Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Беседа о доброте»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:
«Беседа о доброте»
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представление о доброте как о неотъемлемом качестве человека.
Формировать умение анализировать свои поступки и поступки товарищей.
Развивающие:
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение; монологическую речь, умение отвечать на вопросы.
Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к людям, животным.
Формы организации детской деятельности: игровая (дидактическая игра «Скажи наоборот», «Дерево Доброты»; познавательно-исследовательская (работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки»; коммуникативная (беседа о доброте, речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…»); восприятие художественной литературы (чтение стихотворения «Как научиться доброте» А. Лопатина, М. Скребцова); двигательная («Улыбнись всем», «Тропинка доброты»), релаксационная (психологическое упражнение «Прикосновение к обиде»).
Методы и приемы:
практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);
наглядные: рассматривание сюжетных картинок;
словесные: беседа, чтение стихотворения.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеевой «Волшебное слово», С. Образцова «Так нельзя, а так можно», разбор проблемных ситуаций, беседы по данной теме.
Оборудование и материалы: аудиозапись песни «Что такое доброта» (исп. Барбарики), цветы (приложение 1), шкатулка, сюжетные картинки (приложение 2), кружочки «зеленые и красные», солнышки (приложение 3), дерево доброты (приложение 4), сердечки (приложение 5), клей карандаш, стихотворение «Как научиться доброте» (А. Лопатина, М. Скребцова), тихая, спокойная музыка.
Структура занятия:
Вводная часть.
Вступительное слово.
Игровая разминка «Улыбнись всем».
Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть.
Беседа по теме занятия.
Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде».
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Физкультминутка «Тропинка доброты».
Работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки».
Речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…».
III. Заключительная часть.
Дидактическая игра «Дерево доброты».
Чтение стихотворения «Как научиться доброте» (А. Лопатина, М. Скребцова).
Подведение итогов занятия.
Ход НОД:
(Дети с воспитателем входят в группу под песню «Что такое доброта», становятся полукругом).
Воспитатель: Ребята, я рада видеть ваши добрые глазки, лучистые личики! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся и подарим частичку своего тепла.
Игровая разминка «Улыбнись всем».
Станем все скорее в круг,
Слева друг и справа друг.
Тому, кто справа – улыбнись,
Тому, кто слева – улыбнись,
Тому, кто справа – руку дай.
Тому, кто слева – руку дай.
И в центр круга ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Вернись обратно – улыбнись,
Теплом сердечка поделись! 2
Воспитатель: Я желаю вам доброго дня и бережного отношения друг к другу.
Присаживайтесь на стульчики (дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом).
– Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве для человека – о доброте. Узнаем, что дает человеку доброта и в чем она проявляется.
– Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
Примерные ответы детей: Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь, сочувствие, радость, нежность.
Воспитатель: Верно. Доброта – это желание человека сделать что-то хорошее для окружающих, улыбка, подаренная людям, любовь к своим близким, забота о них. Доброта – это заботливое отношение ко всему живому на земле. Доброта проявляется в ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами.
– Кто такой добрый человек?
Примерные ответы детей: Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.
Воспитатель: С чем всегда борется добро?
Примерные ответы детей: Со злом.
Воспитатель: А какого человека называют злым?
Примерные ответы детей: Обижает слабых, говорит плохие слова, не заботится о животных.
Воспитатель: Да, плохие поступки совершают, не задумываясь, от обиды, огорчения, гнева. А если вдруг у кого-то в сердце обида, то мы все это легко исправим.
Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде».
Воспитатель: Ребята, возьмите цветок, сомните его. Пусть «плохое настроение» останется в этих смятых комочках, а я их соберу в шкатулку и спрячу.
– Знаете, а добро бывает разное. Одно добро можно увидеть: это поступки, хорошие дела. Другое – можно услышать: это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое ни увидишь, не услышишь, но очень хочется, чтобы оно было в каждом человеке. Это доброе сердце.
– Ребята, давайте изменим слова с помощью добрых слов.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Злой – … (добрый)
Грубый – … (ласковый)
Грустный – … (веселый)
Забрать – … (отдать)
Ругать – … (хвалить)
Враг – … (друг)
Обидеть – … (защитить)
Плакать – … (смеяться)
Огорчить – … (обрадовать)
Сломать – … (починить)
Слабый – … (сильный)
Зло – … (добро)
Горе – … (радость)
Воспитатель: Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов. А давайте сейчас прогуляемся по тропинке доброты, встанем в круг (дети создают круг, и выполняют движение на месте по тексту).
Физкультминутка «Тропинка доброты».
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),
И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).
Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).
Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),
Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).
Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)
Раз, два, три,
На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)1.
Воспитатель: Как хорошо погуляли, отдохнули. Присаживайтесь на стульчики.
Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки».
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне по очереди, возьмите картинку. Посмотрите внимательно на картинку: опишите поступок, изображенный на рисунке. Хороший это поступок, или плохой? Если это хороший поступок – выберите зеленый кружочек, а если плохой – красный (дети выбирают кружочки и объясняют свой выбор).
– Молодцы, я знаю, что вы у меня дети с добрыми сердцами.
Дальше игру начинаем,
На вопросы отвечаем:
«Это я, это я, это все мои друзья…», или
«Нет не я, нет не я, это все не про меня…».
Речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…».
Кто в автобусе молчит, не шумит и не кричит? (ответы детей)
Кто подкармливает птиц: снегирей, ворон, синиц? (ответы детей)
Кто прощенья попросил, если плохо поступил? (ответы детей)
Кто идет, ворон считает, всех на улице толкая? (ответы детей)
Малышей не обижает и всегда им помогает? (ответы детей)
Кто внимательным бывает, старшим место уступает? (ответы детей)
Кто с друзьями любит драться и со взрослыми ругаться? (ответы детей)
Кто природу обижает, мух, жучков уничтожает? (ответы детей)
Кто девчонок защищает, за косички их не тянет? (ответы детей)
Мусор на пол кто бросает, за собой не убирает? (ответы детей)
Кто игрушки убирает, дома маме помогает? (ответы детей)3.
Воспитатель: Умнички! Всегда и везде делайте только добрые дела. Ребята посмотрите на шкатулку, куда мы сложили комочки «плохого настроения», она светится изнутри (открываю шкатулку, в которой лежат солнышки).
– Мы с вами говорили, что добро, как солнышко, согревает человека. А от тепла все растет и расцветает. Положите руку на сердце, закройте глазки и вспомните добрые дела и поступки, которые вы знаете, или сами совершили.
Дидактическая игра «Дерево доброты».
Воспитатель: Возьмите сердечко, расскажите об этом поступке и наклейте сердечко на дерево (звучит тихая, спокойная музыка, дети называют добрые дела и приклеивают к дереву сердечки).
– Молодцы! Ребята, доброта живет на свете только в добром сердце и в доброй душе. Доброе дело, всегда дружит с добрым словом. Давайте помнить об этом и стараться быть добрыми по отношению друг к другу.
Стихотворение «Как научиться доброте» (А. Лопатина, М. Скребцова).
«Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
Я желаю, чтобы с вами людям было веселей
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей».
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу.
– Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
– Что вам больше всего понравилось? / Что не понравилось?
– Что было самым интересным?
Давайте с помощью пальчика покажем свое настроение (палец вверх – веселое, палец вниз – грустное настроение) и скажем все вместе друг другу спасибо!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зуборева И.С. Конспект занятия «Встреча с Добронравой» [Электронный ресурс] // URL: http//www.infourok.ru/article.php (дата обращения 07.10.2018 г.).
Ковалевич Н.Г. Методическая разработка «Игрокопилка» / Н.Г. Ковалевич. – Каргат, 2013.
Ряполова Е. Конспект НОД в средней группе «Дорогою добра» [Электронный ресурс] // URL: http//www.maam.ru/article.php (дата обращения 07.10.2018 г.).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Перминова Елена Федоровна
Валько Татьяна Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Валько Татьяна Николаевна
Янакова Ольга Александровна
Валько Татьяна Николаевна
Шарандина Валентина Владимировна
Валько Татьяна Николаевна
Белик Яна Юрьевна
Валько Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Валько Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Валько Татьяна Николаевна