Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. «Путешествие на розовое море»

0
0
Материал опубликован 29 October

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. «Путешествие на розовое море».



Составитель:

учитель-логопед

Белова Е.Д.


Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

закреплять умение охарактеризовывать звук по акустико – артикуляционным признакам;

упражнять в выполнении звуко-слогового анализа слова;

закреплять умение дифференцировать гласные и согласные буквы;

закреплять умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

тренировать навык определения границ предложения из сплошного текста;

совершенствовать умение согласовывать прилагательное+существительное.

Коррекционно - развивающие:

развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: ракушки, песочница с песком, зеркало, изображение розового моря, картинки символы для артикуляционной гимнастики, аудиозапись «Шум моря», очки с розовыми линзами, дидактические пособия «Кораблики», «Почини зонтик», «Магнитная рыбалка», цветные пластиковые вёдра, веер, послание пирата (шрифт без засечек), магниты.



Ход занятия

Организационный момент.

Л.: Коля, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.

Р.: Здравствуйте!

Л.: Проходи, садись на место.

Послушай, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря

И скорее приступим к работе.

Л.: Попробуй отыскать в песке предметы и догадаться по ним куда мы сегодня отправимся.

Ребёнок раскапывает, рассматривает ракушки, сообщает тему, которой объединены предметы, ракушки.

Р.: Мы отправимся на море.

Л.: Ты угадал, мы совершим путешествие на море.

Закончи в рифму стихотворение

Море шепчет не грустите,
Лучше в гости приходите.
Много у меня игрушек,

Замечательных ракушек.

Л.: Какой звук первый в слове Ракушки?

Р.: Первый звук в слове ракушки – [Р].

Л.: Верно. И сегодня мы повторим слоги, слова и предложения со звуком [Р]. А для того, чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давай вспомним упражнения для языка. Смотри на картинки и выполняй упражнения под счёт до 10.

Упражнение «Заборчик». Губы в улыбке, зубы видны.

Упражнение «Грибочек». Рот открыт, «приклеить» присосать язык к нёбу.

Упражнение «Качели». Кончик языка упирается то в бугорки за верхними зубами, то за нижними.

Упражнение «Лошадка». Щёлкаем языком медленно и напряжённо. 

Упражнение «Дятел». Стучим языком как дятел по стволу дерева: д-д-д…



Основная часть:

Л: Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Р]. Когда мы его произносим что делают губы? – Улыбаются. Зубы сжаты или разомкнуты? – Разомкнуты. Кончик языка поднят или опущен? – Поднят.

Л.: Напомню, это единственный звук, при котором кончик языка дрожит. Давай вместе произнесем р – р – р!

  Какой это звук гласный или согласный? (звуковая схема)

  Звонкий или глухой? Как мы определяем?

-  Твердый или мягкий? 

- Какой буквой на письме обозначается звук [Р]?

- Звук [Р] на письме обозначается буквой Эр.

Л.: Ты готов отправиться в путешествие?

Р.: Да!

Л.: Тогда наберём побольше воздуха, заведем мотор и начинаем движение (проводи пальчиком по дорожке). Рррррррррр.

И вот мы уже на розовом море. Розовое море — это название пляжа на острове Харбор. Особый оттенок водам придаёт пляжный песок, который состоит из розовых панцирей микроорганизмов.

Как и все отдыхающие, отправимся на пляж, где мы позагораем, а для того, чтобы не обгореть на солнышке, нам нужен, что?

Р.: Зонт.

Упражнение «Почини зонтик»

Л.: Верно. Но зонт сломан и починится он, если ты соединишь букву Р (эр) только с буквами, соответствующими гласным звукам. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [р].

Ребёнок проводит линии, читает получившиеся слоги.

Упражнение «Розовые очки».

Л.: Давай сядем поудобнее, наденем розовые очки, чтобы не только море, но и всё вокруг стало красивого, розового цвета. Назови розовые предметы вокруг тебя.

Ребенку предлагается надеть очки с розовым цветом стекла и называть картинки (словосочетания), выделяя заданный звук.

Упражнение «Рыбалка»

Л.: Позагорали немного, а теперь перейдём к активному отдыху – рыбалке. Лови рыбок, читай слова на обратной стороне. Если звук [Р] стоит в начале слова, клади рыбку в красное ведро, если звук [Р] в конце слова – в жёлтое.

Ребёнок выполняет задание.

Л.: Отличный улов. Пора вернуться на берег.

«Пароходы»

Л.: Посмотри, а что это плывёт по морю?

Р.: Это пароходы.

Л.: Пароходы могут быть однопалубными, как первый, двухпалубными, как второй и трехпалубными, как третий.

Слова с одним слогом поплывут на первом пароходе. Слова с двумя слогами на втором, а с тремя на третьем.

Бутылка с посланием.

Л.: Молодец. Коля, посмотри, что там виднеется?

Р.: Сеть, а в ней бутылка с посланием.

Л.: Совершенно верно, открой бутылку, давай прочитаем послание, узнаем от кого оно.

Ребенок вынимаем письмо с отсутствием точек.

Л.: Коля, я думаю послание много лет было на дне моря и все точки стёрлись, попробуй прочитать письмо и отделить точками предложения.

Ребёнок читает письмо, ставит точки. Далее следуем инструкции в письме (мини квест). Переходим от одной подсказки к другой.


Пиратский квест


Какое слово соответствует цветовой схеме: редис, рама или рак.

Обрати внимание на количество звуков, на мягкость согласных.







Зачеркни все неверные буквы в слове. Какое слово получилось?


Переставь буквы так, чтобы получилось слово.


В Е Р О Д


Восстанови буквы.


t1730195972ac.png

t1730195972ad.png



t1730195972ae.png

t1730195972af.png


t1730195972ag.png

t1730195972ah.png



t1730195972ai.png

t1730195972ac.png


В книге «ПИШЕМ вместе с азбукой» открыть с.57 и найти четвёртое слово в первой строке (Сундучок).


Л.: Сокровища совсем рядом, они в сундучке.


Итог занятия. 


Л.: Тебе понравилось путешествие?

Р.: Да.

Л.: Теперь нам нужно возвращаться обратно в школу. Заводим мотор! Р – р – р! 1,2,3,4,5 поехали! Какое задание тебе понравилось и запомнилось?

Ребёнок отвечает.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации