Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте: «Звук [Ч]. Буква Ч».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте:
«Звук [Ч]. Буква Ч».
Цель:знакомство детей со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи
Образовательные:
Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.
Упражнение в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных.
Коррекционно-развивающие:
Формирование графо-моторных навыков.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие связной речи.
Развитие крупной моторики.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: « Здравствуйте, дети. Здравствуй, Юлечка. Здравствуй, Димочка…»
(Дети по цепочке называют друг друга ласковыми именами и садятся).
Дети по кругу здороваются друг с другом.
2. Сообщение темы занятия
Логопед:
А какой звук нам помог назвать ваши имена ласково?
Дети:
звук [Ч]. Логопед:
Сегодня мы будем говорить о звуке ч.
Логопед:
- Звук [Ч] гласный или согласный?
- Характеристика звука
Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.
Обозначать мы его будем зелёным цветом.
Обозначать мы его будем зелёным цветом.
А какие звуки мы знаем, которые всегда твердые? (ш, ж, ц)
- Речевая зарядка
Ач-оч-уч уч-уч-оч Ча-чо-чу чу-че-ча
Ача-очо-учу чна-чно-чну Ча-ча-ча- мы увидели грача
Чу-чу-чу- молоточком я стучу Чо-чо-чо- греет солнце горячо
Чи-чи-чи- вкусны пироги в печи Оч-оч-оч-наступила ночь
Ча-ча-ча- горит в комнате свеча
Поймай звук
Логопед:
Если услищите звук [Ч], то хлопайте в ладоши.
Ч, П, К, ЧА, ПА, ША, ЧУ, ЧАЙ, МЯЧ, ПАЛКА, КОЧКА.
Дети «ловят» звук [Ч]
Развитие звукового анализа
Логопед:
На доске ряд карточек со звуком «ч».
Логопед:
- Определите, где находится звук [Ч] в найденных словах: в начале, середине или в конце слова.
Ребус
Логопед выставляет картинки: папа, енот, черёмуха, кот, автобус.
Задание составить слово из первых букв.
Получилось слово ПЕЧКА.
Знакомство с буквой Ч.
Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим)
На что похожа буква Ч? (крючок у вешалки, цифра 4, официант, несущий поднос, ученик, поднявший руку, подсвечник)
Ч! Ну чем не человечек?
Тянет руку нам навстречу
Ч – чудесный ученик
Чемпион по чтению.
Выкладывание на пластилиновой дощечке буквы Ч из фасоли.
Прочитайте слоги и слова.
ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, АЧ, ОЧ, УЧ, ЧАСЫ, ЧУДО, ТУЧКА, ТОЧКА.
(Пальчиковая игра «ПАРИКМАХЕРЫ».
Чик! Чик! Чик! Чик!
Челку я себе подстриг! (С радостью)
Чик! Чик! Чик! Ча!
Чудо челка у меня! (С гордостью)
ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!
Отхватил волос клочок! (С испугом)
Чик! Чик! Чик! Ха!
Что за челка?
Чепуха! (С досадой)
Работа в тетрадях
Прописывание буквы в тетрадях.
Звуковой анализ слова удочка
Загадка: Что это у Ванечки? Ниточка на палочке.
Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка)
9. Итог занятия
Логопед:
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего?
Вспомните слово со звуком «ч» и составьте предложение.