Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии «Для чего нам нужно дышать»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии
«Для чего нам нужно дышать»
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Основные предметные задачи:
Формировать представления детей о строении и функциях дыхательной системы (нос, трахея, бронхи, лёгкие).
Закрепить умение проводить простейшие опыты и результаты переносить на человеческий организм.
Развивать умение делать простейшие умозаключения, обосновывать свою точку зрения.
Обогащать активный словарь детей словами: кислород, легкие, трахея, газообмен, рёбра и грудная клетка.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Основные общеучебные задачи:
развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
развивать память, внимание;
развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Материал: мнемотаблица с правилами поведения в лаборатории, стаканы с водой; трубочки для коктейля; воздушные шарики; схема проведения опыта; презентация: схема с изображением дыхательной системы человека, схема грудной клетки, анимационная картинка к сказке «Приключения кислородика и пылинки»,бейджики на каждого ребенка, поощрительные призы.
Круг радости «Улыбка» (эмоциональный настрой)
Дети стоят в кругу.
Восп: Какой сегодня хороший день. У меня с утра хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Давайте подарим друг другу улыбки.
(поворачиваясь, друг к другу, дети улыбаются).
Ход НОД:
Этапы НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент. Стоя у столика. | На прошлом занятии мы с вами узнали, что вокруг нас есть воздух. Что ещё о нём мы узнали? - Где можно найти воздух? | Ответ: свойства воздуха (бесцветный, без запаха, лёгкий - неощутимый) . Ответ: Он есть везде – в помещении на улице. Ответ: Воздухом дышат все живые существа на земле: растения, животные и человек. |
Проблемный вопрос | - Как вы думаете, внутри нас есть воздух? Почему вы так думаете? Может кто-то думает по-другому? - Сейчас проверим, так ли это. -Я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место? -это Лаборатория (химическая, биологическая, медицинская). Сегодня мы отправимся в медицинскую Лабораторию. И сейчас мы с вами тоже будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы (одеваем значки) | Ответы детей…(разные версии) Ответы детей: лаборатория. |
2. Основная часть. Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с соломинкой и водой». | - Проходите в Лабораторию... В каждой лаборатории есть правила (мнемотаблица). - Кто запомнил правила? Подходят к столам: - чтобы найти первое доказательство мы проведём опыт в кабинете №1. Следуйте инструкции у вас на столе. -Что произошло с водой? Может кто-то думает по-другому? -Почему вода начала бурлить? Что привело ее в движение? -Откуда взялся воздух внутри нас? | Ответ дети: внимательно слушать; - точно выполнять все инструкции; - аккуратно работать с оборудованием; - в конце опыта делать выводы; Дети проводят опыт. (Вода забурлила, образовались пузырьки) Воздух. Мы его вдохнули. |
Введение нового материала Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с воздушным шаром» Презентация Опытно-экспериментальная деятельность Презентация
Прослушивание сказки «Путешествие кислородика и пылинки». Анализ сказки. Дыхательная гимнастика | -Ещё больше о дыхании мы узнаем в следующем кабинете №2 «Познавательном». Переход к проектору. -Какой самый главный орган, отвечающий за дыхание? - На столе у вас лежит воздушный шар, он похож на наши легкие, а чем похож вы ответите сами. -Возьмите воздушный шар и надуйте его. -Что находится в шарике? - Мы вдохнули воздух в шар, что с ним произошло? -Постепенно выпускайте воздух из шарика? Что произошло с шариком теперь? - Что мы с вами узнали с помощью опытов? -Так работают и наши легкие. При вдохе они увеличиваются, наполняются воздухом, а при выдохе-уменьшаются. Дышим мы все время, мы не можем не дышать. Попробуйте на несколько секунд задержать дыхание, а потом «пуф», мы должны вновь наполнить легкие воздухом. Это необходимо потому что в воздухе есть кислород, который необходим для нас, как пища и вода. Схема дыхания -Легкие похожи на мягкую губку, поэтому им нужна надежная защита. -Как вы думаете, чем защищены легкие от внешнего мира? -Правильно, лёгкие находятся за грудной клеткой, рёбрами, Но ведь ребро - кость твердая и несгибаемая, как же тогда легким вдыхать воздух и увеличиваться? -Это легко можно проверить. Встали, поставили руки на бок и глубоко вдохнули. Что вы почувствовали? -Теперь выдохнули как можно больше воздуха, что произошло с вашими ребрами? Схема «Дыхательный процесс» -Каким образом воздух попадает в легкие? -Правильно. Воздух через ноздри попадает в носовую полость. Там он очищается и согревается. - Что же дальше происходит с воздухом? -Чтобы узнать ответ на этот вопрос послушаем сказку «Путешествие кислородика и пылинки». -Что же происходит в легких? - Кто запомнил? Кто может рассказать, как воздух попадает к нам в организм? -Почему нужно дышать носом? -Легкие -это орган, которому требуется гимнастика, как и нам, чтобы не болеть. Я хочу, чтобы кислородик совершил путешествие в ваши легкие. Для этого представим, что у вас в руках большой цветок, который благоухает ароматом. 1 упражнение –«Понюхай цветок»-вдох и вдох через нос, произнеси «ааааа». 2 упражнение-«На цветок прилетела оса»-дуть на цветок, чтобы прогнать осу один длительный выдох, потом три раза-короткие и резкие выдохи. 3 упражнение – «Ветерок – сдуй лепесток»-подул слабый ветерок - лепесток зашевелился, затем сильный порыв ветра и лепесток унесло. А если у вас в руках не цветок, а воздушный шар… 4 упражнение - «Надуть шарик»-развести руки в стороны-вдох ,свести руки –выдох с произнесением «шшшш». -Если каждый день делать дыхательную гимнастику, то легкие будут снабжаться кислородом и станут хорошо работать. | Дети переходят к проектору и садятся на стулья. Легкие. Воздух. Он увеличился в объеме, стал большим. он сдулся, уменьшился. 1.Что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются; 2. Мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков. Рёбрами, грудной клеткой. Ответы детей… Рёбра расширились, приподнялись (они уменьшились, опустились) Через нос, рот. (ответы детей) Прослушивание сказки. (газообмен) Чтобы воздух попадал в легкие чистым. Дети встают и выполняют по показу воспитателя. |
3. Заключительная часть. Рефлексия. | Наша экскурсия в Лаборатории подошла к концу. Мы с вами провели исследование и выяснили, что внутри нас есть воздух. - Кто расскажет, что за опыты мы провели и какие выводы сделали? -Почему вы так думаете? Может кто-то думает по-другому? -Где находится воздух? -Как нужно правильно дышать? Почему? -Для чего нужна дыхательная гимнастика? -Какой самый главный орган дыхательной системы? -Что происходит при попадании кислорода в легкие?(газообмен) -Чем защищены легкие от внешнего мира? - Как можно назвать наше занятие? Почему? - Теперь оцените свое участие на занятии, выберите смайлик. - Я вам всем желаю крепкого здоровья, чтобы ваши щеки были румяными, ведь румянец это признак здоровья! На память дарю схему дыхательной гимнастики, чтобы вы занимались каждый день и были здоровы. | Опыт1: Вода забурлила, образовались пузырьки - мы выдохнули воздух. Воздух есть и у нас внутри. Опыт 2: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух - процесс газообмен. Главный орган дыхания -лёгкие. Легкие расширяются при вдохе. Лёгкие находятся за грудной клеткой (рёбрами, которые их защищают). Воздух попадает внутрь через нос или рот. Дышать лучше через нос - тогда воздух будет согрет и очищен от пыли. Легкие нуждаются в гимнастике. Дети выбирают смайлик и объясняют, почему они выбрали смайлик синего, зеленого ,желтого цвета. |