Конспект методической разработки урока на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

0
1
Материал опубликован 4 January

Конспект методической разработки урока.

Класс: 5

Предмет: география

Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: коллекция минералов и горных пород, интерактивная доска.

Цели урока:

дать понятие горных пород, минералов и полезных ископаемых,

начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам,

научить определять места добычи горных пород, минералов и полезных ископаемых своего региона.

Планируемые результаты:

предметные:

знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»,

приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности),

уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения,

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности,

метапредметные:

давать определения понятиям,

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций,

проводить наблюдение под руководством учителя,

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования,

владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.

личностные:

формирование убеждённости в значимости и многосторонней ценности минералов и горных пород для человека,

формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Ход урока

Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Актуализация опорных знаний и мотивация к обучению.

Мы живем с вами на Уральских горах, что же находится внутри них? Слушаем ответы ребят.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Уральские горы – это часть земной поверхности, которая состоит из минералов и горных пород.

Минерал – это однородная по составу и строению часть горных пород (например, золото, графит).

Горные породы – это природные скопления нескольких минералов (например, каменная соль, гранит).

Горные породы и минералы слагают земную кору и различаются по составу, свойствам и происхождению.

Горные породы бывают:

-магматические (образованы в результате затвердевания магмы),

-осадочные (образованы в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород),

-метаморфические (образованы в результате изменения осадочных и магматических горных пород вследствие изменения их физико-химических условий).

Горные породы могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, например, мрамор, нефть, сероводород. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми. По ходу объяснения учителем, делаем запись в тетрадь новых терминов, рассматриваем таблицу.


t1736418774aa.png

Работа с образцами горных пород.

Каждый ученик получает один образец из коллекции, точно знает его название. Класс распределяется по парам, каждый ученик в паре проговаривает друг другу название своего образца и обменивается со своим партнером, оба поднимают руку, и объединяются с другими свободными учениками в классе. Таким образом, за 1-2 минуты каждый ученик может рассмотреть и познакомиться с 5-8 различными образцами. Далее, все ученики отдают образцы коллекции на раздаточный стол, классифицируя их на: магматические, осадочные или метаморфические, согласно таблице на доске (приложение 1)

Практическая работа.

О многих минералах и горных породах можно узнать из сказов нашего замечательного уральского писателя П.П. Бажова, в его сказах есть вымысел, и правда, многие, читая его сказы, могут точно определить то или иное место добычи минерала или горной породы на карте. Давайте и мы попробуем прочитать один из его сказов, сказ «Про Великого Полоза», и определить, что в нем правда, а что волшебство. Читаем сказ и на интерактивной доске заполняем таблицу.


Правда

Вымысел

Левонтий

Работа на медных приисках

Добыча золота

р. Рябиновка недалеко от р. Чусовой

Волшебный Полоз



Действительно, такой минерал как золото залегает в земной поверхности слоями, большее его скопление можно найти в долинах рек. Попробуем, согласно правдивым фактам сказа, определить место добычи золота на карте. В Свердловской области по территории Белоярского и Каменского городских округов протекает р. Рябиновка и примерно в 40 км протекает р. Чусовая, значит долина р. Рябиновка действительно может быть богата залежами золота. Открываем карту, определяем координаты р. Рябиновка. 56.480549, 61.293489.

Рефлексия

3 – факта, которые я узнал

2 – действия, которым я научился

1 – то, что вызвало затруднение

Слушаем ответы ребят, комментируем, поясняем.


Домашнее задание

Читать параграф 22, из дополнительных источников, найти и записать в тетрадь информацию о месте добычи одного из полезных ископаемых на Урале.



Обязательная и дополнительная литература по теме

География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2023 г. с. 191.

А. П. Черноскутов, Ю. В. Шинкаренко. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие со сказами Бажова. г. Екатеринбург – издательство «Сократ», 2004 г. с.464.











Раздаточный материал.

1t1736418774ab.png .

2.



магматические

осадочные


метаморфические

гранит

сиенит

базальт

пемза

обсидиан

андезит

железная руда

магнитный железняк

медная руда

гипс

калийная соль

поваренная соль

глина

песок

мел

нефть

каменный уголь

известняк


мрамор

гнейс

кварцит

сланец









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет работы

4 January

Похожие публикации