Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. «Путешествие на розовое море»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. «Путешествие на розовое море».
Составитель:
учитель-логопед
Белова Е.Д.
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
закреплять умение охарактеризовывать звук по акустико – артикуляционным признакам;
упражнять в выполнении звуко-слогового анализа слова;
закреплять умение дифференцировать гласные и согласные буквы;
закреплять умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
тренировать навык определения границ предложения из сплошного текста;
совершенствовать умение согласовывать прилагательное+существительное.
Коррекционно - развивающие:
развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: ракушки, песочница с песком, зеркало, изображение розового моря, картинки символы для артикуляционной гимнастики, аудиозапись «Шум моря», очки с розовыми линзами, дидактические пособия «Кораблики», «Почини зонтик», «Магнитная рыбалка», цветные пластиковые вёдра, веер, послание пирата (шрифт без засечек), магниты.
Ход занятия
Организационный момент.
Л.: Коля, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.
Р.: Здравствуйте!
Л.: Проходи, садись на место.
Послушай, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И скорее приступим к работе.
Л.: Попробуй отыскать в песке предметы и догадаться по ним куда мы сегодня отправимся.
Ребёнок раскапывает, рассматривает ракушки, сообщает тему, которой объединены предметы, ракушки.
Р.: Мы отправимся на море.
Л.: Ты угадал, мы совершим путешествие на море.
Закончи в рифму стихотворение
Море шепчет не грустите,
Лучше в гости приходите.
Много у меня игрушек,
Замечательных ракушек.
Л.: Какой звук первый в слове Ракушки?
Р.: Первый звук в слове ракушки – [Р].
Л.: Верно. И сегодня мы повторим слоги, слова и предложения со звуком [Р]. А для того, чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давай вспомним упражнения для языка. Смотри на картинки и выполняй упражнения под счёт до 10.
Упражнение «Заборчик». Губы в улыбке, зубы видны.
Упражнение «Грибочек». Рот открыт, «приклеить» присосать язык к нёбу.
Упражнение «Качели». Кончик языка упирается то в бугорки за верхними зубами, то за нижними.
Упражнение «Лошадка». Щёлкаем языком медленно и напряжённо.
Упражнение «Дятел». Стучим языком как дятел по стволу дерева: д-д-д…
Основная часть:
Л: Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Р]. Когда мы его произносим что делают губы? – Улыбаются. Зубы сжаты или разомкнуты? – Разомкнуты. Кончик языка поднят или опущен? – Поднят.
Л.: Напомню, это единственный звук, при котором кончик языка дрожит. Давай вместе произнесем р – р – р!
- Какой это звук гласный или согласный? (звуковая схема)
- Звонкий или глухой? Как мы определяем?
- Твердый или мягкий?
- Какой буквой на письме обозначается звук [Р]?
- Звук [Р] на письме обозначается буквой Эр.
Л.: Ты готов отправиться в путешествие?
Р.: Да!
Л.: Тогда наберём побольше воздуха, заведем мотор и начинаем движение (проводи пальчиком по дорожке). Рррррррррр.
И вот мы уже на розовом море. Розовое море — это название пляжа на острове Харбор. Особый оттенок водам придаёт пляжный песок, который состоит из розовых панцирей микроорганизмов.
Как и все отдыхающие, отправимся на пляж, где мы позагораем, а для того, чтобы не обгореть на солнышке, нам нужен, что?
Р.: Зонт.
Упражнение «Почини зонтик»
Л.: Верно. Но зонт сломан и починится он, если ты соединишь букву Р (эр) только с буквами, соответствующими гласным звукам. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [р].
Ребёнок проводит линии, читает получившиеся слоги.
Упражнение «Розовые очки».
Л.: Давай сядем поудобнее, наденем розовые очки, чтобы не только море, но и всё вокруг стало красивого, розового цвета. Назови розовые предметы вокруг тебя.
Ребенку предлагается надеть очки с розовым цветом стекла и называть картинки (словосочетания), выделяя заданный звук.
Упражнение «Рыбалка»
Л.: Позагорали немного, а теперь перейдём к активному отдыху – рыбалке. Лови рыбок, читай слова на обратной стороне. Если звук [Р] стоит в начале слова, клади рыбку в красное ведро, если звук [Р] в конце слова – в жёлтое.
Ребёнок выполняет задание.
Л.: Отличный улов. Пора вернуться на берег.
«Пароходы»
Л.: Посмотри, а что это плывёт по морю?
Р.: Это пароходы.
Л.: Пароходы могут быть однопалубными, как первый, двухпалубными, как второй и трехпалубными, как третий.
Слова с одним слогом поплывут на первом пароходе. Слова с двумя слогами на втором, а с тремя на третьем.
Бутылка с посланием.
Л.: Молодец. Коля, посмотри, что там виднеется?
Р.: Сеть, а в ней бутылка с посланием.
Л.: Совершенно верно, открой бутылку, давай прочитаем послание, узнаем от кого оно.
Ребенок вынимаем письмо с отсутствием точек.
Л.: Коля, я думаю послание много лет было на дне моря и все точки стёрлись, попробуй прочитать письмо и отделить точками предложения.
Ребёнок читает письмо, ставит точки. Далее следуем инструкции в письме (мини квест). Переходим от одной подсказки к другой.
Пиратский квест
Какое слово соответствует цветовой схеме: редис, рама или рак.
Обрати внимание на количество звуков, на мягкость согласных.
Зачеркни все неверные буквы в слове. Какое слово получилось?
Переставь буквы так, чтобы получилось слово.
В Е Р О Д
Восстанови буквы.
В книге «ПИШЕМ вместе с азбукой» открыть с.57 и найти четвёртое слово в первой строке (Сундучок).
Л.: Сокровища совсем рядом, они в сундучке.
Итог занятия.
Л.: Тебе понравилось путешествие?
Р.: Да.
Л.: Теперь нам нужно возвращаться обратно в школу. Заводим мотор! Р – р – р! 1,2,3,4,5 поехали! Какое задание тебе понравилось и запомнилось?
Ребёнок отвечает.