Материал на проверке

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей 5-6 лет чувашскому языку на тему: «Путешествие в осенний лес»

0
0
Материал опубликован 6 November в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики













Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей 5-6 лет чувашскому языку

на тему:

«Путешествие в осенний лес»













Подготовила воспитатель

Плисова Светлана Николаевна













Г. Шумерля-2025 г.

Форма организации: игра-путешествие

Лексическая тема: «Осенний лес»

Программное содержание:

-ввести новые слова: керхи, терле тесле.

-закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: херлĕ, сарă, херле-сара, хамар, симеς, ылттан; прилагательные, обозначающие признаки предметов: пысак, хитре, яштака, сиреп; существительные,обозначающие название деревьев: чараш, хуран, сака, верене, пилеш, юман; птиц: ула такка, серси, уйап, касая, ула курак, куккук, хурчка, чакак.

-развивать познавательный интерес к жизни леса;

-развивать способность самостоятельно рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях.

-воспитывать интерес к изучению родного языка;

-воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в ходе занятия;

-воспитывать бережное отношение к природе родного края;

-развивать положительные эмоции при слушании музыки.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, безопасность, двигательная деятельность, здоровье, музыка.

Материал: иллюстративный материал: картина осеннего леса, иллюстрации с изображением деревьев, птиц, зонт, осенние листья. Фонограммы: звуки леса, голоса птиц.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года»; беседы об осени; чтение стихотворений об осени; дидактические игры в свободной деятельности.

Группа представляет собой лес. На полу и на столе лежат желтые, оранжевые и красные осенние листья. На стене нарисованы осенние листья, улыбающиеся тучки, дождевые капельки, зонтики, улетающие птицы.



Ход занятия:

Дети заходят, встают вкруг, здороваются на чувашском языке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поприветствуем их на чувашском языке.

Дети: Ыра кун пултар, хисепле ханасем!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша группа стала какой-то необычной, волшебной: как много вокруг красивых осенних листьев. Ребята, как вы думаете, кто бы мог украсить нашу группу таким образом?

Дети: Это осень побывала у нас в гостях. Она оставила свои следы. Только осенью желтеют и опадают листья.

Воспитатель: Ачасем, хале султалакан хаш вахаче?

Дети: Керкунне.

Воспитатель: Терес, керкунне. Как вы думаете, в лесу сейчас красиво? А вам бы хотелось оказаться в лесу когда деревья стоят в золотом наряде? Ачасем, вармана кайапар-и?

Дети: Сапла.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. Ачасем калар-ха варманта менле суремелле?

Дети: Шаппан.

Воспитатель: Терес. Шаппан, меншен тесен эпир черчунсене тата кайаксене харатма пултаратпар. Ачасем, калар-ха, вармана менпе кайапар? Машинпа кайапар-и? (Сук) Автобуспа кайапар-и? (Сук) Мотоциклпа кайапар-и? (Сук)

Мы сегодня отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Встали под зонт. Мы закроем глаза, скажем волшебные слова и зонт перенесет нас в лес. Отправляемся в путь! Кусусене хупар. (Дети говорят слова и имитируют полет)

Дети: Перре, икке, виссе!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда нас перенес волшебный зонт. (Раздается пение птиц, воспитатель подводит детей к картине леса)

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в осенний лес. Как красиво в лесу! И воздух здесь чистый. Ребята, закройте глаза и послушайте звуки леса (дети слушают звуки леса). А теперь откройте глаза и давайте вдохнем аромат леса.Ситремер те вармана. Епле илемле варманта. Сывлаш та уса кунта, силе те лапкан верет. Ачасем эпир аста килтемер?

Дети: Вармана.

Воспитатель: Варман менле?

Дети: Пысак.

Воспитатель: Керкунне варман хитре-и?

Дети: Хитре.

Воспитатель: Керкунне варман менле? Осенью лес какой? (керхи)

Дети: пысак,хитре, керхи.

Воспитатель: Пахар-ха ачасем, мен чухле йывас усет варманта! Керкунне сулсасем мен тесле? Листья осенью какие?

Дети: Херле, сара, херле-сара,хамар, ылттан.

Воспитатель: Как можно сказать об этом одним цветом?

Дети: Разноцветные. (терле тесле)

Воспитатель: Ачасем ку менле йывас?

Дети: Хуран.

Воспитатель: Хуран аста усет?

Дети: Варманта.

Воспитатель: Хуран менле йывас?

Дети: Пысак,хитре,яштака.

(Индивидуальная работа по иллюстрациям с изображением деревьев)

Воспитатель: Подул сильный ветер и перепутал все листья. Ребята возьмите по одному листочку и подойдите к тому дереву, с которого он упал.

Дидактическая игра «С какого дерева упал листок»

(Дети подходят каждый к своему дереву. Воспитатель поочередно подходит к детям и спрашивает: чей ты листочек? )

Воспитатель: Ваня,кала, менле йывас сулси санра? (Дети отвечают)

Воспитатель: Молодцы ребята! Маттур ачасем! Все листочки нашли свои деревья! Прикрепите их на деревья. А теперь ребята представьте, что вы осенние листочки и закружимся вместе с листочками в осеннем вальсе. (В руках у детей листочки деревьев)

«Керхи сулсасем».

«Эпир сулсасем,керхи сулсасем

Йывас синче эпир ларатпар.

Силе верче, пире татса илче

Эпир савранатпар, весетпер

Сер сине шаппан укетпер».

(Дети поднимают руки вверх, делают покачивающие движения влево-вправо, дуют на листочки, кружатся вокруг себя и медленно приседают)

Воспитатель: Маттур, ачасем. А теперь нам пора отправиться дальше по лесу.

(Звучит фонограмма звуков птиц)

Воспитатель: Ребята, послушайте, что вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Ачасем пахар-ха хуран йывасе синче менле кайаксем ларассе?

Дети: Ула такка, хурчка, серси, касая, чакак, куккук, ула курак, уйап…

Воспитатель: : Маттур ачасем! Кайак ячесене пелетер эсир.Ребята давайте немного поиграем с птичками. Игра называется «Какая птичка улетела?» Кусусене хупар.(Дети закрывают глаза. В это время воспитатель прячет одну птичку) Кусусене усар. Ачасем, менле кайак вессе кайна? (Дети отвечают. Игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы были очень внимательны. А вы знаете, что не так легко живется маленьким птичкам, ведь у них много врагов. Приходится им прятаться от хищных птиц.. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ястреб летит». Вы все превращаетесь в маленьких птичек, машете крылышками, прыгаете, клюете семена. Как только я скажу, ястреб летит, вы улетаете в свои гнезда. Кого поймает ястреб, тот расскажет стихотворение или споет песню про осень. Саврашка тавар. Шутлакане Лиза пулать. Кам хурчка аллине лекет вал сава каласа парать. (Дети играют в игру «Ястреб летит»

«Вессе килчес кайаксем,

Печек, печек кайаксем.

Хавассан сикессе,

Перчесем сахассе

Хурчка килет» (Ястреб ловит одного ребенка, он рассказывает стих)

Ребенонк:«Верене , сака, палан,

Хуран,авас та юман.

Пер семье те пер таван

Куртам весене паян». (Игра продолжается)

Воспитатель: Маттур ачасем! Ребята витер поднялся. Дождик начал моросить. Облака плывут низко. Есть такая чувашская примета: если облака плывут низко, то будет дождь. Расскажите ребята, какие вы чувашские осенние приметы знаете? Ведь чувашский народ был мудрым, очень наблюдательным, и до нас дошло очень много примет.

Дети: 1. Если уродилось много рябины – зима будет холодной.

2. Кошка прячет мордочку – на холод.

3. Воробьи в свои гнезда пух собирают – перед холодом.

4. Облака идут против ветра – будет снег.

5. Если дождь начнет с утра, то продлится до вечера.

6. Если на Ильин день идет дождь – осень будет дождливой.

7.Если листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью-зима будет холодной, а если изнанкой – теплой, а если той и другой – умеренной.

8. Облака идут низко – будет дождь.

Воспитатель: Маттур ачасем! Сколько осенних примет вы знаете. Вставайте поскорее под зонт. Попрощаемся с лесом, скажем волшебные слова и зонт нас перенесет обратно в группу.

Дети: Сыва пул варман!

Воспитатель: Кусусене хупар. Шутлатпар: перре,икке, виссе! Кусусене усар. Вот и перенес нас зонт обратно в группу. Ребята, скажите где мы с вами сегодня были? Ачасем, калар-ха,эпир аста пултамар?

Дети: Варманта.

Воспитатель: Ачасем , менле варманта эпир пултамар? В каком лесу мы были?

Дети: Пысак, хитре, ылттан, керхи варманта.

Воспитатель: Ачасем килешре-и сире варманта?

Дети: Сапла.

Воспитатель: Ну а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: Сыва пулар, ханасем!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.