАНИЕ! Меня взломали! У тебя есть аккаунт в Одноклассниках? Я случайно зашел на странный сайт, и теперь мой аккаунт взломан. Проверь, нет ли у тебя новых сообщений или подозрительных действий от меня! Срочно смени пароль!"
Информация, раскрываемая после решения задания:
- Возможные признаки фейка/манипуляции:
○ Сообщение пришло от знакомого, но его стиль общения неестественный.
○ Спрашивают про взлом аккаунта, но не предоставляют конкретных деталей или ссылок на подозрительные действия.
○ Призывают к срочной смене пароля без объяснения причин.
○ Может содержать ссылку на поддельный сайт для смены пароля (фишинг).
- Цель поста (если это фейк):
○ Получение доступа к аккаунту пользователя с помощью фишинга.
○ Распространение вредоносных ссылок от имени взломанного аккаунта.
- Последствия репоста (В данном случае переход по ссылке из сообщения):
○ Потеря доступа к своему аккаунту.
○ Распространение спама и вредоносного ПО среди своих контактов.
○ Кража личной информации.
Перерыв 10 минут
3. Практическая работа: Мастер-класс по созданию видеоролика (25 минут):
План:
- Разработка сценария короткого ролика на тему "Правила безопасного поведения в интернете".
- Съемка видеоматериала.
- Монтаж видео с использованием онлайн-редактора.
Вступление (00:00–1:00): Какие вы молодцы! А теперь предлагаю вам поробовать снять собственный видеоролик. Задача за 25 минут сделать 30–60‑секундный ролик о правилах безопасности в интернете. Цель — ясное полезное сообщение + креативная идея. Победит команда с понятным, полезным и аккуратно сделанным роликом, который я опубликую в группе нашей образовательной организации. Разделитесь на группы по 3–5 человек и распределите между собой роли: режиссёр, оператор, сценарист/продюсер, актёр(ы), монтажёр. Роли можно совмещать. Каждой группе я дам карточку с подсказками. У вас 25 минут: сценарий, съёмка и монтаж. Я запускаю таймер — время пошло.
Краткая мини‑лекция (1:00–2:00): Короткий ролик это идея + 3 кадра: приветствие — полезный совет — выход из кадра. В ролике должно быть минимум два правила безопасности и чёткий призыв к действию. Можно добавить текст и картинки по желанию. Обязательна заставка с названием ролика. (В процессе раздаются чек-листы и ставится задача.)
Создание сценария и сториборд (2:00–4:00): У вас 2 минуты на сценарий. Решите: какая основная мысль, какие правила вы будете использовать, что происходит в каждом кадре, какие реплики или титры будут. Обратите внимание на то, кому предназначен будет ваш ролик, то есть, кто будет его смотреть. Что вы хотите, чтобы зритель сделал после просмотра. И убедитесь, что в сюжете есть минимум два правила безопасности.
Съёмка (4:00-9:00): Переходим к съёмке. Снимайте только тех, кто согласен. Технические детали: держите телефон устойчиво двумя руками или ставьте на штатив; лицо в 1/3 кадра; свет — спереди, избегайте света из‑за спины; говорите чётко и громко; сделайте тестовую запись звука 3–5 секунд и прослушайте. Формат съемки: вертикальный, как в ВК-клипах. Операторы, проверьте батарею и память перед записью. У вас 5 минут на съёмку. Я подойду и помогу к каждой группе.
Демонстрация базового монтажа (9:00-12:00): Вижу, все уже закончили со съемкой. Давайте я коротко покажу монтаж. Смотрите пример на экране: загружаем ролики → перетаскиваем на таймлайн → обрезаем лишнее начало/конец → расставляем по порядку → добавляем короткие титры с советами → добавили музыку и отрегулировали громкость под голос → делаем переходы между роликами для динамики → и экспортируем в MP4 720p или 1080p.
Процесс монтажа демонстрируется через проектор в режиме реального времени.
Самостоятельный монтаж (12:00-20:00): У вас на монтаж ролика — 8 минут. Обязательно проверьте: три кадра, минимум два правила, читаемые подписи, музыка не заглушает речь, длина 30–60 секунд. Если есть вопросы - зовите меня, я помогу.
Перед началом работы детей раздать всем чек-лист 2.
4. Просмотр и обратная связь (20:00-25:00):
Отлично, давайте вместе посмотрим, что у вас получилось. Показываем каждый ролик по очереди. После просмотра даём обратную связь по правилу “3 плюса — 1 совет”: коротко назовите три сильные стороны и один совет на улучшение.
5. Рефлексия по мероприятию в целом— игра с шифром (10 мин)
Что ж, наша встреча подходит к концу. Предлагаю вам сыграть в последнюю маленькую игру: напишите одну фразу о том, что запомнили, что понравилось или любой другой коментарий к мероприятию. Для шифровки используйте шифр из Задание 1: "Секретное сообщение" Кибер-квеста.
6. Итоги и завершение.
Спасибо за оставленные коментарии. Я их обязательно расшифрую позже. Я надеюсь вам понравилась наша встреча и приглашаю вас в мое творческое объединение "Медиа школа", где вы сможете получить и другие полезные навыки. До свидания.
























Список используемых источников и ресурсов:
- Материал разработан на основе личного педагогического и жизненого опыта.
- При подготовке мероприятия использовались рекомендации из обучающего курса "Флагманы образования. Медиа" президентской платформы "Россия страна возможностей".
- Видео про медиграмотность - https://vk.com/video-205537175_456239776
- Для создания картинок использовались: для изображений - нейросеть GigaChat; редактирование - Adobe Illustrator
Мероприятие было реализовано мной 16 октября 2025 года. Ссылки на публикации об мероприятии:
1. Афиша: https://vk.com/wall-161724239_770
2. Пост-релиз: https://vk.com/wall-161724239_772
3. Пример итогового ролика, снятого во время мастер-класса: https://vk.com/wall-161724239_773
4. Отзывы участников: https://vk.com/wall193813811_1715
Евгения Николаевна Шарапова
Евгения Николаевна Касьянова
Елена Алексеевна
Евгения Николаевна Касьянова