Конспект нод: «Рисование однопланового пространства в осеннем пейзаже» (старшая группа)

2
0
Материал опубликован 9 December 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №15 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

«Рисование однопланового пространства в осеннем пейзаже»

КОНСПЕКТ НОД

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Яковлева Н.В.

педагог МБДОУ д/с №15

г.Белгород

Цель:

Создание условий для творческого самовыражения детей через овладение базовыми средствами композиции.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление об изобразительном искусстве, о пейзаже и художниках-пейзажистах; о базовых средствах композиции;

- продолжать знакомство с сезонными изменениями в природе; с картинами русских художников;

- закреплять навыки чтения схем с элементами логоритмики;

- формировать навыки графического рисования, умения логической группировки;

- осваивать рисование пальчиками в технике «отпечатка».

Развивающие:

- развивать слуховое внимание, двигательную память и фонематический слух, точность зрительного восприятия, способность к комбинированию и преобразованию;

- совершенствовать зрительно-пространственные представления (представлений о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»);

- устанавливать связи между реальными предметами, их символами и имитационными движениями;

- развивать кинестетические ощущения, мимику, пантомимику, организацию пространственных движений; мелодико-интонационные и просодические (греч. prosodia – ударение, мелодия) компоненты, творческую фантазию и воображение.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать умения перевоплощаться, выражать эмоции и грацию движений;

- способствовать созданию эмоционального отклика от проделанной работы и ее результатов.

Коррекционные задачи:

- актуализировать словарный запас;

- формировать обобщающую функцию речи;

- совершенствовать выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Развитие изобразительной деятельности и творческих проявлений: различать многоплановое и одноплановое пространство при рисовании пейзажа.

Изобразительно-выразительные умения: продолжать знакомство с понятием «композиция», формировать ориентацию в пространстве.

Технические умения: учить рисованию пальчиками в технике «отпечатка», продолжать освоение графического рисования ровных и изогнутых линий.

Оборудование: подборка осенних пейзажей русских художников; образец готового рисунка; раздаточный материал для игры «Пространство»; демонстрационные картинки с разноплановым пейзажем; таблицы технологии «Перекодирование»; палитра с гуашью; емкость для воды; сухие и влажные салфетки; бумага для рисования; черный маркер.

Предварительная работа: разучивание таблицы технологии «Перекодирование» «Листик клена»; повторение осенних признаков, красок осени; рассматривание репродукций с осенним пейзажем.

Музыкальное сопровождение: композиция «Листик Клёна» муз. О.Павловой, сл. Н.Яковлевой

Словарная работа: ливень, цветовая палитра, пространство, композиция.


Содержание организованной деятельности детей

Этапы

Приёмы

Время

Этап актуализации субъективного опыта

1.Двигательно-звуковая игра:

Педагог говорит детям о том, что к нам в детский сад пришли гости. Они шагали прямо по листве (дети вместе с педагогом трением ладошек показывают, как шуршат листья), спеша к нам, они перепрыгивали через замерзшие лужи (дети вместе с педагогом стучат ножками по полу)… Им так хотелось попасть в наш детский сад, что мелкий ноябрьский дождик их совсем не напугал (дети вместе с педагогом стучат пальчиками по столу). И вот … гости среди нас, ура (дети хлопают в ладоши)! Попробуем их удивить!

2. Вступительная беседа:

Ребята, мы с вами только что показали и озвучили многие осенние приметы. Давайте проверим? Мы шуршали листочками, значит, что произошло с природой? (Правильно, опала листва). Замерзшие лужи говорят нам о чем? (О том, что на улице похолодало). А барабанящий дождик? (Напомнил об обильных осадках).

А какие осенние приметы сможете добавить вы? (Дети добавляют)

2 мин

2 мин

Этап изучения и применения новых знаний и способов деятельности

Технология «Перекодирование»:

Педагог предлагает с помощью символов, звуков и движений запомнить осенние приметы (полустатичный вариант).

«Приметы осени»

Птицы улетают, (Махи ладошками)

Листья опадают, (Вращение кистями рук)

Звери засыпают, (Имитация с наклоном головы)

Ливни заливают, (Пальчики барабанят по поверхности)

Шапки одевают. (Имитация с подниманием рук)

4. Беседа

Педагог говорит о том, что Царевна Осень снова поменяла осенние краски. Он просит перечислить осеннюю цветовую палитру.

Далее он демонстрирует пейзажи И.Д. Левитана «Осень золотая» и «Осень в слободке» и просит определить, на какой из репродукций изображен октябрь, а на какой ноябрь.

«Мы с вами тоже сегодня будем художниками пейзажистами. Что они рисуют? (Пейзаж). А что изображено на пейзаже? (Природа)

Всмотритесь в осенний лес, скажите перед вами одноплановый пейзаж или многоплановый? Как вы определили? (Нарисованы деревья не только впереди, но и сзади).

5. Дидактическая игра «Пространство»:

Педагог демонстрирует карточки с разноплановым пейзажем и просит детей назвать каждый.

Педагог просит открыть конверты, достать элементы пейзажа. «Что перед вами (Елочки, домики и речка).

Попробуйте выложить пейзаж на своем листе так, чтобы крупные элементы под № 1 были впереди, мелкие элементы под №3 оказались на заднем плане, а средний (под №2) поместите посередине».

(Далее предлагаются варианты).

3 мин

2 мин

3 мин

Физразминка

Графическая кодировка в музыкальном оформлении:

«Листик клена»

Листик клена вниз сорвался. (Имитация с приседанием)

Закружился над землей. (Имитация с вращением туловища)

От ствола к стволу метался, (Наклоны к обеим ногам)

И застыл, найдя покой. (Имитация с возвращением на места)

2 мин

Изучение и применение новых знаний и способов деятельности

Практическая работа «Ноябрьский пейзаж»:

Педагог демонстрирует детям этап графического рисования:

- обозначаем линию горизонта;

- находим середину листа, где рисуем волнистую линию;

- справа рисуем линию-крючок;

-слева рисуем прямую линию.

Дети выполняют показанные этапы.

Далее педагог демонстрирует детям этап пальчикового рисования:

- окунаем указательный пальчик в желтую краску, оставляем отпечатки по бокам трех линий;

- окунаем пальчик в красную краску, дорисовываем макушки на трех линиях;

- окунаем пальчик в коричневый, дополняем линии листьями;

- окунаем пальчик в зеленый, отпечатывая листву на переднем плане.

*Как вариант педагог предлагает по желанию создать многоплановый пейзаж.

10 мин

Рефлексия

Педагог спрашивает, сколько планов имеет нарисованный пейзаж (Один). «Значит, пространство нашего пейзажа имеет одноплановую композицию».

«Пантомима»

Дети в тематической пантомиме (в нашем случае осенние растения) должны показать результаты своей работы. Например:

ветки растений вверх – довольны;

веточки вниз – не довольны,

закрыть лицо руками – безразлично.

1мин

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.