12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исламов Дмитрий Фаритович33
5

Конспект конкурсного урока-экскурсии по русскому языку в 5-6 классах на тему "«Язык – важнейшее средство общения, познания, воздействия»


Аудиофайл к уроку-экскурсии (приказ) к слайду № 5
MP3 / 852.04 Кб

/data/files/x1584541011.mp3 (Аудиофайл к уроку-экскурсии (приказ) к слайду № 5)


Аудиофайл к уроку-экскурсии (просьба) к слайду № 5
MP3 / 2.95 Мб

/data/files/v1584541053.mp3 (Аудиофайл к уроку-экскурсии (просьба) к слайду № 5)Конспект: урок-экскурсия в 5-6 классах по русскому языку на тему

«Язык – важнейшее средство общения, познания, воздействия»

Цели:

· Создать условия для ознакомления с русским языком как важнейшим средством-инструментом общения

· Способствовать развитию навыков ведения грамотного диалога.

· Содействовать закреплению умений и навыков использования Интернета для получения необходимой учебной и развивающей информации.

· Способствовать воспитанию культуры самопознания.

· Помочь привить ученикам любовь к родному языку.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, презентация, разного размера ромашка из бумаги, на лепестках которой написать слова Диалог. Монолог. Реплика. Говорить. Слушать. Интонация. Вопрос. Ответ. Переписка. Драма и т.п.; таблички с названиями файл-страничек; конфеты; корзинка с надписью «Вопросительные теги» (карточки со словами, включающими самые распространённые вопросы); аудиозаписи для работы с понятиями «просьба» и «приказ», тексты для работы в распечатке

Ход урока

СЛАЙД 1

– Добрый день, мои юные друзья! Прямо сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по Сетевому пространству, где нам предстоит интересное знакомство с Его Величеством Русским Языком.

СЛАЙД 2

Ни для кого не секрет, что человеку необходимо время от времени общаться с другими людьми, ведь одиноким чувствовать себя очень непросто, о чём издавна говорят люди искусства: именитые поэты, писатели, композиторы и художники.

СЛАЙД 3

 Взгляните на знаменитого Александра Сергеевича Пушкина на сайде, на книги и алфавит на рисунках – всё это говорит о том, что человеческое общение универсально и может существовать как устно, так и письменно. В нём великая сила, но в чём же она заключается?! А сможете ли вы, прочитав текст, попробовать сформулировать тему урока? Давайте попробуем! (Текст заранее написан на доске.)

Все мы любим общаться друг с другом. Разговариваем по телефону, общаемся по Интернету. Пишем письма. Задаём вопросы. Обращаемся с просьбой. Язык и был создан для того, чтобы помочь взаимодействию людей. Он является инструментом человеческого общения. Так же, как молоток служит для забивания гвоздей, язык служит главным инструментом общения. Инструментом, с помощью которого люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга. (60 слов)

Задание: прочесть текст и сформулировать тему, выписав предложение, которое могло бы послужить заголовком к тексту (далее дети предлагают варианты тем, и открывается СЛАЙД 4). Давайте дружно откроем тетради, запишем в них сегодняшнюю дату и тему нашего урока.

– Наши ребята тоже, надеюсь, уважают и любят свой язык. Многие из них с помощью слова смогли передать своё отношение к родной речи. Дома у вас было опережающее задание – написать сочинение на тему «Зачем нам нужен русский язык?» Предлагаю сейчас послушать несколько работ. (Ученики выборочно зачитывают свои сочинения-рассуждения на тему «Зачем нам нужен русский язык?») Замечательно, а теперь давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего занятия. Как вы думаете, каковы они? Для этого используйте наводящие вопросы и начала фраз:

В чём, в первую очередь, нам помогает язык? Мы должны научиться….

Находясь в обществе людей, важно развивать умение….

На каждом уроке надо стремиться….

А ещё мы, если хотим быть самостоятельными, должны воспитывать в себе желание самим….


– Друзья, а скажите, пожалуйста, в чём будет разница в тех аудиозаписях, которые я вам сейчас предложу прослушать. (Звучит сначала шутливое приказное обращение к зрителям концерта, а затем лирический стих с просьбами). Заметили ли вы разницу в стилях обращения? В чём она? (ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ). СЛАЙД № 5. А знаете ли вы, как правильно обращаться с просьбой. Есть ли среди вас самые смелые ребята, которые сейчас смогут встать и обратиться к нам ко всем с необычными, но очень интересными просьбами? (ВАРИАНТЫ ДЕТЕЙ). И никогда не забывайте, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», как говорил знаменитый поэт Вадим Шефнер. Как вы понимаете эти слова? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Смотрите, как приветливо кивают нам ромашки сегодня. Эта ромашка – самая большая и красивая в этой виртуальной стране! (Учитель срывает цветок, доставая его из-за мультимедийной доски, в то время, как на экране светится аналог распечатанного СЛАЙД № 6.) Но она совсем не простая: на ее лепестках написаны какие-то слова. (Один ученик выходит написать на мультимедийной доске слова-лепестки, остальные дублируют ромашку в тетрадь.)

Диалог. Монолог. Реплика. Говорить. Слушать. Интонация. Вопрос. Ответ. Переписка. Драма. (А одного из вас я попрошу найти в Интернет-словаре значения представленных слов и приготовиться нам их прочесть.)

Задание: внимание, ребята! Кто понимает различие в значениях частей слов «диа» и «моно» и сходства в корне «лог». Что общего у других слов с диалогом и монологом? (ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ).

– Давайте послушаем, какие определения в Интернет-словаре нашёл ваш одноклассник…….. А теперь давайте самостоятельно прочтём на СЛАЙДЕ № 7 определения диалога и монолога, предложенные мной. А затем закрепим полученные знания разбором предложенного диалога. Кто назовёт элементы, из которых состоит данный диалог? В чём особенность оформления реплик? В какой манере общаются друг с другом клиент и продавец? Что помогло продавцу добиться удачи в общении?

  • Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, какой ингредиент составляет основу птичьего корма?
  •  Здравствуйте, это семена.
  •  Какой корм посоветуете?
  •  Я бы определённо посоветовала вам комплекс «Fiory», куда помимо 9 видов семян входят необходимые микроэлементы, рекомендуемые ветеринарами.

-Спасибо за помощь! Беру!

А теперь двоим из вас (мальчик и девочка) я предлагаю выйти к доске и импровизировать на нашем интернет-форуме свой диалог, который было бы интересно посмотреть на детском или подростковом Ютуб-канале. (ДВА УЧЕНИКА РАЗЫГРЫВАЮТ НЕБОЛЬШОЙ ДИАЛОГ)

Двигаемся дальше. Перед нами «Закрепительная файл-страничка». (Учитель ставит на стол табличку.) Вам предстоит выполнить следующее задание: давайте прочтём полную версию текста, в котором содержатся знаменитые слова профессора Громова из «Приключений Электроника». Вашим творческим домашним заданием как раз был просмотр фильма по данному произведению. А сокращённая версия текста представлена на СЛАЙДЕ № 8. А затем найдите в тексте доказательства того, что язык является одним из средств познания мира. Выпишите свои доводы. За правильные ответы вы получите нашу интернет-конфетку, как ресурс в игре. (Двое учеников работают у доски: двоим из вас я предлагаю прочесть текст и написать свои доводы на ватманах на доске).


ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ПО ТЕКСТУ:

  1. А ведь все эти вещи и понятия надо было показать и растолковать Электронику, чтобы научить его самостоятельно мыслить.

Для этого сначала надо было научить его различать звуки человеческой речи.

  1. Если вспомнить, что маленький человек задаёт в день почти пятьсот вопросов родителям, станет ясно, как он заполняет эту чистую бумагу...

А потом мы стали учить его так, как учат любого ребёнка.

Ребята, а как вы познаёте мир? Какие вопросы вы задавали родителям, когда были совсем маленькими? Запишите, пожалуйста, в тетрадях два вопроса из раннего детства и два вопроса, ответы на которые вы бы хотели получить сейчас. (2 минуты даём. ЗАТЕМ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

На экране вы можете прочесть ещё несколько интересных вопросов от детишек. (ЧИТАЮТ).

– А сейчас перед нами «Применительная файл-страничка с архивом хеш-тегов». Давайте посмотрим, может уже и теги поспели? (Корзинка.) Попробуем на зуб «вопросительные теги». И запишем данные вопросы. (Комментированное письмо: ученики по очереди берут карточки с вопросами и диктуют остальным.)

Как? Почему? Кто? Что? Когда? Где?

Да, друзья мои, о шести слугах в переводе стихотворения Редьярда Киплинга уже писал и поэт Самуил Яковлевич Маршак. Давайте прочтём его на оборотной стороне листа, где был текст из «Приключений Электроника».

Посмотрите, пожалуйста, на вопросы, предложенные на СЛАЙДЕ № 9. Они об окружающем мире. Мы с вами тоже должны учиться правильно задавать вопросы, если хотим получить внятный ответ и достигнуть цели. Я предлагаю вам продумать и написать шесть вопросительных предложений на какую-нибудь единую тему. (УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ, А ЗАТЕМ ЗАЧИТЫВАЮТ).

А напоследок я бы хотел вас познакомить с системой синквейнов – коротких мыслительных схем, которые помогут вам дать характеристику любой вещи или понятию, о котором вы размышляете. В итоге у вас получается этакое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Давайте вместе попробуем составить один синквейн. И как вы думаете, какой неизменно великой теме будет он посвящён? (ОТВЕТ: РУССКОМУ ЯЗЫКУ). Молодцы! Давайте действовать по предложенной схеме. Затем посмотрим на те варианты, которые были заготовлены у меня.  СЛАЙД № 22. (СОСТАВЛЯЕМ, ЗАТЕМ ЧИТАЕМ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Умницы! Что ж, давайте сравним с теми вариантами, которые были записаны у меня. Не думаю, что они будут сильно отличаться. СЛАЙД № 23.  

– Мы завершили экскурсию по «Интернет-страничкам» русского языка. Кстати, как вы думаете, почему я превратил наше путешествие в прогулки по Интернету? Как вы думаете, в чём взаимосвязь русского языка и Интернета? Чем они друг другу полезны? (ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ). Замечательно, позвольте, я обобщу ваши суждения.

СЛАЙДЫ №№ 15-17: наш интернет – источник информации. Общаясь в сети, мы пользуемся русским языком, и чем грамотнее мы это делаем, тем успешнее выстраивается наше общение. Надо уметь брать из Интернета только действительно нужную, полезную информацию, учиться пользоваться им безопасно, чтобы не нанести вред своему психологическому здоровью. Существуют различные ресурсы: сайты, форумы, социальные сети. Следующий слайд после урока я вам предлагаю сфотографировать (слайд № 16), потому что на нём я оставил самые полезные ссылки и адреса на те ресурсы, которые могут быть интересны и полезны подросткам, такие, как «Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»», «Русские словари» или сайт Электронной Московской библиотеки.

  Чему вы научились, гуляя по сетевому пространству русского языка? Кто запомнил, что такое синквейн? (ЗАСЛУШАТЬ ПАРУ ОТВЕТОВ). Что ж, здорово. Тогда давайте откроем свои дневники и запишем домашнее задание.

Домашнее задание СЛАЙД № 24.

Составить в тетради синквейны на темы 

язык

словарь

учёба.

ОЦЕНИВАНИЕ: За активную работу на уроки получают оценки следующие ученики:……

РЕФЛЕКСИЯ: Ребята, у вас на столах лежат ваши мобильные телефоны с выходом в Интернет. Прошу вас взять их в руки, перейти по ссылке, которая пришла в вашу ученическую группу в Ватсапп. Выберите один из предложенных ответов. Это позволит мне понять, как мы с вами потрудились, и сделать нужные выводы!

ССЫЛКА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ: https://www.survio.com/survey/d/B2A4K1L6R4K9H3G3Y

СЛАЙД № 25. Ребята, на этом наша встреча завершена! Успехов вам в освоении русского языка! До свидания!

 (ЕСЛИ ОСТАЁТСЯ ВРЕМЯ, ТО ПОСЛЕ ПОДАЧИ Д/З ПОРАБОТАТЬ СО СЛАЙДАМИ 10-14, 18-21 ПО РАЗДЕЛАМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПО ТИПАМ ТЕКСТОВ ПО ТИПАМ РЕЧИ, ПО ПОСЛОВИЦАМ И ВЫРАЖЕНИЯМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ПО РЕДКИМ СЛОВАМ РУССКОГО ЯЗЫКА)


Презентация к конспекту урока-экскурсии
PPTX / 21.52 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.