Конспект комбинированного урока по литературному чтению по теме «Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях Л.Н. Толстого
Конспект комбинированного урока по литературному чтению по теме «Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях Л.Н. Толстого (на материале басен «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»)
Программа: «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).
Тип урока: комбинированный (в технологии продуктивного чтения Н.Н. Светловской).
Возраст: 2 класс (8-9 лет)
Цель – формировать умение определять основную мысль текста на материале басен Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и «Отец и сыновья».
Задачи:
1) анализировать прочитанные произведения;
2) определять особенности жанра «басни»;
3) высказывать собственное отношение к прочитанному.
Планируемые результаты:
- умеют определять основную мысль прочитанных произведений;
- знают особенности жанра «басни»;
- умеют осмыслять содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- умеют пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя.
Оборудование и материалы:
для учителя: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, учебник литературного чтения;
для учеников: учебник литературного чтения, раздаточный материал, ручка.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Повернитесь к своему соседу, поделитесь с ним хорошим настроением. Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения. Послушайте его внимательно.
Ты теперь уже большой, Школу посещаешь, А великого поэта Ты с пеленок знаешь.
Он нам сказку рассказал (Знаешь ты такую), Как старик рыбак поймал Рыбку золотую.
Как желанье не одно Рыбка исполняла, Но старухе всё равно: Было мало, мало!
- О каком поэте идет речь в стихотворении? (Об Александре Сергеевиче Пушкине)
- Как вы думаете, почему наш урок я начала с имени этого великого русского поэта и прозаика? (Возможные варианты: Мы будем говорить о нем на сегодняшнем уроке; мы вспомним о творчестве Пушкина; сегодня день рождения Пушкина)
- Среди ваших ответов прозвучал (не прозвучал) правильный, сегодня вся Россия празднует День рождения А.С. Пушкина, а во всем мире отмечают Международный день русского языка.
- Я поздравляю вас сразу с двумя праздниками. Пусть слово станет не только другом, но и опорой по жизни, ведь наш язык – это ценнейшее богатство для выражения чувств, эмоций, желаний и мыслей.
1. Подготовка к восприятию текста
- Как вы думаете, какие умения вам сегодня пригодятся на уроке? (Умение красиво говорить, умение читать, умение анализировать произведения)
- Конечно. А для того, чтобы наша речь была четкая и внятная, выполним речевую разминку.
- Давайте прочитаем её.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Назовите автора сказки (Александр Сергеевич Пушкин)
- А теперь давайте прочитаем отрывок с разными интонациями. Прочитайте с удивлением, со злостью, с грустью, с радостью.
- Молодцы.
- Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. С кем мы встречаемся на уроках? (С авторами и героями произведений)
- Верно. И сегодняшний урок не исключение.
- Обратите внимание на слайд. Я зашифровала имя и фамилию русского писателя. Ваша задача ее разгадать и узнать, о ком мы сегодня будем говорить.
(Лев Толстой)
- А знаете ли вы полное имя Льва Толстого? (Лев Николаевич Толстой)
- Верно.
- Предлагаю познакомиться с его биографией. На каждой парте лежит листочек, переверните его. На нем написан текст об одном из периодов жизни Льва Николаевича. Но, как вы видите, в тексте есть пропуски. Ваша задача – вставить в него подходящие слова, которые располагаются внизу. Каждому слову соответствует определенная цифра, на место пропуска впишите только ее.
Работа с текстом
- Выберете того, кто прочитает текст. А может вы будете читать его вместе.
- Я начну, а вы продолжите мой рассказ.
- Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.
1 пара
Детские годы маленького писателя прошли в ____. Начальное образование Толстой получил дома, уроки ему давали французские и немецкие ____. Он рано потерял ___. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетя, которая проживала в Казани.
1 2 3
Слова для справок: преподаватели, родителей, Ясной Поляне.
- В 16 лет Толстой поступает в Казанский университет, но проучившись 3 года, он решает покинуть заведение.
2 пара
Вернувшись обратно в ____, Толстой открывает бесплатную школу для ____. Ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, окружающему миру, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе ____. Уроки превращались в интересную беседу, а иногда и в игру.
1 2 3
Слова для справок: крестьянских детей; Ясную Поляну; свободно и весело.
- На переменах и после занятий Лев Николаевич рассказывал ребятам что-нибудь интересное, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами. Среди крестьянских детей, были и его родные дети.
3 пара
В то время книг для детей было ___. Лев Николаевич решает написать книгу для детей под названием ___. В этой книге собраны лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей ___, радоваться и огорчаться.
1 2 3
Слова для справок: сочувствовать и переживать; «Азбука», мало.
- Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
- Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы запомнили биографию Льва Николаевича.
Ответы на вопросы
- Где родился Лев Николаевич (В Ясной поляне)
- Для кого Лев Николаевич открыл школу? (Для крестьянских детей)
- Как называлась его книга для детей? («Азбука»)
- Молодцы!
- С некоторыми произведениями, которые были представлены в «Азбуке» Льва Николаевича вы сегодня познакомитесь. Попробуйте догадаться, о чем они будут, с помощью загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям.
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья)
- Как вы понимаете, что такое семья? (Это те люди, с которыми мы живем; это часть общества; это мои родные люди)
- Назовите членов своей семьи (Мама, папа, бабушка, дедушка, я, брат, сестра, тетя, дядя)
- Как должны относиться члены семьи друг к другу? (с любовью, с заботой, с уважением, с теплом, с нежностью)
- Я с вами согласна.
- Сегодня мы прочитаем басни о семье.
- Давайте вспомним, в чем особенность данного жанра? (В басне всегда есть мораль, нравоучение)
- Правильно. Значит, басня нас чему-то учит.
- Теперь обратите внимание на иллюстрацию к одному из произведений.
- Кого вы видите на ней? (Семью)
- Кто входит в состав этой семьи? (Мама, папа, мальчик и дед)
- Какие чувства у вас возникают, глядя на картинку? Вы можете воспользоваться подсказкой на доске и выбрать из предложенных слов подходящие.
Радость, печаль, любовь, тревога, грусть, сопереживание, удивление
(печаль, грусть, потому что взрослые сидят расстроенные; удивление, потому что родители сидят и кушают за столом, а дед нет и т.п.)
- Посмотрите внимательно, эта семья живет в наше время? (Нет)
- Как вы это поняли? (Есть русская печь, деревянные лавки, старинная одежда, лапти)
- Как вы думаете, какие события будут происходить в произведении? (Будет говориться о каком-то печальном известии; родители будут давать наставления мальчику и т.д.)
- Как мы можем проверить, верны ли наши предположения? (Прочитаем произведение)
- Конечно. Сегодня мы прочитаем басню «Старый дед и внучек».
- Откройте учебник на 110 странице. Поставьте указательный палец в начало произведения, приготовьтесь следить.
2. Первичное восприятие текста
Чтение текста учителем
3. Проверка первичного восприятия
- Вы прослушали басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».
- Какое это произведение по настроению? (Грустное, печальное)
слайд
- Какие чувства вы испытали при прочтении? Дополните предложение
Я испытала чувство… (Я испытала чувство жалости, стыда, грусти…)
- По отношению к кому вы испытали чувства грусти, жалости? (По отношению к деду)
- А чувство стыда? (По отношению к родителям)
- Осознали ли родители свою ошибку? (Да)
- Кто им в этом помог? (Миша)
- К какому выводу пришли родители? (Нужно уважать и заботиться о родителях)
4. Мотивация перечитывания и анализа произведения
- Лев Николаевич Толстой жил и творил более ста лет назад. Поэтому в тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить.
- Посмотрите внимательно, какие незнакомые слова вы встретили в тексте? (Снесли, невестка, бранить, лоханка, слаживает)
- Сейчас я предлагаю поработать с данными словами. На каждой парте есть таблица. В левом столбце представлены слова, встретившиеся в басне, в правом столбце – значения этих слов, расположенные в другом порядке. Ваша задача – соединить слово с его значением.
Незнакомые слова | Значения слов |
1. Снесли 2. Невестка 3. Бранить 4. Лоханка 5. Слаживает 6. Сажать | А) Круглая или продолговатая деревянная посуда Б) Жена сына В) Складывает, собирает Г) Ругаться Д) Садить Е) Принесли |
- Давайте проверим ваши ответы
Эталон
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Е | Б | Г | А | В | Д |
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с другой семьей и выполнить упражнения вместе с ними
- Встаньте из-за парт и повторяйте за мной.
Физкультминутка
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
- Какая была семья в физкультминутке? (дружная)
- Правильно. Давайте вернемся к басне.
5. Анализ текста
- Назовите героев рассказа. (Дед, невестка, сын и внучек.)
- А как вы думаете, почему дед уронил и разбил чашку? (Был бессильный, беспомощный.)
- Как вы считаете, всегда ли дедушка был беспомощным? (Нет.)
- Прочитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? (Стала давать обед в лоханке.)
- Чем ответил старик, когда его бранила невестка? (Старик вздохнул и ничего не сказал.)
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
- Что испытали родители Миши после таких слов? (Стыд)
- Почему родители заплакали? (Сын преподнёс им урок, они осознали свою вину.)
- Ребята, какой совет вам хотел дать Лев Николаевич в этой басне? (Нужно уважительно относиться к старшим в своей семье)
- А вы уважительно относитесь к своим бабушкам и дедушкам? (да)
- Какие чувства вы проявляете по отношению к ним? (любовь, заботу, поддержку, сочувствие)
- Я очень рада, что вы умеете сочувствовать и заботиться о своих близких.
6. Подготовка к восприятию текста (2)
- Сейчас мы познакомимся с вами с другой басней о семье, которая живет в той же деревне, что и семья Миши.
- Басня Льва Николаевича называется «Отец и сыновья»
- Когда вы слышите слово «отец», какой образ сразу представляется? (Образ доброго, заботливого, любящего, мудрого, сильного мужчины)
- Как вы думаете, относятся ли перечисленные вами характеристики к герою басни? (Да)
- Давайте мы это проверим.
7. Первичное восприятие произведения (2)
Чтение басни учителем
8. Проверка первичного восприятия (2)
- Понравилось ли вам данное произведение? Почему? (Понравилось, потому что отец своим сыновьям дает мудрый совет)
- Что вы можете сказать о поступке отца? (Он поступил очень мудро)
- А как вы оцениваете поступки сыновей? (Сыновья плохо поступали со своим отцом и друг с другом, они не жили в согласии, и не слушали советы отца)
- Чему учит эта басня? (Жить дружно, в согласии и слушаться родителей)
9. Мотивация перечитывания и анализа текста (2)
- Сейчас внимательно посмотрите на иллюстрации и выберете ту, которая подходит к басне «Отец и сыновья» (Самая последняя)
- Как вы определили, что именно она подходит к басне? (На ней присутствуют главные герои, а в руках у отца веник)
- Молодцы.
10. Анализ текста (2)
- Как вы думаете, что испытывал отец, когда его дети ругались друг с другом? (Отец расстраивался, ему было плохо в эти моменты)
- Как отец научил детей жить дружно? (Отец показал им, что они сильны только тогда, когда вместе, на примере веника)
- Обратите внимание на первую строку, как автор назвал просьбу отца «жить дружно»? (Приказом)
- Из-за чего отец дал такой приказ? (Из-за того, что его дети всегда ссорились и не слушались его)
- А в чем отличие приказа от наказа? (Приказ обязателен для выполнения, а наказ – это обращение к кому-либо)
- Что в итоге поняли сыновья? (Сыновья поняли, что нужно жить в согласии друг с другом)
- Что автор порицает в данном произведении? (Плохое отношение между членами семьи)
- Какая мораль у этой басни? (Нужно бережно относиться к членам своей семьи, никогда не ссориться, жить дружно)
11. Обобщение результатов анализа
- Сегодня мы много говорили о любви и заботе к близким, трепетному отношению к ним. О том, что нужно почитать старших и жить в согласии со всеми родными. Как вы думаете, какое общее слово подходит названных правил взаимоотношения в семье?
Семейные … (ценности)
- Конечно же это семейные ценности. Для чего они нужны каждой семье? (Для того, чтобы семья была крепкая и дружная)
- Верно
- Мы прочитали с вами два произведения Льва Николаевича Толстого. Чем они объединены? (Оба произведения о семье)
- Обратите внимание на иллюстрацию, к какой басне она подходит?
(«Отец и сыновья»)
- Чему учит это произведение? (Бережно относиться к своим братьям, сестрам, не ссориться с ними, жить дружно)
- О какой семейной ценности идет речь в басне? (Единство между всеми членами семьи)
- Правильно. К какой басне относится следующая иллюстрация?
(«Старый дед и внучек»)
- Какова основная мысль этой басни? (Нужно уважать старших и заботиться о них)
- О какой семейной ценности говорится в басне? (Уважение к старшим)
- Молодцы
- Помимо авторских произведений о семье, мы можем встретить и народные. Например, сказки, пословицы и поговорки.
- Внизу написаны пословицы. Слева - начало пословицы, справа – их окончание. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
Интерактивная доска + раздаточный материал
При солнышке тепло …. … самые верные друзья.
Нет лучше дружка …. … и душа на месте.
В семье согласно …. …. чем родная матушка.
Вся семья вместе …. … а родителей почитать .
Старых нужно уважать … … при матери добро.
Своя семья ….. … так и дело идет прекрасно.
При солнышке тепло, при матери добро Нет лучше дружка, чем родная матушка. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Вся семья вместе, и душа на месте. Старых нужно уважать, а родителей почитать. Своя семья - самые верные друзья. |
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Опора на интерактивную доску
- Какой смысл вложил народ в эти пословицы? (Нужно уважать своих родителей, нужно хорошо относиться ко всем членам семьи)
- Ребята, посмотрите внимательно, какие пословицы подходят к нашим басням.
Работа по вариантам
1 вариант («Старый дед и внучек») 2 вариант («Отец и сыновья»)
1. Старых нужно уважать, а родителей уважать.
2. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Ребята, а что значит «дружная семья»? (Когда один за всех и все за одного)
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
12. Творческая работа детей
1) Составьте правила дружной семьи.
2) Заполнение ромашки с центральным словом «Семья»
Напишите на лепестках, какие семейные ценности должны быть в каждой семье, используя ценности, которые встретились в баснях.
13. Рефлексия учебной деятельности
- С каким великим писателем мы сегодня познакомились? (С Львом Николаевичем Толстым)
- Чему учат нас его произведения? (Жить в согласии с родными, уважать старших)
- Сейчас я предлагаю подвести итог урока необычным способом. На доске нарисовано дерево успеха. Но на нем нет листочков. Выберете листочек, который описывает ваши ощущения.
Зеленый листочек: урок был интересный, мне все понравилось.
Желтый листочек: урок мне понравился, но я не все понял.
Красный листочек: урок был скучный, я ничего не понял.
- Замечательно. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
Домашнее задание
- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание.
- Опишите 3 ситуации, когда вы помогали своим членам семьи, заботились о них или просто делали что-то хорошее для них. И подпишите к каждой ситуации семейную ценность.
- Спасибо за работу, урок окончен.