Конспект логопедического занятия по коррекции дизорфографии в 6 классе для детей с ОВЗ на тему «Занимательные глаголы»
Пояснительная записка к презентации
занимательные глаголы
PPT / 1.12 Мб
Конспект логопедического занятия по коррекции дизорфографии в 6 классе для детей с ОВЗ на тему: «Занимательные глаголы».
Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
Задачи:
-дать понятие о глаголе как части речи;
-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи; -выяснить роль глаголов в речи;
-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;
-развивать навыки формулирования вопросов;
-развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
-развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи; -стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование:
-раздаточные карточки в конвертах;
-тетради, ручки;
-презентация к логопедическому занятию.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!
Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!
( на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка – хорошее настроение – вера в себя – результат)
1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»
Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие – путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».
Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:
П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)
А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
А зовут ее…
Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?
Эпиграф нашего урока – слова Л.Н.Толстого:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (на доске)
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.
Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.
2. «Визитная карточка»
И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ;
б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4. У глагола есть три времени:
.......................,
.................
и ........................ .
5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
Ребята, все мы знаем, что один в поле – не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.
3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)
Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа – те, которые спрятались по вертикали:
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
Ключ:
По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)
1 | изумить | А | ухаживать |
2 | холить, лелеять | Б | замусорить |
3 | дозволить | В | удивить |
4 | ликовать | Г | радоваться |
5 | захламить | Д | грызть |
6 | глодать | Е | разрешить |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в | а | е | г | б | з |
5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).
Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова – убежала.
Клевать носом-
Зарубить на носу –
Унести ноги –
Надуть губы –
Выходить из себя-
Ломать голову-
6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского
Это в памяти остается,
Повторяется как молва:
Армия бьется,
Сердце бьется –
Одинаковые слова.
Одинаковые глаголы-
Не случайные наверняка.
Одинаковые законы
И у сердца, и у полка.
Говорится, словно поется
С интонацией вихревой:
Бьется армия,
Сердце бьется,
Бьется знамя над головой.
Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.
Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?
7. «Школа»
Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)
Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)
Сумел завязать, сумей и … (развязать)
Чем зря кричать, лучше … (помолчать)
Легко друга потерять, но трудно… (найти)
По одежке встречают, а по уму …(провожают)
Итог урока
Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»
Поэт в плену возвышенных идей,
Не интригуй же прозу средней школы!
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать глаголы!
(на доске)
Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!