Конспект логопедического занятия по коррекции дизорфографии в 6 классе для детей с ОВЗ на тему «Занимательные глаголы»
Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает – расскажет, Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит, А зовут ее… П Х Г Л С Ш А Г К О Л
ГЛАГОЛ
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» Л.Н.Толстой
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ . 5. В предложении чаще всего глагол бывает ........... «Визитная карточка»
1. Глагол - это самостоятельная часть речи. 2. Глагол отвечает на вопросы что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает действие предмета. 4. У глагола есть три времени: прошедшее, настоящее и будущее. 5. В предложении чаще всего глагол бывает сказуемым. «Визитная карточка»
Начальной формой глагола является его неопределенная форма. Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Начальная форма глагола
К М Л О В И Т Ь Л Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К О Т С Р А Г А П А Н О М Е И Т З П Р И С О Н П Т Д Е Й Р И С М С Й К Ь Е Т О Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Т Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь «Центр»
По горизонтали: ловить переходить (ходить) есть петь плыть. По вертикали: лететь сидеть вертеть дарить стоять. «Центр»
это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Синонимы
это слова, вышедшие из употребления, замененные синонимами. Понятия остались, а слова, заменены более современными. Архаизмы
1 изумить А ухаживать 2 холить, лелеять Б замусорить 3 дозволить В удивить 4 ликовать Г радоваться 5 захламить Д грызть 6 глодать Е разрешить «Деревня»
Изумить – удивить Холить, лелеять – ухаживать Дозволить – разрешить Ликовать – радоваться Захламить – замусорить Глодать - грызть «Деревня»
фразеологический оборот, речевой оборот — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности Фразеологизм
Клевать носом - Зарубить на носу – Унести ноги – Надуть губы – Выходить из себя- Ломать голову - «Музей»
Клевать носом - засыпать Зарубить на носу – запомнить Унести ноги – убежать Надуть губы – обидеться Выходить из себя- злиться Ломать голову - думать «Музей»
Это в памяти остается, Повторяется как молва: Армия бьется, Сердце бьется – Одинаковые слова. Одинаковые глаголы- Не случайные наверняка. Одинаковые законы И у сердца, и у полка. Говорится, словно поется С интонацией вихревой: Бьется армия, Сердце бьется, Бьется знамя над головой. Р. Рождественский «Поэтическая улица»
разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова Омонимы
это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения Антонимы
Человек от лени болеет, а от труда… Лентяй ест – греется, а работает - … Сумел завязать, сумей и … Чем зря кричать, лучше … Легко друга потерять, но трудно… По одежке встречают, а по уму… «Школа»
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Лентяй ест – греется, а работает – мерзнет. Сумел завязать, сумей и развязать. Чем зря кричать, лучше помолчать. Легко друга потерять, но трудно найти. По одежке встречают, а по уму провожают. «Школа»