Конспект методической разработки урока на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Конспект методической разработки урока.
Класс: 5
Предмет: география
Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: коллекция минералов и горных пород, интерактивная доска.
Цели урока:
дать понятие горных пород, минералов и полезных ископаемых,
начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам,
научить определять места добычи горных пород, минералов и полезных ископаемых своего региона.
Планируемые результаты:
предметные:
знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»,
приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности),
уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения,
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности,
метапредметные:
давать определения понятиям,
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций,
проводить наблюдение под руководством учителя,
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,
владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.
личностные:
формирование убеждённости в значимости и многосторонней ценности минералов и горных пород для человека,
формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Актуализация опорных знаний и мотивация к обучению.
Мы живем с вами на Уральских горах, что же находится внутри них? Слушаем ответы ребят.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Уральские горы – это часть земной поверхности, которая состоит из минералов и горных пород.
Минерал – это однородная по составу и строению часть горных пород (например, золото, графит).
Горные породы – это природные скопления нескольких минералов (например, каменная соль, гранит).
Горные породы и минералы слагают земную кору и различаются по составу, свойствам и происхождению.
Горные породы бывают:
-магматические (образованы в результате затвердевания магмы),
-осадочные (образованы в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород),
-метаморфические (образованы в результате изменения осадочных и магматических горных пород вследствие изменения их физико-химических условий).
Горные породы могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, например, мрамор, нефть, сероводород. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми. По ходу объяснения учителем, делаем запись в тетрадь новых терминов, рассматриваем таблицу.
Работа с образцами горных пород.
Каждый ученик получает один образец из коллекции, точно знает его название. Класс распределяется по парам, каждый ученик в паре проговаривает друг другу название своего образца и обменивается со своим партнером, оба поднимают руку, и объединяются с другими свободными учениками в классе. Таким образом, за 1-2 минуты каждый ученик может рассмотреть и познакомиться с 5-8 различными образцами. Далее, все ученики отдают образцы коллекции на раздаточный стол, классифицируя их на: магматические, осадочные или метаморфические, согласно таблице на доске (приложение 1)
Практическая работа.
О многих минералах и горных породах можно узнать из сказов нашего замечательного уральского писателя П.П. Бажова, в его сказах есть вымысел, и правда, многие, читая его сказы, могут точно определить то или иное место добычи минерала или горной породы на карте. Давайте и мы попробуем прочитать один из его сказов, сказ «Про Великого Полоза», и определить, что в нем правда, а что волшебство. Читаем сказ и на интерактивной доске заполняем таблицу.
Правда | Вымысел |
Левонтий Работа на медных приисках Добыча золота р. Рябиновка недалеко от р. Чусовой | Волшебный Полоз |
Действительно, такой минерал как золото залегает в земной поверхности слоями, большее его скопление можно найти в долинах рек. Попробуем, согласно правдивым фактам сказа, определить место добычи золота на карте. В Свердловской области по территории Белоярского и Каменского городских округов протекает р. Рябиновка и примерно в 40 км протекает р. Чусовая, значит долина р. Рябиновка действительно может быть богата залежами золота. Открываем карту, определяем координаты р. Рябиновка. 56.480549, 61.293489.
Рефлексия
3 – факта, которые я узнал
2 – действия, которым я научился
1 – то, что вызвало затруднение
Слушаем ответы ребят, комментируем, поясняем.
Домашнее задание
Читать параграф 22, из дополнительных источников, найти и записать в тетрадь информацию о месте добычи одного из полезных ископаемых на Урале.
Обязательная и дополнительная литература по теме
География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2023 г. с. 191.
А. П. Черноскутов, Ю. В. Шинкаренко. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие со сказами Бажова. г. Екатеринбург – издательство «Сократ», 2004 г. с.464.
Раздаточный материал.
1 .
2.
магматические | осадочные | метаморфические |
гранит сиенит базальт пемза обсидиан андезит железная руда магнитный железняк медная руда | гипс калийная соль поваренная соль глина песок мел нефть каменный уголь известняк | мрамор гнейс кварцит сланец |
Надежда Алексеевна Паршукова