Конспект коррекционно - развивающего занятия "Волшебная страна «Здоровье"

10
0
Материал опубликован 29 April в группе


Конспект коррекционно - развивающего занятия

"Волшебная страна «Здоровье"

Пояснительная записка

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуальности обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации, интеграции их в общество.

Задачи детей с ограниченными возможностями здоровья в свою очередь требует создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

У данной категории детей нарушена познавательная деятельность, сенсорное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико – синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Однако необратимость этого явления не означает, что оно не поддается коррекции. Прежде всего, исправление недостатков познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта достигается в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и специально организованных коррекционно-развивающих занятий.

Большое место в процессе обучения и воспитания отводится играм и упражнениям, благодаря которым у школьников пробуждаются мотивы и потребности в учебе, совершенствуются психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности – все это повышает эффективность учебного процесса.

Данное коррекционное занятие направлено на формирование у обучающихся представления о здоровом образе жизни, активизацию познавательных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (через развивающие игры и упражнения). На занятии используется здоровьесберегающие технологии (работа с су – джок тренажёрами (стимуляция биологически активных точек, соответствия всем органам и системам, активизация познавательной деятельности), тематическая динамическая пауза, гимнастика для глаз по методу Ф.В. Базарного (оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции),  нейропсихологическое упражнение «Дорожки», направленное на развитие межполушарного взаимодействия

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому занятие начинается с благоприятного настроя. На занятии используется мультимедийное сопровождение, что способствует повышению интереса, мотивации к занятию. Важным средством реализации здоровьесберегающих технологий на занятии является создание ситуации успеха, что позволяет обучающимся почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, развивает познавательные интересы, стимулирует к результативности, повышает уверенность в себе, сохраняет психическое здоровье.

Данную разработку могут использовать учителя начальной школы и узкие специалисты как специальной коррекционной, так и общеобразовательной школы (для этого варианта возможно усложнение некоторых заданий).

Предмет: коррекционно – развивающее занятие по коррекции и развитию познавательных процессов

Продолжительность занятия: 40 минут

Цели:

 Формирование у обучающихся представления о здоровом образе жизни; закрепление основных составляющих здоровья.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать поддерживать и развивать потребность в здоровом образе жизни обучающихся;

- Закреплять представление о здоровье как о ценности, о которой необходимо постоянно заботиться

Коррекционно – развивающие:

Развивать гностические способности обучающихся (зрительные, слуховые, тактильные);

Развивать устойчивость и концентрацию внимания, произвольное запоминание;

Развивать мышление, мыслительные операции;

Развивать межполушарное взаимодействие, манипулятивную функцию рук через нейропсихологическое упражнение;

Развивать связную речь, обогащать словарный запас;

Развивать навыки уверенного поведения обучающихся через создание ситуации успеха;

Формировать математические представления, закреплять навыки счёта;

Сохранять и укреплять здоровье детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся;

Воспитательные:

Формировать способы эффективного взаимодействия обучающихся

Стимулировать у обучающихся желание выполнять познавательные задачи на занятии.

Дидактические средства:

Мультимедийное сопровождение, карта, основа ключа, карточки с составляющими ключа здоровья, индивидуальные карточки к заданию «Расшифруй слово», стимульный материал – карточки к упражнению «Режим дня», сундучок, расчёска, мыло, салфетка, носовой платок, зубная паста и щётка, шампунь, индивидуальные карточки к упражнению «Найди спрятавшиеся слова», «Путаница», су – джок тренажёры, стимульный материал к нейропсихологическому упражнению «Дорожки», смайлики для рефлексии, музыкальное сопровождение для динамической паузы.

Целевая ориентация:

обучающиеся 3 класса специальной (коррекционной) школы

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся 3 класса, для которого проектируется занятие:

Регулятивные БУД: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать правильность выполнения своих действий. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные БУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях, выделять существенные, общие свойства предметов, делать простейшие обобщения, осуществлять синтез, работать с информацией.

Коммуникативные БУД: вступать в контакт; оформлять свои мысли в устной форме слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные БУД: радоваться своим успехам; проявлять уважительное отношение к собеседнику в процессе занятия.

Форма проведения занятия: групповая.

План – конспект занятия

Мотивационный этап

Задачи этапа: настроить обучающихся на совместную работу, установить эмоциональный контакт с обучающимися.

Психологический настрой.

Упражнение – разминка «Давайте поздороваемся!

Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами! (Педагог предлагает обучающимся встать в круг).

Чтобы наше занятие прошло в тёплой дружеской и радостной атмосфере, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся, но необычным способом.

По моей команде вы будете здороваться друг с другом частями тела: мизинчиками, пальцами ладошками, локтями и ласково говорить: «Здравствуйте!» (Дети по кругу прикасаются разными частями тела друг к другу).

Ребята, а вы знаете, что сказав, «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. В жизни важно, чтобы человек был здоров. И есть такая поговорка «У здорового человека все здорово».

- Пусть наше занятие принесет нам сегодня радость общения. На занятии вас ожидает много разных интересных, необычных заданий, новых открытий.

Зрительная гимнастика

Но перед тем как выполнять задания, давайте выполним гимнастику для глаз:

(тренажёр Базарного В. Ф.).

Цветовые траектории показывают направления движения глаз, зрительную гимнастику начинаем с жёлтой горизонтальной линии под номером 1, затем переходим на вертикальную линию под № 2 и т. д.

t1714398995aa.jpg

2. Ориентировочный этап

Задачи этапа: Развитие антиципации – умения предполагать тему занятия, повышение познавательного интереса к занятию

Постановка учебной проблемы

- Ребята, попробуйте отгадать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на занятии, для этого нужно выполнить следующее задание.

Каждой букве соответствует результат арифметического действия. Решите примеры и расшифруйте слова.

Ь

8+ 4 =


О

15 –5=


Е

7+6 =


З

9 - 6 =


Р

5+9 =


О

18 -8 =


В

8+7 =


Д

11+6 =




3

17

10

14

10

15

12

13










(Здоровье)

​​​​​​​

3. Практический этап

Задачи этапа: Актуализация имеющихся знаний, организовать закрепление материала с помощью практических упражнений, развивать высшие психические функций, организовать самостоятельную деятельность обучающихся.

- Ребята, а что такое здоровье и что значит быть здоровыми? (Ответы детей). Все люди хотят быть здоровым, никому не хочется болеть, пить лекарства и лежать в постели. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну «Здоровье» и попробуем найти ключ к здоровью, а поможет нам в этом карта. Вам необходимо будет выполнять задания, а за правильное их выполнение вы будете получить части ключа. Когда мы найдём все части ключа, то сможем узнать секреты здоровья. Готовы отправиться в путешествие? Тогда подойдите к карте, посмотрите, откуда мы начнём наше путешествие.

Но сначала мы выполним с вами упражнение для пальчиков.

1. Упражнение с су-джок тренажёром по схеме:

t1714398995ab.jpg

2.Нейропсихологические упражнение «Дорожки» (развитие межполушарного взаимодействия)


Проведите по линиям сразу обеими руками (вперёд и назад)t1714398995ac.jpg

Упражнение «Режим дня»

Итак, что изображено на карте? (картинка с изображением режима дня).

А что такое режим дня? (все дела выполняются во время, по времени) Почему так важно соблюдать его? Режим помогает быть дисциплинированным, укрепить своё здоровье, хорошо и качественно выполнить все свои дела и задания.

А теперь давайте выполним упражнение, которое поможет вам запомнить режим дня, по которому должны жить учащиеся. Детям раздаются вразброс карточки с пунктами режима дня, необходимо прикрепить их по порядку на доске:

«ПОДЪЁМ», «ЗАРЯДКА», «ЗАВТРАК», «ДОРОГА В ШКОЛУ», «УРОКИ», «ОБЕД», «ПРОГУЛКА», «УХОД ДОМОЙ», «УЖИН», «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», «СОН».

(выполнение задания).

Молодцы ребята! Вот мы с вами и нашли первую часть ключа здоровья

Как мы его назовём? (Режим дня), дети прикрепляют часть к основе ключа, расположенной на доске. Соблюдение режима дня очень важно для каждого человека, он помогает сохранить свое здоровье.

А теперь давайте посмотрим на карту, в каком направлении нам нужно двигаться дальше, а там изображены фрукты и овощи.

Задание «Путаница»

Названия следующих фантазийных растений составлены из частей слов, обозначающих названия хорошо знакомых овощей и фруктов. Попробуйте определить, какие овощи и фрукты спрятаны в словах.

ЧЕСЛУК (чеснок, лук) БАНАРСИК (банан, персик)

ТЫКБАЧОК (тыква, кабачок) СЛИНОГРАД (слива, виноград)

БАКЛАДОР (баклажан, помидор) ЛИМОКО (лимон, яблоко)

Назовите каждую группу обобщающим словом (овощи, фрукты).

Овощи и фрукты – полезные продукты! Почему? А какие еще полезные продукты вы знаете? (молоко, творог, орехи). А какие продукты могут навредить здоровью? (чипсы, газированные напитки). Замечательно! За правильное выполнение задания вы получаете еще одну часть ключа здоровья, это правильное питание (дети прикрепляют часть к основе ключа, расположенной на доске).

Отправляемся за следующей составляющей ключа здоровья. Смотрим дальше на карту. Кто это? (мальчик) Что он делает? (закаляется).

Динамическое функциональное упражнение «Солнце, воздух и вода»

«Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!» Почему они наши лучшие друзья? Очень важно много гулять, дышать свежим воздухом, принимать водные процедуры, плавать – это всё полезно для нашего здоровья».

А теперь немного подвигаемся, при выполнении упражнения будьте внимательны, вам необходимо запомнить, затем выполнить действие:

«Солнце» - руки вверх

«Воздух» - руки в стороны

«Вода» - руки вперёд.

Эта часть нашего ключа здоровья называется «Закаливание» (прикрепляют к основе ключа)

А какое мы будем выполнять следующее задание, нам поможет карта.

Задание «Сундучок здоровья»

В сундучке - расчёска, мыло, салфетка, носовой платок, зубная паста и щётка, шампунь.

Ребята, вы должны найти предметы на ощупь, не заглядывая в сундучок, рассказать, что это за предмет и для чего он нужен.

 Все эти предметы необходимы для личной гигиены, чтобы ухаживать за собой. Недаром говорят, «Чистота – залог здоровья!».

Молодцы, ребята! За выполнение задания вы получаете следующую часть ключа здоровья. Давайте назовем ее (гигиена). Дети прикрепляют данную часть ключа к основе.

А теперь снова обратимся к карте, какое нас ждёт следующее задание? (картинка - спорт).

Задание «Найди спрятавшиеся слова»

Ребята, а какие виды спорта вы знаете? У каждого на столе – карточки с названием вида спорта, старайтесь не показывать свою карточку соседу. Ваша задача изобразить вид спорта с помощью жестов, остальные ребята должны отгадать.

(Плавание, хоккей, теннис, фигурное катание, футбол)

А теперь в каждой строчке найдите и вычеркните названия спортивного инвентаря, «спрятавшиеся» среди других слов.

Щ

З

К

И

К

О

Н

Ь

К

И

В

О

С

К

А

К

А

Л

К

А

Ж

Э

Г

Ш

Щ

М

Я

Ч

В

Л

Д

Г

Ш

К

Л

Ю

Ш

К

А

Т

И

М

С

Ч

Н

В

Е

Л

О

С

И

П

Е

Д

Ш

К

Н

Г

А

Н

Т

Е

Л

И

Л

З

Т

Н

Л

Ы

Ж

И

В

Н

Б

Р

Н

П

Р

Г

У

Ш

Ф

С

А

Н

К

И

(коньки, скакалка, мяч, клюшка, велосипед, гантели, лыжи, санки)

У вас отлично получилось! За выполненные задания получите ещё одну часть ключа. Как она называется? (спорт). Как вы думаете, зачем нужно заниматься спортом? (чтобы стать быстрыми, выносливыми, сильными). Кто спортом занимается, тот здоровья набирается.

Рефлексивно-оценочный этап

Задачи этапа: Оценивание учащимися собственной деятельности на занятии

Итак, мы с вами выполнили все задания. Но нашей карте остался ещё один пункт (картинка). Это - улыбка. Как вы думаете, почему? А какое у вас сейчас настроение? Хорошее настроение, положительные эмоции – это тоже важная часть здоровья.

Мы с вами нашли все составляющие ключа здоровья, давайте ещё раз их повторим: режим дня, правильное питание, спорт, закаливание, чистота и гигиена и хорошее настроение.

Мне бы хотелось, что бы вы всегда помнили о составляющих ключа здоровья и обязательно соблюдали их.

А теперь оцените свою работу на занятии. Обучающимся предлагается выбрать соответствующие смайлики:

t1714398995ad.jpg

- на занятии мне было очень интересно, у меня все получилось

t1714398995ae.gif

- на занятии у меня не всё получилось, но я старался

t1714398995af.jpg

- тема занятия меня не заинтересовала, мне было трудно ​​​​​​​

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Постойте тихо.

Почувствуйте себя теплым лучиком солнца.

Наше занятие заканчивается, спасибо всем за работу. До новых встреч!»


Список литературы

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе», М: «Творческий центр», 2004

Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007.

Мищенкова Л.В. Развитие познавательных способностей. М.: Издательство «Рост», 20112008, рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», М, Генезис, 2000

Холодова О. Юным умникам и умницам: М.: Росткника, 2008 (рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)

























здоровьеPPTX / 4.09 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.