Конспект логопедического занятия по теме «Что такое синонимы?» (2 класс)
Конспект логопедического занятия
Тема занятия «Что такое синонимы?»
Класс 2 класс (Нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР)
Цель занятия: познакомить детей с понятиями «синонимы» и основными признаками синонимов.
Планируемые результаты:
Предметные | -Знать, что такое синонимы; - знать этимологию слова «синонимы»; - определять или уточнять лексическое значение слов по тексту; - использовать слова с близким значением в устной и письменной речи; - аргументированно доказывать, что данные слова являются (не являются ) синонимами. |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Познавательные: - осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, классификации, самостоятельно определять основания для группировки, проводить аналогию, относить к известным понятиям; - использовать различные источники информации, осуществлять поиск информации в словарях; - расширять свои представления об окружающем мире через лексику слов. Регулятивные: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать её результаты и эффективность способов деятельности. Коммуникативные: - умение слушать собеседника, вести диалог излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; - анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств. |
Личностные | - ценностное отношение к родному языку как средству выражения культуры своего народа; - интерес к изучению языковых явлений. |
Оборудование: презентация -
Презентация по теме "Синонимы"
PPTM / 1.44 Мб
/data/files/i1664174334.pptm (Презентация по теме "Синонимы"), интерактивная доска, индивидуальные планшеты, ручки зелёного и синего цвета, простой карандаш, набор карточек для рефлексии с изображением карамели (зелёного, синего и красного цвета).
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | |
1. Мотивация к учебной д-ти | - Ребята, посмотрите на слайд, кто на нём изображён? - Что делает паровозик? - Какой паровозик, опишите его. - Паровозик очень рад встрече с нами, поэтому он нам и улыбается. - Ребята, желаю вам такого же положительного настроения, как и у паровозика на протяжении всего занятия, чтобы вы были такими же хорошими, дружными и активными. | Отвечают на вопросы: - На нём изображён паровозик. - Паровозик улыбается. - Хороший, добрый, славный, добродушный. | |
2. Создание проблемной ситуации | - Ребята, сегодня мы отправимся с паровозиком в страну слов. Эти слова имеют своё название. Прочитайте наоборот и узнаете название страны, в которую мы отправимся. - Ребята, у нас такая проблема: вы знаете, что это за слова-синонимы? | - Синонимы. Нет. | |
3. Формулировка учебной задачи | - А если вы не знаете, то хотите узнать? Давайте сформулируем цель нашего урока- путешествия? | Цель нашего урока-путешествия: познакомиться с понятием «синонимы» и основными их признаками. | |
4. Составление плана решения задача | - В ходе путешествия мы решим следующие задачи: 1. Узнать, что такое синонимы. 2. Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение. 3. Учится подбирать к словам синонимы. - Ребята, выстройте задачи в нужной последовательности. - За каждую правильно выполненную задачу- вы должны оценить себя. Для этого паровозик привёз нам леденцы зелёного, синего и красного цвета. - Вы показываете леденец зелёного цвета, если правильно выполнили задание! Допустили 1 ошибку и самостоятельно её исправили! - Вы показываете леденец синего цвета, если нуждались в помощи учителя при выполнении задания! Допустили 1 или 2 ошибки! - Вы показываете леденец красного цвета, если задание выполнили неверно! Постоянно нуждались в помощи учителя! - Прежде, отправится в путь в страну синонимов давайте вспомним, правила, изученные на прошлых уроках. Дна слайде написаны формулировки, вставьте пропущенные слова. - Эти знания позволят нам выполнить все задания и решить 3 задачи! - Молодцы! Ну что в путь! | Слушают учителя-логопеда. Вставляют в формулировки пропущенные слова. | |
5. Исполнительские действия | 1. Первая станция «Синонимия». Какую задачу нам нужно решить на данной станции?
Скажи «родник» – И вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. А. Барто
- Какие слова вы выписали? -Какой можно сделать вывод? Что такое синонимы? Одинаково или по-разному они произносятся? - Давайте сформулируем правило. Для этого нужно восстановить последовательность строчек в правиле. Работаем всей группой. - Слово «синоним» в переводе с греческого значит «одноимённый». -Где мы можем найти синонимы? -А ещё ребята в русском языке существует словарь синонимов. В в учебнике русского языка есть краткий словарь синонимов на стр. 141. - А теперь оцените себя! - Молодцы! Решили первую задачу, выполнив задание! (Обвожу маркером лист с первой задачей) Едем дальше! Физминутка Загудел паровоз 2. Вторая станция «Поисковая». Какую задачу нам нужно решить на данной станции? -Прочитайте стихотворение. Какой вы представили осинку? - Как автор это показал? - Прочитайте стихотворение ещё раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой. - Почему осину автор называет осинкой? - Кто видел, как дрожит осина на ветру? Посмотрите видео, как дрожит осина на ветру. У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет. - Какие слова говорят о том, что она мёрзнет. - Прочитайте стихотворение так, как оно записано, - орфографически. - Какие знакомые орфограммы встретились? - Проговорите стихотворение соседу и послушайте его. - А теперь проговорим стихотворение хором. - Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. Проверьте себя! Оцените себя! - Молодцы ребята мы выполнили с вами 2-ю задачу! - Вот мы и приблизились к 3-й станции «Узнавандия». Для решения 3й задачи вам нужно поработать в парах. - Откройте приложение на планшетах для считывания кюар-кода, считайте кюар код, у вас открылась интерактивное упражнение «Синонимы». Прочитайте задание. Что нужно сделать? https://learningapps.org/watch?v=pp9drtven21 - Покажите мне, когда выполните упражнение. - Оцените работу пары карамелью соответствующего цвета! - Молодцы ребята мы выполнили с вами 3-ю задачу и достигли поставленной цели! | Отвечают на поставленный вопрос. Читают стихотворение. Пишут «родник, ключ». Проверяют друг друга. Родник, ключ. - По-разному. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу. Сформулируют правило, восстанавливая последовательность строчек в правиле. -В нашей речи. Дети оценивают. Выполняют упражнения физминутки. Находить синонимы в тексте, обратить внимание на их лексическое значение. -Мёрзнущую, ей очень холодно. -Это ласковое слово, автор жалеет её. - Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет. Дети читают: - Стынет на солнышке и в жару. Дети отвечают: -Жи-ши – пиши с И. Проговаривают и слушают соседа. Проговаривают хором. Записывают по памяти и подчёркивают синонимы. Проверяют себя. - Подобрать синоним к слову. Выполняют интерактивное упражнение. Дети оценивают. | |
6. Оценочная д-ть | - Какие задачи мы выполняли, чтобы достигнуть цели? - Какая была цель? | Перечисляют задачи и озвучивают цель. | |
7. Рефлексивный анализ, оценка | - Оцените себя за работу на протяжении всего занятия! | Оценивают | |
8. Рефлексивный анализ, самооценка | - Ребята, надеюсь, урок-путешествие вам понравился. Если вам понравился урок и у вас отличное настроение сожмите кулачки и покажите 2 больших пальца вверх. Если просто хорошее настроение – 1 рукой , большой палец вверх. Если грустное настроение – большой палец вниз. | Оценивают своё эмоциональное состояние в конце занятия. |