Конспект логопедического занятия для дошкольников с ТНР подготовительного к школе возраста «В стране Словосложении»

3
2
Материал опубликован 2 February 2020 в группе

Конспект коррекционно –развивающей образовательной деятельности по формированию лексико –грамматических категорий у дошкольников подготовительной к школе группы с ТНР «Словосложения – страна сложных слов».

Учитель –логопед ГБОУ Школа №1482 г. Москвы

Баронова Вероника Вячеславовна

Тема: «Образование сложных слов из двух основ».

Цели:

Коррекционно – образовательные: Закрепить навык образования сложных слов из двух основ. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Закрепить навык использования предлогов «между», «под», «над» в образовании Творительного падежа существительных. Актуализировать словарный запас по различным лексическим темам: «Транспорт», «Профессии», «Электроприборы», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные», «Птицы». и др.

Коррекционно – развивающие: Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры. Закреплять навык чтения. Развивать пространственную ориентировку, мышление, память, внимание.


Коррекционно –воспитательные: Воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих.

Оборудование: Презентация «В стране Словосложении», картонные «пирожки» с прозрачными кармашками и предметные картинки ягод и фруктов, пособие «Составь новое слово» (Пособие представляет собой открытку – раскладушку, лицевая сторона которой состоит из двух скрепленных между собой частей, на каждой половине напечатаны те слово, сложив которые, дети получат новое сложное слово. Чтобы проверить правильность выполнения задания, дети раскрывают открытку, внутри прячется правильный ответ – картинка и получившееся слово).


Ход деятельности.

1. Организационный момент.  

Логопед: Ребята, сегодня мы побываем на экскурсии в удивительной стране – Словосложении. (Слайд № 2. Карта страны Словосложении) Как вы думаете, почему у нее такое название? (Ответы детей) Действительно, в этой стране находятся предметы, названия которых образованы сложением двух слов или их частей, поэтому названия получаются сложные, длинные. А вот и схема, напоминающая, каким образом получаются такие слова. (Слайд №3. На слайде два прямоугольника, черный и полосатый, соединив их между собой, получаем одно сложное слово из этих двух основ).

2. Основная часть.

Логопед: Начинаем экскурсию! В Словосложении множество дорог, и по ним передвигаются различные транспортные средства. Рассмотрим их. Но помните, что названия образованы из двух слов. 

Дети рассматривают транспортные средства и озвучивают свои версии образования названий. После высказывания версий на слайде появляется расшифровка названия. Дети проверяют правильность ответов. Слайды № 4-15.

Самолет – «сам», «летает».

Паровоз- «пар» и «возить», возит за счет пара.

Цементовоз – «цемент», «возить».

Молоковоз – «молоко», «возить».

Бензовоз – «бензин», «возить».

Лесовоз – «лес», «возить».

Водовоз – «вода», «возить».

Мусоровоз – «мусор», «возить».

Муковоз – «мука», «возить».

И др. названия.

Логопед: Скажите, а может в Словосложении передвигаться машина, такси, поезд? Почему?

Дети: Нет, эти названия не из двух слов.     

Логопед: Назовите воздушный, водный и наземный транспорт Словосложении.

Дети называют.

Логопед: Ребята, нам предстоит поездка в фермерское хозяйство. Как вы думаете, на чем удобнее всего добираться? Есть ли такое транспортное средство, которое везде пройдет?

Дети: Да, вездеход.   

Логопед: Почему именно он?       

Дети: Вездеход – он же «везде», «проходит». Слайд № 17.

Логопед: Правильно! Расскажите, как мы поедем по Словосложении.

Дети смотрят на слайд №18 и рассказывают, используя предлог «между».

Дети: Вездеход проехал между горами, между домами, между …. и т.д..

Логопед: И вот мы и в фермерском хозяйстве. Слайд №Рассмотрим, кто там работает и кто обитает.     


3. Экскурсия на ферму.

Логопед: Посмотрите, вот свиньи. Слайд № 20. Кто за ни ми ухаживает, кто разводит? «Свинья» и «разводит»: какое название профессии получится?

Дети: Свиновод! (ответ на слайде появляется после того, как дети предложат свои варианты).

Аналогичным образом образуют названия профессий: «коневод», «кроликовод», «овцевод». Слайды №21-23.

Логопед: А дальше мы видим сады, огороды, цветники… Кто же там работает? Слайд № 24-26.

Варианты детей.

Логопед: «Сад» и «разводит» … Возьмем частичку «вод» из второго слова, получится «садовод».

На слайде появляется подсказка.  

Далее подобным образом разбираются слова «овощевод», «цветовод».

Логопед: Что выращивают в огороде? (овощи) Назовите овощи.   как же называется профессия работника. который выращивает овощи?  «Овощи» и «разводит» … Возьмем частичку «вод» из второго слова, получится «овощевод».

  

4.В магазине «Домосед. Всё для дома». Ориентировка в пространстве плоскости. Закрепление предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ.

Логопед: Отправляемся дальше. А вот и магазин «Домосед. Всё для дома». Слайд №27.

Почему он так называется? Из каких слов образовано?

Дети: «Дом» и «сидит», кто находится или сидит дома – домосед!

Логопед: Правильно! В этом магазине товары для дома. Посмотрите на полки. Слайд № 28.

Назовем предметы быта и подумаем, как и почему они называются. Посмотрите на верхнюю полку. Что там?

Дети рассматривают предметы и с помощью логопеда объясняют названия. Кофемолка – «кофе», «молоть». Пароварка – «пар», «варить», «варит на пару». Мясорубка – «мясо», «рубить».

Логопед: А что находится под этой полкой?

Дети думают над названиями, объясняют, как образовались названия. Соковыжималка – «сок», «выжимать». Овощечистка – «овощи», «чистить». Яйцерезка – «яйцо», «резать».

Логопед: А что находится под этой полкой? На нижней?

Дети объясняют, как образовались названия.  Пылесос– «пыль», «сосать». Мышеловка – «мышь», «ловить». Хлебопечка – «хлеб», «печь».

Логопед: А теперь расскажите, где, между чем, находится мышеловка.

Дети: Между пылесосом и хлебопечкой.

Логопед: А теперь расскажите, где, между чем, находятся пароварка, овощечистка. (Дети отвечают на вопрос, используя предлог МЕЖДУ)

Логопед: Что находится ПОД верхней полкой? А что НАД нижней?  

Дети отвечают на вопросы, используя предлоги НАД, ПОД.

Логопед: А теперь скажите, что находится в левом верхнем углу? В правом нижнем?  


5.  Физкультминутка «Пешеход».

Логопед: Да, ребята, мы уже покатались на вездеходе, скоро пойдем в зоопарк как пешеходы. А почему такое название – «пешеход»?

Дети: Это тот, кто ходит пешком: пешком ходит, пеший ход –получается «пешеход».  

Далее дети выполняют движения за логопедом по тексту. 

Пеше, пеше, пешеход!

Начинаем наш поход!

Чтоб ногам не уставать,

Будем их тренировать.

Вот погладим их немножко

И присядем «на дорожку».

Приседаем, приседаем,

Ноги наши разминаем…

Потянулись, потянулись,

И к дорожке вниз нагнулись.

Отдохнули? Распрямились

И в дальнейший путь пустились.

(В.Баронова)

      

6. В зоопарке.

Логопед: А вот и зоопарк. Слайд №29.

Кстати, это слово образовалось из двух слов «зоо» (жизнь, живое, животные) и «парк». Познакомимся с обитателями. Слайды №30 -35. Кто это, как получилось его название? Из каких двух слов?

Дети с помощью логопеда размышляют над названиями.

«Нос» и «рог» -носорог.

«Земля» и «рыть» - землеройка.

«Утка» и «нос» - утконос.

«Муравей» и «ест» - муравьед.

«Овца» и «бык» - овцебык.

«Лира» (струнный музыкальный инструмент) и «хвост» - лирохвост.


7. Кафе «Сладкоежка». Слайды №36-37.

Логопед: Мы долго гуляли. Пора и перекусить. Зайдем в кафе «Сладкоежка». Какой запах! (Дети выполняют несколько дыхательных упражнений: вдыхают носом, выдыхают через рот) 

А подумайте, почему называется «Сладкоежка»? Из каких двух слов образовано?

Дети: «Сладкое» и «есть», получилось «сладкоежка».

Логопед: Да, правильно! На вывеске нарисован самовар. Это слово тоже из двух слов-основ. Каких?  Почему он так называется?

Дети: Он сам варит, поэтому «самовар».       

Логопед: Но и пирожки непростые, у них двойная начинка: из двух ягод или фруктов и ягод. «Напеките» пирогов с двойной начинкой и расскажите, какая она.

Детям раздают картонные пирожки с прозрачным кармашком. В него они вкладывают предметные картинки фруктов и ягод (две картинки) и говорят название начинки: яблочно-вишневая, грушево-сливовая и др..

Логопед: Подкрепились? В путь!


8. Мастерская «Самоделкин». Слайд №38.

Логопед: А вот и мастерская. Называется она – «Самоделкин». Как образовалось слово? Из каких слов?

Дети: «Сам» и «делает», получилось «Самоделкин».   

Логопед: И мы сами сделаем новые слова из двух основ. Прочитайте слова и образуйте одно!

Раздаются открытки, на лицевой стороне которых напечатаны два слова. Дети их читают и образуют новое слово. Картинка и получившееся слово прячется внутри открытки, чтобы можно было проверить правильность ответа.      

Логопед: А вот какая –то таинственная записка… Слайд № 39. Детали букв сломались и потерялись. Давайте «починим» буквы и прочитаем содержание.

В записке необходимо узнать буквы, добавив одну деталь у отдельных букв, и прочитать: «Молодцы! Спасибо! До встречи!».

Логопед: Да, ребята, наши приключения в стране Словосложении заканчиваются! Пора возвращаться в наш любимый сад. 


9.  Рефлексия.

Логопед: Понравилось ли вам приключение? Какие слова вам запомнились? В чем их необычность? А открытки оставьте на память о нашей экскурсии в Словосложению!       

  


Список литературы.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн.2. М.: ТЦ Сфера, 2006.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ,1999.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.



Словосложения - страна сложных слов
PPTX / 51.36 Мб






6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой в конкурсе!

21 March 2020

Спасибо! Уууррраррра!

21 March 2020

Похожие публикации