Конспект коррекционного занятия по развитию речи «Весна»
Составила: учитель-логопед Жукова Наталья Павловна
Цели:
-Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».
-Совершенствование навыка чтения слияний гласных.
-Обучение составлению предложений с опорой на картинки.
-Развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Корзинка с бумажными корабликами, надувной бассейн с водой, цветные карандаши, предметная картинки, массажные мячики.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед раздает детям бумажные кораблики.
Логопед. Вы выбрали разноцветные бумажные кораблики. Они пригодятся вам, когда вы пойдете гулять. Вы сможете пускать их в ручейке, как мальчики на знакомой вам картине. Но сначала прочитайте, что на них написано.
1-й ребенок. Ау.
2-й ребенок. Уа.
3-й ребенок. Иа.
4-й ребенок. Ои.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики».
Логопед. Опустите кораблики в воду. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки
Рис. 26
3. Работа в тетради.
Логопед. Мы с вами поиграли с бумажными корабликами. А теперь посмотрите, какой замечательный кораблик нарисован у вас в тетради. Послушайте стихотворение о нем.
Ручеек бежит, звеня.
Есть скорлупка у меня.
Смастерю кораблик сам
И отправлю по волнам.
Давайте обведем и раскрасим кораблик. Какой карандаш вам понадобится, чтобы раскрасить кораблик?
Логопед. Обведите кораблик и раскрасьте его.
Логопед. Заканчивайте работу. Давайте посмотрим, у кого получился самый красивый кораблик. Расскажите, кому какой кораблик понравился и почему.
Упражнение «Повтори за мной».
Логопед. А теперь посмотрите, как я выполню новое упражнение. Сначала я покажу, как звенит комарик, а потом произнесу звук [а]. Вот так: ззза... Повторите за мной.
Дети. Ззза...
Упражнение повторяется 3—4 раза. Аналогично отрабатывается произношение звука [з] в слогах «зы», «зэ».
5. Пальчиковая гимнастика «Кап, кап...»
Логопед. Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.
6. Игра «Подскажи словечко».
Логопед. А теперь поиграем в знакомую вам игру «Подскажи словечко». Если вы хорошо знаете приметы весны, то вы легко справитесь с этим заданием.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу...
Дети. ...Проталинки.
Логопед. Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась...
Дети. ...Верба.
Логопед. Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась...
Дети. ...Сосулька.
Логопед. Снег в лесу.
Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши, прямо на дорогу
Звонко капает...
Дети. ...Капель.
Логопед. На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лед идет,
Это значит...
Дети. ...Ледоход.
Логопед. Молодцы! Отлично! Похлопайте себе! После вы обведете по точкам и раскрасите веточку вербы и сосульки.
7. Упражнение «Ледоход».
Логопед. Ледоход принес нам вот такие льдинки. На них написаны буквы. Уберите те льдинки, на которых буквы написаны неправильно.
8. Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки).
Логопед. Выберите по картинке, рассмотрите их, расскажите, что вы видите на них.
1-й ребенок. Девочки собирают желтая мать-и-мачеху.
2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в весеннем ручейке.
3-й ребенок. Черные грачи вьют гнезда.
4-й ребенок. По реке плывут большие льдины.
9. Упражнения с массажными мячиками.
Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед. Что вам сегодня показалось самым интересным на занятии? Почему?
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне очень понравилось, как вы занимались. Молодцы! Выберите себе маленькие игрушки.
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Гаврииловна Гончарова