Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные наших лесов» в старшей группе
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«Дикие животные наших лесов»
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе»
Выполнила
Кунденок Гульнара Равилевна
воспитатель
МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок»,
г.о Тольятти.
Самара, 2023г.
Тема « Дикие животные наших лесов»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Задачи:
1) Уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных. Умение классифицировать, сравнивать, обобщать. («Познавательное развитие»)
2) Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Развивать двигательную активность детей. («Физическое развитие»)
5) Упражнять в использовании в речи качественных прилагательных, правильно согласовывать их с существительным («Речевое развитие»)
6) Обучать детей образовывать существительные при помощи суффиксов: -онок, -енок. («Речевое развитие»)
7) Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. («Речевое развитие»)
8) Учить правильно, образовывать в речи существительные множественного числа («Речевое развитие»)
9) Упражнять детей в составлении описательных рассказах о диких животных леса, используя план – схему («Речевое развитие»)
10) Развивать навык правильного употребления существительных в родительном падеже («Речевое развитие»)
Методы и приемы
- практические: игра с мячом, сюрпризный момент, физминутка, дидактические игры;
- наглядные: рассматривание картины «Животные в лесу», демонстрация картинок с изображением животных по теме;
- словесные: чтение письма, беседа, словесная игра
Материалы и оборудование:
Письмо от Незнайки, картинка с изображением Незнайки, коробка для посылки, картина «Животные в лесу», мячик, флажок, картинки с изображением диких животных и их детенышей (волк, медведь, еж, лось, олень, барсук, енот, кабан), значки-карточки с изображением животных (медведь и волк), мнемотаблицы по теме: «Дикие животные России», картинки с недорисованными частями тела у животных, карандаши.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Звери делают зарядку», игровое упражнение с мячом |
Игровая | Игровая ситуация «Письмо от Незнайки», «Отправляем посылку Незнайке» |
Коммуникативная | Беседа «Животные в лесу», составление описательного рассказа о диких животных с использованием мнемотаблиц, словесная игра «Скажи какой?» «Помоги найти маму, «Скажи ласково» «Один - много», ситуативные разговоры, вопросы |
Изобразительная | Рисование «Дорисуй и назови, чего не хватает у животного» |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Мотивационно-организационный | | Игровая ситуация «Письмо от Незнайки» |
| ||
Педагог говорит детям, что к нему пришло письмо от Незнайки из Солнечного города. Далее читает его: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу отправиться в путешествие в лес, но, к сожалению, ничего не знаю о диких животных. Я хочу попросить вас поделиться своими знаниями со мной. С нетерпением жду вашего ответа. Незнайка». Спрашивает детей готовы ли они помочь Незнайке? Cообщает, что как раз сегодня приготовила интересные и познавательные задания. Предлагает детям выполнить все задания правильно, а в конце занятия сложить в коробку (показывает красиво оформленную коробку) все картинки, рисунки, карточки с заданиями, которые дети выполнили и отправить посылку Незнайке. | Дети стоят полукругом, напротив воспитателя, слушают письмо от Незнайки. Отвечают на вопросы педагога хором. | ||||
Деятельностный | Закреплять в речи названия диких животных средней полосы. | Беседа по картине «Животные в лесу» | Называют животных, обобщают животных одним словом «дикие». | ||
Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Животные в лесу», ответит на вопросы: - Кого вы видите на картине? - Какие это животные? - Почему их называют дикими? - Каких диких животных вы знаете? (волк, медведь, еж, лось, барсук, кабан, олень) | Дети вместе с воспитателем подходят к картине, рассматривают ее, отвечают на вопросы хором и по одному. Каких животных они видят на картине, почему их называют дикими, каких диких животных они знают. | ||||
Упражнять в использовании в речи качественных прилагательных, правильно согласовывать их с существительным | Словесная игра «Скажи какой?» | Используют в речи прилагательные, согласовывая с существительными | |||
Педагог делит детей на подгруппы, предлагает детям пройти к столам, которые обозначены картинкой животных «волка» и «медведя», найти свой стол, достать из мешочка по одной картинке с животным, и рассказать какой (какая?) он (она) | Дети делятся на подгруппы, подходят к столам, ориентируясь на изображение своего значка (перед занятием у детей на одежде прикреплены картинки с изображениями животных «волка» и «медведя»), присаживаются, достают из мешочка по одной картинке и говорят по очереди о животном - какой? (какая?) Волк – зубастый, серый, голодный Медведь – косолапый, лохматый, огромный Еж – колючий, маленький, быстрый Лось - большой, быстрый, рогатый Барсук - пушистый, полосатый, когтистый, Олень - добрый, красивый, рогатый. Кабан - злой, быстрый, страшный | ||||
Обучать детей образовывать существительные при помощи суффиксов: -онок, -енок. | Дидактическая игра «Помоги найти маму». | Произносят названия детёнышей диких животных. Образуют существительные при помощи суффиксов: -онок, -енок. | |||
Воспитатель с помощью дидактической игры активизирует детей к деятельности: «А сейчас я хочу с вами немного поиграть. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте им поможем найти своих мам» На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Педагог предлагает собрать их вместе детенышей со своими мамами и назвать детенышей диких животных. | Дети сидят подгруппами за столами, отвечают на вопросы воспитателя, вспоминают и называют детёнышей диких животных. | ||||
Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме | Игра с мячом «Скажи ласково» | Образуют существительные в уменьшительно-ласкательной форме. | |||
Педагог бросает поочередно каждому ребенку мячик, называет дикое животное. | Дети встают в круг, по очереди бросает мячик обратно педагогу, при этом говоря про животное ласково. Волк - волчок Еж - ежик Медведь - мишенька, мишутка Кабан-кабанчик Олень-олешек Барсук-барсучок | ||||
| Физкультминутка «Звери делают зарядку» | | |||
Педагог предлагает детям отдохнуть и сделать физкультминутку, показывает движения в соответствии с текстом. (см. Приложение 1) | Дети стоят в кругу и повторяют движения за педагогом. | ||||
Учить правильно, образовывать в речи существительные множественного числа | Речевая игра «Один - много» | Дети правильно изменяют слова, образовывая в речи существительные множественного числа | |||
Педагог предлагает поиграть в игру «Один – много». Показывает карточку с изображением животного, называет существительное в единственном числе и передает флажок ребенку. Я начну, а вы продолжите: В лесу живет не одна белка, а много (белок, Не одна лиса, а много … (лис, Не один волк, а много … (волков, Не один заяц, а много … (зайцев, Не один еж, а много … (ежей, Не один медведь, а много … (медведей) . | Дети стоят в кругу, первый ребенок смотрит на карточку с изображением дикого животного, которую показывает педагог, называет дикое животное во множественном числе: много волков. Передает флажок по кругу другому ребенку, следующий ребенок смотрит на новую карточку с изображением животного, называет животное во множественном числе: много зайцев и т.д. | ||||
Упражнять детей в составлении описательных рассказов о диких животных средней полосы, используя план-схему (мнемотаблицу) | Составление описательного рассказа о диких животных с использованием мнемотаблиц | Составляют по описательный, связный рассказ о животном, опираясь на план-схему (мнемотаблицу) | |||
Предлагает придумать рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах, записать рассказы на диктофон, а диктофон с записями отправить Незнайке. | Дети сидят за столом внимательно слушают, рассматривают схему, по цепочке друг за другом, описывают дикое животное, опираясь на схему - мнемотаблицу (олень - большой, у него короткая коричневая шерсть, длинные ноги, животное спит под деревом, любит полакомиться свежей травой и листьями, у него большие ветвистые рога и сильные копыта.) | ||||
Учить детей определять и правильно называть части тела животных. Развивать навык правильного употребления существительных в родительном падеже | Творческая деятельность «Дорисуй и назови, чего не хватает у животного» | Дети называют части тела животных, употребляют в речи существительные в родительном падеже (хвоста, уха, лапы, иголок). | |||
Педагог раздает детям картинки с не дорисованными частями тела у животных. Просит детей сначала назвать, какая часть тела отсутствует у животного, а затем предлагает дорисовать недостающие части и раскрашивают картинки. | Дети сидят за столом, называют недостающие части тела, говорят, чего не хватает у животного: «У кабана не хватает хвоста. У лося не хватает рогов. У медведя не хватает лапы. У оленя не хватает копыта» Затем дополняют рисунок, недостающими частями, раскрашивают картинки | ||||
Заключительный | | Игровая ситуация «Отправляем посылку Незнайке» | | ||
Педагог хвалит детей. Вместе с детьми собирают посылку Незнайке. Кладут в коробку картину дорисованные картинки с дикими животными, диктофон с записью рассказов детей, картинки с изображением диких животных . Педагог закрывает посылку | Дети подходят к педагогу помогают сложить запись рассказов и рисунки в конверт для Незнайки. |
Приложение 1
Звери делают зарядку
Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)
Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)
Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)
Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)
Присед, (Присед.)
Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам
Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными, красивыми
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!