Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Правда и ложь»

2
0
Материал опубликован 4 December 2021

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Правда и ложь»

Цели: формировать представление детей о правде и лжи.

Задачи:

Воспитательная:

• Воспитывать нравственные качества: честность, справедливость; учить детей всегда говорить правду.

Образовательные:

формировать представление о понятиях «правда» и «ложь»

совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

совершенствовать познавательную активность.

Развивающие:

стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Оборудование: сказка «Маша и волшебное варенье» (по сюжету мультфильма), ТРИЗ- технология «Волшебная коробочка», иллюстрация.

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы:

Наглядные: демонстрация иллюстраций.

Словесные: беседа, творческие задания, обсуждение рассказа, пословиц и поговорок о правде и лжи

Формы: игровая, вариативно-информационная.

Ход НОД:

Воспитатель: Доброе утро, ребята!
 Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение. (упражнение на дыхание)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце, а поможет нам это сделать волшебный цветок (игра «Скажи комплимент») Предлагаю вам передавать цветок друг другу, сказать что-то хорошее про него. Вот только говорить нужно только правду.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе, как вы заметили лежит волшебная коробочка. Вам интересно, что в ней? Давайте попробуем отгадать. Поможет нам в этом загадка

Не дерево, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает (книга)

Сегодня перед вами книга с очень интересной и поучительной сказкой «Маша и волшебное варенье». Предлагаю вам ее послушать..

Чтение сказки:

Сварила бабушка варенье. Положила его в стеклянную банку и поставила в шкаф на полку.

- Вот Машенька – сказала бабушка внучке Маше – будет у нас на зиму малиновое варенье.

- До зимы еще, ох, как долго ждать! – подумала Маша. – А варенье, наверное, вкусное-превкусное… Съем-ка я всего одну ложечку. А бабушка и не заметит даже. Тем временем бабушка в саду уснула.

- Вот и хорошо – подумала Маша. – Пусть отдыхает. Нашла Маша ложку. Ложка, правда, не маленькая. Ну что поделаешь – разве она виновата, что в доме нет маленькой ложки?!

- Вкусно! – думает Маша. Только с одной ложки разве можно варенье как следует распробовать?

- Всё. Съем последнюю ложку и поставлю варенье на место. Ну теперь самую последнюю. – Сказано-сделано.

Посмотрела Маша на банку, а варенья-то совсем немного осталось. - Этого на зиму не хватит – подумала Маша. – Доем-ка я всё без остатка.

А тут бабушка из сада зовёт:

- Маша, Машенька! Маша, кто же это варенье съел?

- А это не я – говорит Маша. – Это Мурка наша варенье съела. Мурка.

- Неужели Мурка? Что ж с ней бедной теперь будет! Ай-ай-ай! Варенье-то это не простое, а волшебное. Кто больше одной ложки съест, станет маленькой, как напёрсток.

- Что же теперь со мной будет?! Быть такого не может. Кыш-кыш! Это бабушкино варенье!

- Пожалела обжора! Ужасно, ужасно! Жуткая обжора!

- Не бойся, девочка!

- Ты кто? – А ты кто? – Я Маша. – А я мыша.

- Ты мышка? – удивилась Маша. – А почему ты такая большая?

- Я не большая, это просто ты маленькая.

- А, это потому что я варенье съела, а на кошку Мурку наговорила будто это она.

- И правильно сделала! Теперь кошке влетит! Ну пока!

- Ах, Маша, Маша! Как тебе не стыдно! Зачем ты сказала бабушке, что это я съела варенье? Что же теперь бабушка обо мне подумает? Ведь я всю жизнь была честной кошкой.

- Бабушка, бабушка! Это я съела варенье! Это я! Бабушка, милая! Это я варенье съела – призналась Маша. – Прости меня, я больше не буду.

- А я ведь сразу поняла, что это ты сделала, Маша – сказала бабушка. – Потому что кошки варенье не едят. Мяу.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Как поступила Маша? Почему?

- Зачем девочка свалила свою вину на кошку?

- Как вы думаете, почему Маша все же призналась в своем поступке?

- Как называется поступок Маши?

- Как вы думаете, Маша еще будет так поступать?

- Всегда ли вы говорите родителям, друзьям, воспитателям правду?

Дети: отвечают на вопросы.

Воспитатель: молодцы ребята. Действительно, Маша обманула бабушку. Маша знала, что поступила неправильно, но не призналась, что съела варенье она. Скорее ей не хватало смелости признаться. Но кошку Мурку она пожалела, ведь она и правда всегда была честной кошкой. Рано или поздно неправда всегда раскрывается. И тогда человеку становиться очень неприятно. Обман – не украшает человека. Лучше всегда говорить правду, какой бы она не была.

Пальчиковая игра «Ложь и правда»

Если пальчики грустят – это правду они хотят ( пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – обманул их кто-то значит (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – мы их правдой всех согреем«моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем ( поочередно, 1 вверху, 1 внизу

Гладить ласково начнем ( гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко ( скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачок)

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая у нас красивая коробочка.

Как вы думаете что в ней?

Дети: конфеты, книги, машинки, картинки.

Воспитатель: давайте откроем коробочку и посмотрим, что здесь (сюжетная картинка)

t1638611061aa.jpg

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? (обсуждение ситуации)

Воспитатель: а если человек обманывает, он какой?

Дети: лживый, нечестный, трусливый

Воспитательчеловек который не обманывает, значит он еще какой?

Дети: смелый,честный

Воспитатель: как вы думаете, правду можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: Как вы думаете, обман или правду можно назвать хорошим поступком?

Воспитатель: сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать и заменять слова на хорошие. Игра «Замени хорошими словами»

Злой- добрый,

Грубый- ласковый,

Отнять- отдать,

Поругать- похвалить,

Ленивый- трудолюбивый,

Обидеть- защитить,

Огарчать- обрадовать,

Грустный- веселый,

Крикливый- молчаливый,

Трусливый- храбрый.

Физкультминутка «Улыбнитесь»

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое правда, а что такое ложь? Давайте проверим: поиграем в игру «Правда или ложь»

Пустой теремок нашла мышка-норушка? (да)

Ночью светит солнце? (нет)

Коровы дают молоко? (да)

Пожарный лечит людей? (нет)

Пончики делают из теста? (да)

Май - это летний месяц? (нет)

Семерых козлят съела лиса? (нет)

Мыши не охотятся на кошек? (да)

В борщ добавляют свёклу? (да)

Слонёнок - это детёныш слона? (да)

Пекарь умеет готовить выпечку? (да)

После осени наступает лето? (нет)

Вода превращается в лед на морозе? (да)

Мышка разбила золотое яичко курочки Рябы? (да)

Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы! Желаю вам всегда делать выбор в пользу правды, а не обмана. Просить прощения, если где-то вы не смогли сказать правду. И в конце нашей встречи я хочу вам прочитать стихотворение


Никого не красит ложь!


Никого не красит ложь!

Если хоть разок соврешь,

Друга можешь потерять,

Будешь врать опять, опять.

 

Знают взрослые и дети:

Ложь затягивает в сети.

Нелегко их разорвать —

Лучше никогда не врать!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации