Конспект фронтального логопедического занятия с мультимедийным сопровождением «Дифференциация [С] - [Ш]» (Русский язык, 1 класс)
Тема: Дифференциация [С] - [Ш]
Цель: учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] изолированно, в слогах, словах.
Задачи: закреплять знания детей о звуках [С] - [Ш], способах их образования и характеристиках; развивать навыки фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа; развивать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление.
Планируемые результаты:
-предметные: учащиеся научатся дифференцировать звуки [С] - [Ш] изолированно, в слогах, словах, обозначать их на письме нужной буквой;
-УУД: учащиеся научатся слушать собеседника, вести диалог; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; развитие самостоятельности, само- и взаимооценки.
Оборудование: презентация, индивидуальные изображения Совуньи и Нюши, мяч, индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-буквенного анализа.
-Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Чтобы угадать кто это, послушайте слова и из их первых звуков составьте имена наших гостей. (Слайд 2)
1й гость: санки, окунь, вагон, утка, нитки, йод, аист (Совунья)
2й гость: нитки, утка, шапка, аист (Нюша)
- Да, правильно, это наши друзья Совунья и Нюша.
- Угадайте, какой звук любит Совунья, если ее любимые слова: басня, каска, сутки, скала, споры, плюс (слова произносятся с утрированием звука [С])
- Почему Совунья любит звук [С] ? где в ее имени слышится этот звук? какой он по счету?
- А Нюша любит звук, который стоит третьим в ее имени. Какой это звук? Давайте назовем слова, которые любит Нюша, для этого поменяем звук [С] в словах Совуньи на звук [Ш] (игра с мячом - педагог кидает мяч ребенку и говорит слово, ребенок кидает мяч обратно и выполняет задание. Получаются слова: башня, кашка, шкала, шутки, шпоры, плюш ).
-Игра "Поймай звук" : если слышится звук [С] - покажи "Совунью", если слышится звук [Ш] - Нюшу. (дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах)
2. Формулировка темы занятия.
- Какие звуки мы сегодня на занятии будем слушать и учиться различать? Сформулируйте тему занятия. Для чего нам нужно уметь четко слышать и различать эти звуки?
3. Сравнительная характеристика изучаемых звуков.
Работа с индивидуальными зеркалами.
-Давайте расскажем как мы произносим звук [С] (слайд 3): при его произнесении мы слышим свист, губы у нас - в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, выдыхаемая воздушная струя холодная;
- При произнесении звука [Ш] мы слышим шипение, губы вытягиваем вперед рупором, язык в форме "Чашечки" поднимается вверх, воздушная струя теплая (слайд 4)
- А теперь давайте дадим характеристику этим звукам (слайд 5): звук [с] - согласный, твердый, парный, глухой, парный. Звук [Ш] - согласный, твердый, не парный, глухой, парный.
- Какой характеристикой отличаются эти звуки? (у звука [С] есть мягкая пара, а у звука [Ш] - нет)
4. Дифференциация звуков [С] - [Ш] , упражнение на переключаемость.
- А сейчас разомнем наш артикуляционный аппарат и заодно посмотрим кто самый внимательный. Произносим звук [С] если видим Совунью, звук [Ш] - если видим Нюшу. (слайд 6 - 7 (2раза с ускорением))
5. Соотнесение звуков и букв. (слайд 8)
6. Дифференциация звуков [С] - [Ш] на уровне слога. Чтение слоговых таблиц c буквами С - Ш (слайд 9)
7. Физминутка. (слайд 10)
- Совунья и Нюша, как и все Смешарики очень любят двигаться и предлагают нам размяться и сделать зарядку вместе с Крошем.
7. Дифференциация звуков [С] - [Ш] на уровне слова. (слайд 11)
- Совунья и Нюша перепутали все свои вещи. Давайте поможем им их разобрать. 1й вариант выписывает слова-названия предметов, принадлежащих Совунье, а 2й вариант - Нюше.
Взамопроверка.
- Какое слово может принадлежать и Нюше и Совунье? (солнышко)
- Сделайте звуко-слоговую схему этого слова, укажите место нужных нам звуков.
- Упражнение на словообразование "Подскажи что из чего"
-мишка из плюша - плюшевый мишка - спицы из стали -
-каша из пшена - -свитер из шерсти -
- шапка из меха - - солнце из огня -
-карандаш из дерева - - шарф из шерсти -
- Игра "Отгадай слово" - необходимо вместо звездочек вставить буквы С или Ш, записать слова в 2 столбика. (слайд 12) - самостоятельно самопроверка по слайду 13, самооценка.
8. Итог.
- Какие звуки учились слушать и различать на занятии?
- Вспомните слова со звуком [С] (со звуком [Ш])
- Давайте попрощаемся с нашими гостями и еще раз пригласим их в гости (слайд 14).
Используемая литература:
- физминутка с Крошем https://www.youtube.com/watch?v=wje-YR3r-7I
- картинки - интернет
- Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3классы).- СПб.: КАРО, 2015. - 176с.
презентация
PPTX / 1.09 Мб