Конспект нод: «Рисование однопланового пространства в осеннем пейзаже» (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №15 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
«Рисование однопланового пространства в осеннем пейзаже»
КОНСПЕКТ НОД
(старшая группа)
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Яковлева Н.В.
педагог МБДОУ д/с №15
г.Белгород
Цель:
Создание условий для творческого самовыражения детей через овладение базовыми средствами композиции.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление об изобразительном искусстве, о пейзаже и художниках-пейзажистах; о базовых средствах композиции;
- продолжать знакомство с сезонными изменениями в природе; с картинами русских художников;
- закреплять навыки чтения схем с элементами логоритмики;
- формировать навыки графического рисования, умения логической группировки;
- осваивать рисование пальчиками в технике «отпечатка».
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух, точность зрительного восприятия, способность к комбинированию и преобразованию;
- совершенствовать зрительно-пространственные представления (представлений о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»);
- устанавливать связи между реальными предметами, их символами и имитационными движениями;
- развивать кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений; мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений;
- способствовать созданию эмоционального отклика от проделанной работы и ее результатов.
Коррекционные задачи:
- актуализировать словарный запас;
- формировать обобщающую функцию речи;
- совершенствовать выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Развитие изобразительной деятельности и творческих проявлений: различать многоплановое и одноплановое пространство при рисовании пейзажа.
Изобразительно-выразительные умения: продолжать знакомство с понятием «композиция», формировать ориентацию в пространстве.
Технические умения: учить рисованию пальчиками в технике «отпечатка», продолжать освоение графического рисования ровных и изогнутых линий.
Оборудование: подборка осенних пейзажей русских художников; образец готового рисунка; раздаточный материал для игры «Пространство»; демонстрационные картинки с разноплановым пейзажем; таблицы технологии «Перекодирование»; палитра с гуашью; емкость для воды; сухие и влажные салфетки; бумага для рисования; черный маркер.
Предварительная работа: разучивание таблицы технологии «Перекодирование» «Листик клена»; повторение осенних признаков, красок осени; рассматривание репродукций с осенним пейзажем.
Музыкальное сопровождение: композиция «Листик Клёна» муз. О.Павловой, сл. Н.Яковлевой
Словарная работа: ливень, цветовая палитра, пространство, композиция.
Содержание организованной деятельности детей
Этапы |
Приёмы |
Время |
Этап актуализации субъективного опыта |
1.Двигательно-звуковая игра: Педагог говорит детям о том, что к нам в детский сад пришли гости. Они шагали прямо по листве (дети вместе с педагогом трением ладошек показывают, как шуршат листья), спеша к нам, они перепрыгивали через замерзшие лужи (дети вместе с педагогом стучат ножками по полу)… Им так хотелось попасть в наш детский сад, что мелкий ноябрьский дождик их совсем не напугал (дети вместе с педагогом стучат пальчиками по столу). И вот … гости среди нас, ура (дети хлопают в ладоши)! Попробуем их удивить! 2. Вступительная беседа: Ребята, мы с вами только что показали и озвучили многие осенние приметы. Давайте проверим? Мы шуршали листочками, значит, что произошло с природой? (Правильно, опала листва). Замерзшие лужи говорят нам о чем? (О том, что на улице похолодало). А барабанящий дождик? (Напомнил об обильных осадках). А какие осенние приметы сможете добавить вы? (Дети добавляют) |
2 мин 2 мин |
Этап изучения и применения новых знаний и способов деятельности |
Технология «Перекодирование»: Педагог предлагает с помощью символов, звуков и движений запомнить осенние приметы (полустатичный вариант). «Приметы осени» Птицы улетают, (Махи ладошками) Листья опадают, (Вращение кистями рук) Звери засыпают, (Имитация с наклоном головы) Ливни заливают, (Пальчики барабанят по поверхности) Шапки одевают. (Имитация с подниманием рук) 4. Беседа Педагог говорит о том, что Царевна Осень снова поменяла осенние краски. Он просит перечислить осеннюю цветовую палитру. Далее он демонстрирует пейзажи И.Д. Левитана «Осень золотая» и «Осень в слободке» и просит определить, на какой из репродукций изображен октябрь, а на какой ноябрь. «Мы с вами тоже сегодня будем художниками пейзажистами. Что они рисуют? (Пейзаж). А что изображено на пейзаже? (Природа) Всмотритесь в осенний лес, скажите перед вами одноплановый пейзаж или многоплановый? Как вы определили? (Нарисованы деревья не только впереди, но и сзади). 5. Дидактическая игра «Пространство»: Педагог демонстрирует карточки с разноплановым пейзажем и просит детей назвать каждый. Педагог просит открыть конверты, достать элементы пейзажа. «Что перед вами (Елочки, домики и речка). Попробуйте выложить пейзаж на своем листе так, чтобы крупные элементы под № 1 были впереди, мелкие элементы под №3 оказались на заднем плане, а средний (под №2) поместите посередине». (Далее предлагаются варианты). |
3 мин 2 мин 3 мин |
Физразминка |
Графическая кодировка в музыкальном оформлении: «Листик клена» Листик клена вниз сорвался. (Имитация с приседанием) Закружился над землей. (Имитация с вращением туловища) От ствола к стволу метался, (Наклоны к обеим ногам) И застыл, найдя покой. (Имитация с возвращением на места) |
2 мин |
Изучение и применение новых знаний и способов деятельности |
Практическая работа «Ноябрьский пейзаж»: Педагог демонстрирует детям этап графического рисования: - обозначаем линию горизонта; - находим середину листа, где рисуем волнистую линию; - справа рисуем линию-крючок; -слева рисуем прямую линию. Дети выполняют показанные этапы. Далее педагог демонстрирует детям этап пальчикового рисования: - окунаем указательный пальчик в желтую краску, оставляем отпечатки по бокам трех линий; - окунаем пальчик в красную краску, дорисовываем макушки на трех линиях; - окунаем пальчик в коричневый, дополняем линии листьями; - окунаем пальчик в зеленый, отпечатывая листву на переднем плане. *Как вариант педагог предлагает по желанию создать многоплановый пейзаж. |
10 мин |
Рефлексия |
Педагог спрашивает, сколько планов имеет нарисованный пейзаж (Один). «Значит, пространство нашего пейзажа имеет одноплановую композицию». «Пантомима» Дети в тематической пантомиме (в нашем случае осенние растения) должны показать результаты своей работы. Например: ветки растений вверх – довольны; веточки вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. |
1мин |