12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кретинина Юлия Константиновна2661
Стаж работы учителем - логопедом 16 лет. Люблю детей и их удивлять. Моё хобби - вышивание, алмазная вышивка. Детский сад для меня гораздо больше, чем работа, это то место, где в любую погоду меня согреют ребячьи сердца и всегда светит солнце в моей душе.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
3

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда по постановке звука [л].

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – логопеда  по  постановке звука [л].

Цель: Способствовать постановке звука [л].

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-формировать  и развивать фонематическое восприятие, учить грамматически правильно строить предложения. -уточнить артикуляцию звука [л];

Коррекционно – развивающие: побуждать ребенка к высказываниям и построению полных  предложений; совершенствовать мелкую моторику, артикуляционную моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим.)

Оборудование: игрушки- юла, кукла, лиса, лейка, лодка, лопатка, лягушка, лебедь, массажный шарик –су-джок, «Чудесный мешочек» – с деревянными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник ). Беру такие фигуры, если у ребенка есть звук [р] в речи. Если нет, то беру другие предметы для игры.

Организационный момент. Приветствие педагога и ребенка

«Здравствуйте! »

 Учитель – логопед начинает фразу, а ребенок продолжает.

Здравствуйте, ручки!   Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки!   Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здравствуйте!

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.     Мы поздоровались, а теперь пора поздороваться с нашим язычком. И сделать вместе с ним артикуляционную гимнастику, нам необходимо разбудить язычок у него сегодня важный день.

Артикуляционные упражнения:

 «Лопаточка» - Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Улыбка» - губы в широкой улыбке. Видно зубы. Удерживать губы в таком положении примерно 3-6 с.

«Лошадка»  - губы в улыбке, язычок присасываем к небу, потом язычок падает вниз и получается цоканье.

«Маляр» - губы в улыбке, язычок превращается в кисточку – и кисточкой мы красим в ротике нёбо.

Смотрим на схему звука [л] и пробуем сказать правильно звук. Контроль артикуляции  в зеркале.

Постановка по подражанию: Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы и учитель -  логопед показывает правильную артикуляцию звука.

Способы постановки звука в  приложение 1. В последнее время в основном ставлю  по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной  (1967) Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [а] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.

2.     Упражнение: «Помоги самолётику». Помоги самолётику облететь все облака, читай слоги чётко. Приложение 2.

t1670587696aa.jpg

3.      Самолёт прибыл на  дозаправку и мы с тобой немного поиграем массажным шариком.

Выполнять движения согласно тексту.

Этот мячик не простой

Колючий и твёрдый такой!

Я мячом круги катаю

Взад – вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто – бы сметаю крошку,

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук!

4.     Упражнение «Раздели игрушки».

Самолётик нас доставил к двум подружкам Лене и Лоле. Им нужна наша помощь. Лола принесла игрушки Лене, но нужно подарить Лене игрушки со звуком [ль], а у Лолы останутся - только игрушки со звуком [л]. (Игрушки: Юла, кукла, лиса, лейка, лодка, лопатка, лягушка, лебедь)

Это Лена.                У нее есть подружка Лола. Приложение 3.t1670587696ab.png

5.     Ты молодец! Правильно разделил девочкам игрушки.

6.      – Ой, смотри самолётик и нам оставил игру называется она «Чудесный мешочек » В небольшой мешочек кладут предметы различной формы и фактуры. Ребёнок опускает в него руку, выбирает предмет на ощупь  пытается определить, что у него в руке и верно назвать предмет.

5.Итог: - Расскажи, что мы сегодня делали? Ты прав у нас получилось целое приключение!!!

Что тебе было на занятии  легко, а что трудно?

 

 

 

 

 

 








Приложение 1.

Постановка звука [л]. Способы постановки.

Даны 6 вариантов постановки звука.

Положение органов артикуляционного аппарат при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звукаИгровые приемы — Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал. Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука [л]. Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал)затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла)Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2.

t1670587696ac.jpg

 

 

 

 

 

Приложение 3.

t1670587696ad.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.