Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами методики М. Монтессори «Помощники» (для детей 6–7 лет с нарушениями интеллекта)
ГКУ «Первомайский детский дом – интернат для УОД»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами методики М. Монтессори
«Помощники».
(для детей 6-7 лет с интеллектуальными нарушениями)
Подготовила:
Субботина Екатерина Васильевна,
учитель - логопед
Цель: развитие познавательных процессов у дошкольников, мелкой моторики, лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление словаря по теме "фрукты","посуда";
- соотнесение числительного с существительным;
-учить называть качества и свойства предметов;
-закрепить цвета;
- обучать навыкам практической жизни (с помощью игр-упражнений М. Монтессори);
- координировать движения по умению упорядочивать предметы;
-учить контролировать свои движения;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость, желание помогать другим;
- воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.
Форма организации деятельности: самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность педагога с детьми.
Предварительная работа: экскурсия в столовую, дидактические игры.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядно- практическая деятельность.
Оборудование: кукла; фасоль разных цветов; баночки с крышками; тазик с водой и игрушками; сочки или ситечки; губки; фартуки; чайный сервиз, ваза для фруктов, фрукты (банан, два яблока, два апельсина, груша).
Ход занятия
I. Вводная часть.
Логопед: К нам пришли гости, давайте сними, поздороваемся. Ребята у вас хорошее настроение? Давайте поделимся хорошим настроением с гостями и улыбнёмся им.
Логопед: Ой! А кто это там сидит?
Дети: Кукла.
Логопед: Мне кажется, что она расстроена. Что же с ней случилось? Сейчас мы у неё узнаем. Как тебя зовут и почему ты плачешь?
Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Настя. Моя собачка устроила беспорядок, а ко мне скоро придут подруги на чаепитие.
Логопед: Не расстраивайся, мы тебе поможем.
Ребята поможем Насте?
Дети: Да.
Кукла: Пойдёмте ко мне в комнату.
II Основная часть.
Логопед: Но прежде чем мы начнем наводить порядок, давайте подготовим наши руки к работе. Встаньте удобно, посмотрите на меня.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Логопед: Чтобы нам не испачкать свою одежду наденем фартуки.
Логопед: Что у нас здесь случилось? Посмотрите, перемешалась вся крупа.
Какая у нас здесь крупа?
Ответы детей.
Логопед: Давайте с вами разберем крупу по отдельным банкам.
Игра-упражнение - «Сортировка».
Логопед: Молодцы! Какого цвета у тебя фасоль?
Ответы детей.
Логопед: А чтобы крупа не рассыпалась, давайте подберем крышки к банкам и закроем их поплотнее.
Игра-упражнение - «Подбери крышку».
Кукла: Какие вы молодцы! Ребята, вы мне очень помогли, но я мыла игрушки и не успела их достать из воды. Помогите мне, пожалуйста.
Логопед: Я думаю, что наши дети с удовольствием тебе помогут. Вам необходимо ситечком выловить все игрушки из емкости с водой и переложить их на сухое полотенце.
Игра-упражнение: «Вылавливание игрушек».
(В емкость налита вода, в которой плавают игрушки. Ребенку нужно ситечком выловить все игрушки и переложить их на сухое полотенце.)
Логопед: Молодцы, какие вы ловкие и внимательные. Но нам еще надо собрать воду со стола. Для каждого есть на столе губка. Давайте возьмем губку. Потрогайте и скажите, губка, какая? Губку можно легко сжать? Что вы делаете? (сжимаем губку). Губка хорошо впитывает, положите её на воду, сожмите и отожмите из нее воду в таз.
Игра-упражнение: «Волшебная губка».
(Ребенку необходимо при помощи губки собрать воду со стола. Важно, чтобы вода не капала с губки на стол, а оказалась целиком отжатой в емкость.)
Кукла: Какой порядок! Как стало чисто! Молодцы! Спасибо, вам друзья! Вы мне очень помогли! Одна бы я ничего не успела сделать до прихода подруг.
Ребята давайте вместе поиграем (физминутка).
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз (поднимать и опускать руки )
А потом она танцует, покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам поклонись, поклонись! (наклоны вперёд)
Логопед: Ребята давайте поможем Насте приготовить всё к чаепитию, накроем стол. Снимайте фартуки.
Логопед: Давайте расставим посуду на стол. Какую посуду нам надо взять?
Дети: Блюдечки, чашечки, чайные ложки, чайник (расставляют посуду на столе: чашку на блюдце, рядом кладут ложечки).
Логопед: Что ещё надо поставить на стол?
Дети: Салфетки.
Логопед: Давайте поставим ещё вазу с фруктами. Назовите, какие фрукты лежат в вазе? Посчитайте, сколько каких фруктов? (дети называют фрукты и считают: один банан, два яблока, два апельсина, одна груша).
Логопед: Ребята скажите, банан какой?(ответы детей). Так же с другими фруктами.
III.Итог занятия.
Кукла: Ребята я хочу поблагодарить вас за помощь и подарить вам подарки.
Дети: Спасибо.
Логопед: Нам пора идти. До свидания Настя.
Дети: До свидания Настя.