Конспект коррекционного занятия учителя-логопеда «Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья»

0
0
Материал опубликован 3 April 2023

Дехтярь Надежда Сергеевна

Тема занятия: обогащение и уточнение словаря по теме «Семья».

Цель занятия: обогащение и активизация словаря детей по теме «Семья».

Задачи:

Формировать у детей умение отвечать на вопросы, высказывая собственные суждения.

Упражнять в умении правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, моя, мои).

Активизировать в речи прилагательные и глаголы.

Обогащать словарный запас по теме семья.

Воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи.

Материалы и оборудование: карандаши, «поддувалки», картотека пальчиковой гимнастики, картотека артикуляционной гимнастики, сюжетные и предметные картинки; раскраски, разрезные картинки.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цели и задачи

 

Выполняет самостоятельно/с частичной помощью.

Выполняет со значительной помощью.

Не выполняет.

 

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветственное слово логопеда:

Здравствуй! Давай поприветствуем друг друга с помощью улыбки? Молодец!

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика (см.картотеку)

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика (см.картотеку)

Приветствует логопеда. Настраивается на занятие, психологически готовится к общению.

 

 

 

 

 

 

 

Повторяет совместно с логопедом по образцу.

 

 

 

 

Выполняет по образцу совместно с логопедом, далее самостоятельно.

Приветствует логопеда. Настраивается на занятие, психологически готовится к общению.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет со значительной помощью логопеда.

 

 

 

 

Логопед демонстрирует упражнения и пытается вовлечь ребёнка в процесс.

Логопед создаёт эмоциональный контакт. Настраивает ребенка на занятие, психологически готовит к общению.

 

 

 

 

 

Выполняет с помощью логопеда. Способ рука-в-руке.

 

 

 

Действие выполняет логопед.

Мотивация учащегося к совместной учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки с помощью пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

 

Развитие координации движений и мелкой моторики, улучшение речи, памяти, внимания.

 

 

Развитие артикуляционного аппарата, выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместное формулирование темы занятия.

 

 

 

 

 

Постановка целей занятия

Рассматривание альбома «Семья».

Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
Кто старше всех в семье? Кто младше всех в семье?
Где на картинке дети? Кто здесь взрослые?

 

Молодец! Хорошо справился!

Итак, мы с тобой поиграли в интересные игры, значит, темой нашего сегодняшнего занятия будет «….»

На сегодняшнем занятии мы будем с тобой заниматься активизацией и актуализацией словаря по теме, уточнение понимания родственных отношений.

Ребенок рассматривает альбом.

 

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивает тему совместно с логопедом.

Цели занятия формирует совместно с логопедом или логопед формирует самостоятельно.

Логопед демонстрирует альбом.

 

 

 

 

 

 

Логопед сам демонстрирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед формулирует самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед выполняет самостоятельно.

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует альбом.

 

 

 

 

 

 

Логопед сам демонстрирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед формулирует самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед выполняет самостоятельно.

 

Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

 

Этап совместной работы по теме занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания

Игра “Кто кем приходится?”

Логопед задает вопросы:
Кто девочка для мамы?
Кто мальчик для мамы?
Кто мальчик для девочки?
Кто мама для папы?
Кто девочка для дедушки?
Кто мальчик для бабушки?
Кто мама для бабушки?
Кто папа для мамы?
Кто папа для бабушки?

 

Игра “Кто старше (младше)?”
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

 

Игра «Собери картинку».

Логопед: У тебя на парте лежат кусочки картинки, нужно собрать их в одно целое. Молодец, отлично справился!

Игра “Наоборот” (по картинкам).
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

Хорошо, умничка!

 

Игра “Кто чем действует”.(по картинкам)
Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
Девочка рисует карандашом.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Прокати карандаш», «Понюхай цветок»

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает (дочка)

 

(сын)

 

(брат)

 

(жена)

 

(внучка)

 

(внук)

 

(дочь)

 

(муж)

(сын)

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок складывает самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнок находит соответствующие картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнок показывает соответствующую картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По образцу ребенок выполняет упражнение.

 

 

 

 

Действие выполняется ребенком со значительной помощью логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется со значительной помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется со значительной помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует картинки. Показываем отгадки способом рука-в-руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует упражнение.

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие выполняется логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует упражнение.

 

Формирование понимания обращенной речи;

формирование навыка звукоподражания.

Расширять активный словарь.

Стимулирование речевой активности.

Закрепление представлений о родственных связях.

Научить различать пол и возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать понятие семья; научить употреблять союз а;

уточнять знания детей о родственных связях, через рассматривание сюжетных картинок, посредством игры; продолжать знакомить детей с понятием «семья»; развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской деятельности, посредством игры; развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания; увеличение объёма дыхания; нормализация дыхательного ритма; активизация целенаправленного ротового выдоха.

Упражнения на снятие напряжения и физическая разминка

 

Давай немного отдохнем.

Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Вот мы руки развели,
Вот мы руки развели, 
Словно удивились, 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь, 
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим. 
Поворачиваясь вправо, 
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще 
Через левое плечо!

Гимнастика для снятия напряжения с глаз (см.картотеку)

Ребёнок слушает, смотрит.

Выполняет действие совместно с логопедом по образцу.

 

 

 

 

 

(Наклонились, выпрямились) 

 

 

(Выдох, вдох)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По образцу логопеда ребенок выполняет упражнение.

Действие выполняется со значительной помощью логопеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие показывает логопед.

Логопед демонстрирует упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие показывает логопед.

 

Выполнение упражнений на снижение зрительного напряжения.

Предупреждение преждевременного утомления и снятие мышечного тонуса.

Закрепление знаний и способов действий.

Тебе понравилось сегодняшнее занятие?

Игра “Запомни и скажи” (по картине)
Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
Сколько человек на картине? (5)
Где сидят дети? (на полу, у стола)
Чем играют дети? (кубиками)
Что висит на стене? (картина)
Что делает бабушка? ()
Что у мамы в руках? ()
У папы усы или борода? ()

Раскрашивание картинки «Семья».

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает

на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок выполняет самостоятельно.

 

 

 

 

 

Логопед проговаривает самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняем способом рука-в-руке.

 

 

 

 

 

Логопед проговаривает самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

Закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

Этап рефлексии

Занятие подходит к концу, ты хорошо поработал и сейчас можешь подойти к столу и выбрать себе понравившуюся картинку, которая будет олицетворять твоё настроение.

(перед ребенком лежат картинками смайликов с разным настроением)

Ребенок подходит к столу и выбирает смайлик самостоятельно (или с частичной помощью логопеда)

Традиционное прощание: жест «до свидания», улыбка.

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

Действие выполняет логопед.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации