Конспект комбинированного урока по литературному чтению по теме «Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях Л.Н. Толстого

4
0
Материал опубликован 16 December

Конспект комбинированного урока по литературному чтению по теме «Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях Л.Н. Толстого (на материале басен «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»)

Программа: «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

Тип урока: комбинированный (в технологии продуктивного чтения Н.Н. Светловской).

Возраст: 2 класс (8-9 лет)

Цель – формировать умение определять основную мысль текста на материале басен Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и «Отец и сыновья».

Задачи:

1) анализировать прочитанные произведения;

2) определять особенности жанра «басни»;

3) высказывать собственное отношение к прочитанному.

Планируемые результаты:

- умеют определять основную мысль прочитанных произведений;

- знают особенности жанра «басни»;

- умеют осмыслять содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- умеют пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя.

Оборудование и материалы:

для учителя: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, учебник литературного чтения;

для учеников: учебник литературного чтения, раздаточный материал, ручка.





Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Повернитесь к своему соседу, поделитесь с ним хорошим настроением. Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения. Послушайте его внимательно.

Ты теперь уже большой, Школу посещаешь, А великого поэта Ты с пеленок знаешь.

Он нам сказку рассказал (Знаешь ты такую), Как старик рыбак поймал Рыбку золотую.

Как желанье не одно Рыбка исполняла, Но старухе всё равно: Было мало, мало!

- О каком поэте идет речь в стихотворении? (Об Александре Сергеевиче Пушкине)

- Как вы думаете, почему наш урок я начала с имени этого великого русского поэта и прозаика? (Возможные варианты: Мы будем говорить о нем на сегодняшнем уроке; мы вспомним о творчестве Пушкина; сегодня день рождения Пушкина)

- Среди ваших ответов прозвучал (не прозвучал) правильный, сегодня вся Россия празднует День рождения А.С. Пушкина, а во всем мире отмечают Международный день русского языка.

- Я поздравляю вас сразу с двумя праздниками. Пусть слово станет не только другом, но и опорой по жизни, ведь наш язык – это ценнейшее богатство для выражения чувств, эмоций, желаний и мыслей.

1. Подготовка к восприятию текста

- Как вы думаете, какие умения вам сегодня пригодятся на уроке? (Умение красиво говорить, умение читать, умение анализировать произведения)

- Конечно. А для того, чтобы наша речь была четкая и внятная, выполним речевую разминку.

- Давайте прочитаем её.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

- Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)

- Назовите автора сказки (Александр Сергеевич Пушкин)

- А теперь давайте прочитаем отрывок с разными интонациями. Прочитайте с удивлением, со злостью, с грустью, с радостью.

- Молодцы.

- Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. С кем мы встречаемся на уроках? (С авторами и героями произведений)

- Верно. И сегодняшний урок не исключение.

- Обратите внимание на слайд. Я зашифровала имя и фамилию русского писателя. Ваша задача ее разгадать и узнать, о ком мы сегодня будем говорить.

t1734376118aa.png (Лев Толстой)

- А знаете ли вы полное имя Льва Толстого? (Лев Николаевич Толстой)

- Верно.

- Предлагаю познакомиться с его биографией. На каждой парте лежит листочек, переверните его. На нем написан текст об одном из периодов жизни Льва Николаевича. Но, как вы видите, в тексте есть пропуски. Ваша задача – вставить в него подходящие слова, которые располагаются внизу. Каждому слову соответствует определенная цифра, на место пропуска впишите только ее.

Работа с текстом

- Выберете того, кто прочитает текст. А может вы будете читать его вместе.

- Я начну, а вы продолжите мой рассказ.

- Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.

1 пара

Детские годы маленького писателя прошли в ____. Начальное образование Толстой получил дома, уроки ему давали французские и немецкие ____. Он рано потерял ___. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетя, которая проживала в Казани.

1 2 3

Слова для справок: преподаватели, родителей, Ясной Поляне.

- В 16 лет Толстой поступает в Казанский университет, но проучившись 3 года, он решает покинуть заведение.

2 пара

Вернувшись обратно в ____, Толстой открывает бесплатную школу для ____. Ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, окружающему миру, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе ____. Уроки превращались в интересную беседу, а иногда и в игру.

1 2 3

Слова для справок: крестьянских детей; Ясную Поляну; свободно и весело.

- На переменах и после занятий Лев Николаевич рассказывал ребятам что-нибудь интересное, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами. Среди крестьянских детей, были и его родные дети.

3 пара

В то время книг для детей было ___. Лев Николаевич решает написать книгу для детей под названием ___. В этой книге собраны лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей ___, радоваться и огорчаться.

1 2 3

Слова для справок: сочувствовать и переживать; «Азбука», мало.

- Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

- Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы запомнили биографию Льва Николаевича.

Ответы на вопросы

- Где родился Лев Николаевич (В Ясной поляне)

- Для кого Лев Николаевич открыл школу? (Для крестьянских детей)

- Как называлась его книга для детей? («Азбука»)

- Молодцы!

- С некоторыми произведениями, которые были представлены в «Азбуке» Льва Николаевича вы сегодня познакомитесь. Попробуйте догадаться, о чем они будут, с помощью загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям.

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … (семья)

- Как вы понимаете, что такое семья? (Это те люди, с которыми мы живем; это часть общества; это мои родные люди)

- Назовите членов своей семьи (Мама, папа, бабушка, дедушка, я, брат, сестра, тетя, дядя)

- Как должны относиться члены семьи друг к другу? (с любовью, с заботой, с уважением, с теплом, с нежностью)

- Я с вами согласна.

- Сегодня мы прочитаем басни о семье.

- Давайте вспомним, в чем особенность данного жанра? (В басне всегда есть мораль, нравоучение)

- Правильно. Значит, басня нас чему-то учит.

- Теперь обратите внимание на иллюстрацию к одному из произведений.

t1734376118ab.png

- Кого вы видите на ней? (Семью)

- Кто входит в состав этой семьи? (Мама, папа, мальчик и дед)

- Какие чувства у вас возникают, глядя на картинку? Вы можете воспользоваться подсказкой на доске и выбрать из предложенных слов подходящие.

Радость, печаль, любовь, тревога, грусть, сопереживание, удивление

(печаль, грусть, потому что взрослые сидят расстроенные; удивление, потому что родители сидят и кушают за столом, а дед нет и т.п.)

- Посмотрите внимательно, эта семья живет в наше время? (Нет)

- Как вы это поняли? (Есть русская печь, деревянные лавки, старинная одежда, лапти)

- Как вы думаете, какие события будут происходить в произведении? (Будет говориться о каком-то печальном известии; родители будут давать наставления мальчику и т.д.)

- Как мы можем проверить, верны ли наши предположения? (Прочитаем произведение)

- Конечно. Сегодня мы прочитаем басню «Старый дед и внучек».

- Откройте учебник на 110 странице. Поставьте указательный палец в начало произведения, приготовьтесь следить.

2. Первичное восприятие текста

Чтение текста учителем

t1734376118ac.png

3. Проверка первичного восприятия

- Вы прослушали басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

- Какое это произведение по настроению? (Грустное, печальное)

слайд

- Какие чувства вы испытали при прочтении? Дополните предложение

Я испытала чувство… (Я испытала чувство жалости, стыда, грусти…)

- По отношению к кому вы испытали чувства грусти, жалости? (По отношению к деду)

- А чувство стыда? (По отношению к родителям)

- Осознали ли родители свою ошибку? (Да)

- Кто им в этом помог? (Миша)

- К какому выводу пришли родители? (Нужно уважать и заботиться о родителях)

4. Мотивация перечитывания и анализа произведения

- Лев Николаевич Толстой жил и творил более ста лет назад. Поэтому в тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить.

- Посмотрите внимательно, какие незнакомые слова вы встретили в тексте? (Снесли, невестка, бранить, лоханка, слаживает)

- Сейчас я предлагаю поработать с данными словами. На каждой парте есть таблица. В левом столбце представлены слова, встретившиеся в басне, в правом столбце – значения этих слов, расположенные в другом порядке. Ваша задача – соединить слово с его значением.

Незнакомые слова

Значения слов

1. Снесли

2. Невестка

3. Бранить

4. Лоханка

5. Слаживает

6. Сажать

А) Круглая или продолговатая деревянная посуда

Б) Жена сына

В) Складывает, собирает

Г) Ругаться

Д) Садить

Е) Принесли

- Давайте проверим ваши ответы

Эталон

1

2

3

4

5

6

Е

Б

Г

А

В

Д



- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с другой семьей и выполнить упражнения вместе с ними

- Встаньте из-за парт и повторяйте за мной.

Физкультминутка

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

- Какая была семья в физкультминутке? (дружная)

- Правильно. Давайте вернемся к басне.

5. Анализ текста

- Назовите героев рассказа. (Дед, невестка, сын и внучек.)

- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Был бессильный, беспомощный.)

- Как вы считаете, всегда ли дедушка был беспомощным? (Нет.)

- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? (Стала давать обед в лоханке.)

- Чем ответил старик, когда его бранила невестка? (Старик вздохнул и ничего не сказал.)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

- Что испытали родители Миши после таких слов? (Стыд)

- Почему родители заплакали? (Сын преподнёс им урок, они осознали свою вину.)

- Ребята, какой совет вам хотел дать Лев Николаевич в этой басне? (Нужно уважительно относиться к старшим в своей семье)

- А вы уважительно относитесь к своим бабушкам и дедушкам? (да)

- Какие чувства вы проявляете по отношению к ним? (любовь, заботу, поддержку, сочувствие)

- Я очень рада, что вы умеете сочувствовать и заботиться о своих близких.

6. Подготовка к восприятию текста (2)

- Сейчас мы познакомимся с вами с другой басней о семье, которая живет в той же деревне, что и семья Миши.

- Басня Льва Николаевича называется «Отец и сыновья»

- Когда вы слышите слово «отец», какой образ сразу представляется? (Образ доброго, заботливого, любящего, мудрого, сильного мужчины)

- Как вы думаете, относятся ли перечисленные вами характеристики к герою басни? (Да)

- Давайте мы это проверим.

7. Первичное восприятие произведения (2)

Чтение басни учителем

t1734376118ad.png

8. Проверка первичного восприятия (2)

- Понравилось ли вам данное произведение? Почему? (Понравилось, потому что отец своим сыновьям дает мудрый совет)

- Что вы можете сказать о поступке отца? (Он поступил очень мудро)

- А как вы оцениваете поступки сыновей? (Сыновья плохо поступали со своим отцом и друг с другом, они не жили в согласии, и не слушали советы отца)

- Чему учит эта басня? (Жить дружно, в согласии и слушаться родителей)

9. Мотивация перечитывания и анализа текста (2)

- Сейчас внимательно посмотрите на иллюстрации и выберете ту, которая подходит к басне «Отец и сыновья» (Самая последняя)

t1734376118ae.jpgt1734376118af.jpgt1734376118ag.jpg

- Как вы определили, что именно она подходит к басне? (На ней присутствуют главные герои, а в руках у отца веник)

- Молодцы.

10. Анализ текста (2)

- Как вы думаете, что испытывал отец, когда его дети ругались друг с другом? (Отец расстраивался, ему было плохо в эти моменты)

- Как отец научил детей жить дружно? (Отец показал им, что они сильны только тогда, когда вместе, на примере веника)

- Обратите внимание на первую строку, как автор назвал просьбу отца «жить дружно»? (Приказом)

- Из-за чего отец дал такой приказ? (Из-за того, что его дети всегда ссорились и не слушались его)

- А в чем отличие приказа от наказа? (Приказ обязателен для выполнения, а наказ – это обращение к кому-либо)

- Что в итоге поняли сыновья? (Сыновья поняли, что нужно жить в согласии друг с другом)

- Что автор порицает в данном произведении? (Плохое отношение между членами семьи)

- Какая мораль у этой басни? (Нужно бережно относиться к членам своей семьи, никогда не ссориться, жить дружно)

11. Обобщение результатов анализа

- Сегодня мы много говорили о любви и заботе к близким, трепетному отношению к ним. О том, что нужно почитать старших и жить в согласии со всеми родными. Как вы думаете, какое общее слово подходит названных правил взаимоотношения в семье?

Семейные … (ценности)

- Конечно же это семейные ценности. Для чего они нужны каждой семье? (Для того, чтобы семья была крепкая и дружная)

- Верно

- Мы прочитали с вами два произведения Льва Николаевича Толстого. Чем они объединены? (Оба произведения о семье)

- Обратите внимание на иллюстрацию, к какой басне она подходит?

t1734376118ah.jpg(«Отец и сыновья»)

- Чему учит это произведение? (Бережно относиться к своим братьям, сестрам, не ссориться с ними, жить дружно)

- О какой семейной ценности идет речь в басне? (Единство между всеми членами семьи)

- Правильно. К какой басне относится следующая иллюстрация?

t1734376118ai.jpg(«Старый дед и внучек»)

- Какова основная мысль этой басни? (Нужно уважать старших и заботиться о них)

- О какой семейной ценности говорится в басне? (Уважение к старшим)

- Молодцы

- Помимо авторских произведений о семье, мы можем встретить и народные. Например, сказки, пословицы и поговорки.

- Внизу написаны пословицы. Слева - начало пословицы, справа – их окончание. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

Интерактивная доска + раздаточный материал

При солнышке тепло …. … самые верные друзья.

Нет лучше дружка …. … и душа на месте.

В семье согласно …. …. чем родная матушка.

Вся семья вместе …. … а родителей почитать .

Старых нужно уважать … … при матери добро.

Своя семья ….. … так и дело идет прекрасно.

При солнышке тепло, при матери добро

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

В семье согласно, так и дело идет прекрасно.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Старых нужно уважать, а родителей почитать.

Своя семья - самые верные друзья.



- Давайте проверим, что у вас получилось.

Опора на интерактивную доску

- Какой смысл вложил народ в эти пословицы? (Нужно уважать своих родителей, нужно хорошо относиться ко всем членам семьи)

- Ребята, посмотрите внимательно, какие пословицы подходят к нашим басням.

Работа по вариантам

1 вариант («Старый дед и внучек») 2 вариант («Отец и сыновья»)

1. Старых нужно уважать, а родителей уважать.

2. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Ребята, а что значит «дружная семья»? (Когда один за всех и все за одного)

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

12. Творческая работа детей

1) Составьте правила дружной семьи.

2) Заполнение ромашки с центральным словом «Семья»

Напишите на лепестках, какие семейные ценности должны быть в каждой семье, используя ценности, которые встретились в баснях.

t1734376118aj.jpg

13. Рефлексия учебной деятельности

- С каким великим писателем мы сегодня познакомились? (С Львом Николаевичем Толстым)

- Чему учат нас его произведения? (Жить в согласии с родными, уважать старших)

- Сейчас я предлагаю подвести итог урока необычным способом. На доске нарисовано дерево успеха. Но на нем нет листочков. Выберете листочек, который описывает ваши ощущения.

Зеленый листочек: урок был интересный, мне все понравилось.

Желтый листочек: урок мне понравился, но я не все понял.

Красный листочек: урок был скучный, я ничего не понял.

t1734376118ak.png

- Замечательно. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

Домашнее задание

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание.

- Опишите 3 ситуации, когда вы помогали своим членам семьи, заботились о них или просто делали что-то хорошее для них. И подпишите к каждой ситуации семейную ценность.

- Спасибо за работу, урок окончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации