12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлина Виктория Владимировна321

Конспект логопедического занятия

Тема занятия    «Что такое синонимы?»

Класс 2 класс (Нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР)

Цель занятия: познакомить детей с понятиями «синонимы» и основными признаками синонимов.

Планируемые результаты:


Предметные


-Знать, что такое синонимы;

- знать этимологию слова «синонимы»;

- определять или уточнять лексическое значение слов по тексту;

- использовать слова с близким значением в устной и письменной речи;

- аргументированно доказывать, что данные слова являются (не являются ) синонимами.

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Познавательные:

- осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации, самостоятельно определять основания для группировки, проводить аналогию, относить к известным понятиям;

- использовать различные источники информации, осуществлять поиск информации в словарях;

- расширять свои представления об окружающем мире через лексику слов.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать её результаты и эффективность способов деятельности.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, вести диалог излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств.

Личностные

- ценностное отношение к родному языку как средству выражения культуры своего народа;

- интерес к изучению языковых явлений.



Оборудование: презентация - 


Презентация по теме "Синонимы"
PPTM / 1.44 Мб

/data/files/i1664174334.pptm (Презентация по теме "Синонимы")интерактивная доска, индивидуальные планшеты, ручки зелёного и синего цвета, простой карандаш, набор карточек для рефлексии с изображением карамели (зелёного, синего и красного цвета).


Ход занятия


Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда 

Деятельность

детей



1. Мотивация к учебной д-ти

- Ребята, посмотрите на слайд, кто на нём изображён?

- Что делает паровозик?


- Какой паровозик, опишите его.


- Паровозик очень рад встрече с нами, поэтому он нам и улыбается.

- Ребята, желаю вам такого же положительного настроения, как и у паровозика   на протяжении всего занятия, чтобы вы были такими же хорошими, дружными и активными.

Отвечают на вопросы:

- На нём изображён паровозик.

- Паровозик улыбается.


- Хороший, добрый, славный, добродушный.


2. Создание проблемной ситуации





- Ребята, сегодня мы отправимся с паровозиком в страну слов. Эти слова имеют своё название. Прочитайте наоборот и узнаете название страны, в которую мы отправимся.

- Ребята, у нас такая проблема: вы знаете, что это за слова-синонимы?





- Синонимы.

Нет.


3. Формулировка учебной задачи

- А если вы не знаете, то хотите узнать? Давайте сформулируем цель нашего урока- путешествия?

Цель нашего урока-путешествия: познакомиться с понятием «синонимы» и основными их признаками.


4. Составление плана решения задача

- В ходе путешествия мы решим следующие задачи:

1.  Узнать, что такое синонимы.

2. Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение.

3. Учится подбирать к словам синонимы.

- Ребята, выстройте задачи в нужной последовательности.

- За каждую правильно выполненную задачу- вы должны оценить себя. Для этого паровозик привёз нам леденцы зелёного, синего и красного цвета.

- Вы показываете леденец зелёного цвета, если правильно выполнили  задание! Допустили 1 ошибку и самостоятельно её исправили!

 - Вы показываете леденец синего цвета, если нуждались в помощи учителя при выполнении задания!  Допустили 1 или 2 ошибки!

-  Вы показываете леденец красного цвета, если задание выполнили неверно! Постоянно нуждались в помощи учителя!

- Прежде, отправится в путь в страну синонимов давайте вспомним, правила, изученные на прошлых уроках. Дна слайде написаны формулировки, вставьте пропущенные слова. - Эти знания позволят нам выполнить все задания и решить 3 задачи!

- Молодцы! Ну что в путь!

Слушают учителя-логопеда.

























Вставляют в формулировки пропущенные слова.


5. Исполнительские действия

1. Первая станция «Синонимия». Какую задачу нам нужно решить на данной станции?



  1. 1.Прочитайте стихотворение.
  2. 2. Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины земли

Скажи «родник» –

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

А. Барто

  1. 3. Запишите эти слова на листочках.
  2. 4. Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.


- Какие слова вы выписали?

-Какой можно сделать вывод? Что такое синонимы?

Одинаково или по-разному они произносятся?



- Давайте сформулируем правило.

 Для этого нужно восстановить последовательность строчек в правиле. Работаем всей группой.

- Слово «синоним» в переводе с греческого значит «одноимённый».

 -Где мы можем найти синонимы?

-А ещё ребята в русском языке существует словарь синонимов. В  в учебнике русского языка есть краткий словарь синонимов на стр. 141.

- А теперь оцените себя!

- Молодцы! Решили  первую задачу, выполнив задание! (Обвожу маркером лист с первой задачей) Едем дальше!

Физминутка

Загудел паровоз
«Ту-ту»
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»

2. Вторая станция «Поисковая». Какую задачу нам нужно решить на данной станции?


-Прочитайте стихотворение. Какой вы представили осинку?

- Как автор это показал?


- Прочитайте стихотворение ещё раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.

- Почему осину автор называет осинкой?

- Кто видел, как дрожит осина на ветру? Посмотрите видео, как дрожит осина на ветру. У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.

- Какие слова говорят о том, что она мёрзнет.





- Прочитайте стихотворение так, как оно записано, - орфографически.



- Какие знакомые орфограммы встретились?

- Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.


- А теперь проговорим стихотворение хором.

- Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. Проверьте себя!

Оцените себя!

- Молодцы ребята мы выполнили с вами 2-ю задачу!

- Вот мы и приблизились к 3-й станции «Узнавандия».

Для решения 3й задачи вам нужно поработать в парах.

- Откройте приложение на планшетах для считывания кюар-кода, считайте кюар код, у вас открылась интерактивное упражнение «Синонимы». Прочитайте задание. Что нужно сделать?

https://learningapps.org/watch?v=pp9drtven21



- Покажите мне, когда выполните упражнение.


- Оцените работу пары карамелью соответствующего цвета!

- Молодцы ребята мы выполнили с вами 3-ю задачу и достигли поставленной цели!

Отвечают на поставленный вопрос.




Читают стихотворение.








Пишут «родник, ключ».

Проверяют друг друга.

Родник, ключ.


- По-разному.

Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.


Сформулируют правило, восстанавливая последовательность строчек в правиле.


-В нашей речи.







Дети оценивают.




Выполняют упражнения физминутки.








Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение.

-Мёрзнущую, ей очень холодно.






-Это ласковое слово, автор жалеет её.





- Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.



Дети читают:

- Стынет на солнышке и в жару.


Дети отвечают:

-Жи-ши – пиши с И.

Проговаривают

и слушают соседа.


Проговаривают хором.

Записывают по памяти и подчёркивают синонимы.

Проверяют себя.










- Подобрать синоним к слову.

Выполняют интерактивное упражнение.


Дети оценивают.


6. Оценочная д-ть

- Какие задачи мы выполняли, чтобы достигнуть цели?

- Какая была цель?

Перечисляют задачи и озвучивают цель.


7. Рефлексивный анализ, оценка

- Оцените себя за работу на протяжении всего занятия!

Оценивают


8. Рефлексивный анализ, самооценка

- Ребята, надеюсь, урок-путешествие вам понравился. Если вам понравился урок и у вас отличное настроение сожмите кулачки и покажите 2 больших пальца вверх. Если просто хорошее настроение – 1  рукой , большой палец вверх. Если грустное настроение – большой палец вниз.

Оценивают своё эмоциональное состояние в конце занятия.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.