Конспект логопедического занятия по коррекции дизорфографии в 6 классе для детей с ОВЗ на тему «Занимательные глаголы»

2
0
Материал опубликован 25 November 2019

Пояснительная записка к презентации


занимательные глаголы
PPT / 1.12 Мб

​​​​​​​Конспект логопедического занятия по коррекции дизорфографии в 6 классе для детей с ОВЗ на тему: «Занимательные глаголы».

Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи: 

-дать понятие о глаголе как части речи;

-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи; -выяснить роль глаголов в речи;

-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

-развивать навыки формулирования вопросов;

-развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;

-развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи; -стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

-раздаточные карточки в конвертах;

-тетради, ручки;

-презентация к логопедическому занятию.

​​​​​​​ Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!

Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!

( на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка – хорошее настроение – вера в себя – результат)

1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»

Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие – путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».

Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:

П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)

А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

А зовут ее…

Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?

Эпиграф нашего урока – слова Л.Н.Толстого:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (на доске)

Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.

Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.

2. «Визитная карточка»

И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.
1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ;

б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?;

б) кто? что?;

в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета

4. У глагола есть три времени:

.......................,

.................

и ........................ .

5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........

Ребята, все мы знаем, что один в поле – не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

​​​​​​​

3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)

Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа – те, которые спрятались по вертикали:


К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

Щ

К

А

Н

А

О

П

Л

Ы

Т

Ь


Ключ:

По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.

По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.


4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)


1

изумить

А

ухаживать

2

холить, лелеять

Б

замусорить

3

дозволить

В

удивить

4

ликовать

Г

радоваться

5

захламить

Д

грызть

6

глодать

Е

разрешить


1

2

3

4

5

6

в

а

е

г

б

з

5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).

Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова – убежала.

Клевать носом-

Зарубить на носу –

Унести ноги –

Надуть губы –

Выходить из себя-

Ломать голову-

6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского

Это в памяти остается,

Повторяется как молва:

Армия бьется,

Сердце бьется

Одинаковые слова.

Одинаковые глаголы-

Не случайные наверняка.

Одинаковые законы

И у сердца, и у полка.

Говорится, словно поется

С интонацией вихревой:

Бьется армия,

Сердце бьется,

Бьется знамя над головой.


Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.

Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?


7. «Школа»

Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)

Сумел завязать, сумей и … (развязать)

Чем зря кричать, лучше … (помолчать)

Легко друга потерять, но трудно… (найти)

По одежке встречают, а по уму …(провожают)


Итог урока

Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»


Поэт в плену возвышенных идей,

Не интригуй же прозу средней школы!

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать глаголы!

(на доске)

Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!












Предварительный просмотр презентации

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает – расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит, А зовут ее… П Х Г Л С Ш А Г К О Л

ГЛАГОЛ

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» Л.Н.Толстой

1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ . 5. В предложении чаще всего глагол бывает ........... «Визитная карточка»

1. Глагол - это самостоятельная часть речи. 2. Глагол отвечает на вопросы что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает действие предмета. 4. У глагола есть три времени: прошедшее, настоящее и будущее. 5. В предложении чаще всего глагол бывает сказуемым. «Визитная карточка»

Начальной формой глагола является его неопределенная форма. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Начальная форма глагола

К М Л О В И Т Ь Л Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К О Т С Р А Г А П А Н О М Е И Т З П Р И С О Н П Т Д Е Й Р И С М С Й К Ь Е Т О Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Т Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь «Центр»

По горизонтали: ловить переходить (ходить) есть петь плыть. По вертикали: лететь сидеть вертеть дарить стоять. «Центр»

это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Синонимы

это слова, вышедшие из употребления, замененные синонимами. Понятия остались, а слова, заменены более современными. Архаизмы

1 изумить А ухаживать 2 холить, лелеять Б замусорить 3 дозволить В удивить 4 ликовать Г радоваться 5 захламить Д грызть 6 глодать Е разрешить «Деревня»

Изумить – удивить Холить, лелеять – ухаживать Дозволить – разрешить Ликовать – радоваться Захламить – замусорить Глодать - грызть «Деревня»

фразеологический оборот, речевой оборот — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности Фразеологизм

Клевать носом - Зарубить на носу – Унести ноги – Надуть губы – Выходить из себя- Ломать голову - «Музей»

Клевать носом - засыпать Зарубить на носу – запомнить Унести ноги – убежать Надуть губы – обидеться Выходить из себя- злиться Ломать голову - думать «Музей»

Это в памяти остается, Повторяется как молва: Армия бьется, Сердце бьется – Одинаковые слова. Одинаковые глаголы- Не случайные наверняка. Одинаковые законы И у сердца, и у полка. Говорится, словно поется С интонацией вихревой: Бьется армия, Сердце бьется, Бьется знамя над головой. Р. Рождественский «Поэтическая улица»

разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова Омонимы

это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения Антонимы

Человек от лени болеет, а от труда… Лентяй ест – греется, а работает - … Сумел завязать, сумей и … Чем зря кричать, лучше … Легко друга потерять, но трудно… По одежке встречают, а по уму… «Школа»

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Лентяй ест – греется, а работает – мерзнет. Сумел завязать, сумей и развязать. Чем зря кричать, лучше помолчать. Легко друга потерять, но трудно найти. По одежке встречают, а по уму провожают. «Школа»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации