Конспект кружкового занятия «В мире литературы» на тему «Образ Снегурочки в одноименной пьесе А.Н. Островского. Характеристика героини. Образ Снегурочки в разных видах искусства»

4
0
Материал опубликован 28 May 2023 в группе

презентация к урокуPPT / 9.4 Мб

/data/files/y1685284140.ppt (презентация к уроку)Конкурсная работа

«Читатель 21 века»

номинация «К 200-летию А.Н Островского. А.Н.Островский в школе»





Конспект кружкового занятия «В мире литературы»

на тему «Образ Снегурочки в одноименной пьесе А.Н.Островского. Характеристика героини. Образ Снегурочки в разных видах искусства»

(длительность занятия: 2 урока, возрастная категория учащихся: 7 класс)




разработка

учителя русского языка и литературы

Усачевой Н.П.














Цели занятия:

предметные УУД: знакомство с некоторым фактами биографии А.Н. Островского, оказавшими влияние на формирование таланта драматурга; с творческой и сценической историей пьесы «Снегурочка»; с источниками, послужившими основой пьесы-сказки; знакомство с образом Снегурочки в разных видах искусства.

метапредметные:

регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, работа в группах, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами

познавательные УУД:формирование личностной рефлексии, поиск и выделение необходимой информации

подготовительный этап к проведению кружкового занятия: прочтение произведение А.Н.Остовского «Снегурочка», работа в группах (поиск информации в соответствии с заданием группы, представление итога работы на занятии).

Запланированные группы: «Лингвисты» (поиск информации о происхождении слова «Снегурочка»), «Художники» (образ Снегурочки в изобразительном искусстве), «Журналисты» ( изучение биографии А.Н.Островского), «Историки моды» (наряды, разработанные для инсценировки пьесы «Снегурочка»), «Кинематография» ( экранизации), «Искусствоведы» (образ Снегурочки в разных видах искусства).







После вступительного слова учителя свою работу начинают представлять группы учащихся, демонстрируя итоги работы над заданной темой.

1.Работа первой группы "Журналисты".

Необычна форма представления изученного материала ( биография Островского) : интервью журналиста с Островским.

Журналист: Расскажите, пожалуйста, о своей семье, родителях, о своем образовании.

А.Н.Островский:Родился я 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда мне было 8 лет. И отец женился снова. Кроме меня, в семье было еще трое детей. Сначала получал образование дома. У моего отца была большая библиотека, благодаря чему я стал читать русскую литературу и полюбил ее. В 1835 году , как тогда и было заведено, по окончании домашнего обучения продолжил учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако увлекся театром, литературой, да так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде. Здесь, кстати, и подсмотрел прототипы героев своих пьес.

Журналист: Но как в Вашей жизни появился театр?

Островский:Я начал писать пьесы, первую написал в 1846 году , называлась она "Несостоятельный должник", а в 1849 году пьеса "Свои люди-сочтемся!" принесла литературный успех. Это вселило уверенность, пьесы довались мне легко, а позже я основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

В моем Доме часто бывали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие. С 1874 года я воглавлял Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, а с 1885 года возглавил театральное училище и стал заведующим репертуара театров Москвы.

Журналист: Вот это да! Так Вы выбирали, что можно ставить на сцене, что будут смотреть зрители, Вы , в какой-то мере, формировали культурную жизнь столицы!

Островский: Да, это в какой-то мере так.

Журналист: Моя любимая пьеса -"Снегурочка", расскажите, пожалуйста, об истори ее создания.

Островский: В 1873 году Малый театр закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра. Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились ко мне . Я с удовольствием принял данное предложение. Вместе с молодым и бесконечно талантливым Петром Чайковским мы создает ярчайшее произведение.

Журналист: Все ли Ваши мечты сбылись, всего ли Вам удалось достичь?

Островский: Я очень мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучаться актерскому мастерству, но моим планам не суждено было сбыться.

Заключительное слово :

Островский, несмотря на то, что Островский много работал, занимал ответственную должность, денге за работу он получал очень мало, поэтому его семья жила бедно. Вторая жена подарила ему шестеро детей! Но, к сожалению, никто из них не добился славы своего отца и не стал продолжателем его славных дел!

Слово учителя:

- Сегодня мы будем говорить о пьесе Островского "Снегурочка", эта пьеса была написана в 1873 году, работа над пьесой заняла несколько месяцев с февраля по март, в день своего пятидесятилетия Островский окончательно завершил работу над пьесой. Откуда такое название пьесы? Что обозначает слово "Снегурочка", каково происхождение и значение этого слова.

Отчет о проделанной работе представляет вторая группа "Лингвисты":

Происходит от существительного , далее от праслав. *sněgъ снег.Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А.Н.афанасьевым во втором томе его труда “Поэтические воззрения славян на природу»: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега». В сказке старик и старуха лепят куклу из снега и она оживает, а летом девушка идёт с подругами в лес и тает.

________________________________________________________________

Слово учителя: Образ Снегурочки интересовал не только писателей, но и художников.

Отчет третьей группы "Художники": рассказывают об особенностях образа Снегурочки в живописи, образ Снегурочки в советское и в наше время.

История работ Васнецова и Перова, Рерих, Врубель

История образа Снегурочки на новогодних открытках.

В 1885 году Виктор Васнецов занимался оформлением оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной опере.

В 1899 году Виктор Васнецов прогуливался лунной ночью по зимнему саду. Глубокие сугробы и засыпанные снегом ветви всколыхнули в нём воспоминания об опере, и на следующий день он написал картину «Снегурочка — дитя Мороза и Весны».

Михаил врубель написал свою картину «Снегурочка» в 1890 году. Художнику были заказаны экскизы костюмов к опере «Снегурочка». Главная героиня особенно интересовала мастреа. Героиню художник изобразил в момент появления на глазах у людей..

Василий Перов назвал свою картину «Тающая Снегурочка» в 1849 году, это иллюстрация к пьесе Островского «Снегурочка».

Николай Рерих в 1921 году рисовал тоже именно персонажа оперы-Снегурочку, а также его возлюбленного по имени Лель.

На оперном образе основана и картина Бориса Зворыкина «Снегурочка», написанная в 1925 году.

В 60-х годах возвращается мода на открытки, которые люди отправляли друг другу с поздравлениями и пожеланиями.Самыми популярными при этом являлись новогодние открытки, приобрести которые можно было на почте и в книжном магазине.

Снегурочка на новогодних открытках СССР смотрится великолепно. На некоторых открытках она изображается вместе с Дедом Морозом, на других предстаёт со зверюшками, помогающими устраивать праздник для детей Снегурочке. Некоторые открытки содержат эпизоды из советских мультфильмов.

Слово учителя: Действительно, образ Снегурочки был интресен в разные времена, по-разному представляли ее наряд не только художники, но и те, кто отвечал за костюмы актеров на сцене во время инсценировки пьесы «Снегурочка».

Четвертая группа "Костюмеры": рассказывают об особенностях костюма.

Костюм Снегурочки состоит из рубахи и сарафана. Рубахи девушки и женщины на Руси носили длинные, преимущественно белого цвета, сшитые из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления; декор и цветовая гамма в каждой российской губернии были свои, неповторимые.


В старинных рубахах преобладали узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитями, а со второй половины XIX века шире использовались разнообразные тканые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки. Узор располагался в основном у ворота, оплечья, рукавов и подола, так как являлся не только украшением, но и оберегом от злых сил.

____________________________________________________________________

Слово учителя:

-Большая предварительная работа была проделана, теперь перейдем к анализу самой пьесы Островского. Работают все группы.

вопросы, таблицы, синквейн

-Кто родители Снегурочки? Дайте краткую характеристику этих героев.

Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

- Где живет Снегурочка, что такое "берендеево царство"?

Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж.

-Почему Снегурочка не выбирает никого из берендеев?

Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их.

- Сможет ли Снегурочка полюбить? Кто ее поможет?

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное. Снегурочка полюбит Леля.

- Что станет со Снегурочкой? Почему с ней случилась беда?

Полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир.

- Удивителен образ Мизгиря. Что это за герой? Любит ли он Снегурочку, за что он изгнан из цартсва берендеев?

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Какой конфликт в центре пьесы?

В пьесе выражен любовный конфликт. Мизгирь бросает Купаву ради Снегурочки, но та его не любит. Её влечёт к Лелю, которому не нужна её «детская любовь». Пьеса завершается торжеством любви. Те, кто её достоин, кто способен любить искренне и по-настоящему, обретают счастье. Купава и Лель остаются вместе.


Внутренний конфликт в душе Снегурочки заключается в её неспособности любить (так как она не человек, а дитя двух стихий) и желании узнать это чувство, даже если оно грозит ей гибелью.


В пьесе также прослеживается конфликт сверхъестественных сил. Скрытое противостояние холода и тепла, зимы и весны находит проявление в том, что Ярило сердится на берендеев и не является им уже много лет.


Противостояние холода и тепла — развёрнутая метафора борьбы человеческих чувств. Неслучайно Ярило сердится на людей, по мнению царя Берендея, за «остуду» в их сердцах.

Сопоставим сказку Афанасьева и Островского (заполнение таблицы)

Для наглядности и удобства мы составили таблицу.


Образ Снегурочки в русских народных сказках

Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского

Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость.

Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны.

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют  Снегурочку, хотят разбогатеть).

В народных сказках героиня борется с силами зла.

В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела».

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.  

По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают».

Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви».


Слово учителя:

- Пьесу, сказку «Снегурочка» можно увидеть на сцене театров, на экранах.

Группа "Кинематографы".

Рассказывают о фильме "Снегурочка”.

Пьеса имеет также несколько кинематографических воплощений. В 1968 году режиссёр Павел Кадочников снял одноимённый фильм. Декорации к нему — целая деревня берендеев — были построены на берегу реки Меры и на территории имения А. Н. Островского в Щелыково (Костромская область, Островский район). По окончании съёмок терема́ перевезли в Кострому. Парк, где они стояли, и сегодня носит название «Берендеевка», а Костромская земля считается родиной Снегурочки.

Сюжет пьесы также положен в основу мультипликационного фильма 1952 года режиссёра Ивана Иванова-Вано и кукольной кинопостановки 2006 года Марии Муат.

Группа «Искусствоведы»

Римский-Корсаков впервые познакомился с произведением Островского в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, "словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту". Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера "Снегурочка". К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский. Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели.

Итоги занятия

1. беседа по итогам урока(что было интересно, что нового узнали, работа какой группы заинтересовала больше всего...)

2. составление синквейна.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.