Конспект НОД на тему "Русская матрешка" для детей средней группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВООЗЕРНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 32«ЯКОРЕК»
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по нравственно – патриотическому воспитанию
на тему: «Русская матрешка»
для детей средней группы
Воспитатель: Ивановская-Дрозденко Алла Жановна
г.Евпатория, 2023
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
Тема: «Русская матрешка»
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.
Задачи: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой; способствовать развитию речи, внимания, наблюдательности;
-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства; развивать творческую активность; воспитывать любовь к народному искусству; содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир,символ.
Предварительная работа:
Беседы о Родине,рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России, отгадывание загадок и разучивание стихотворений о матрёшке.
Оборудование: матрёшка пятикукольная, подарочная коробка, аудиозапись песни «Нет Родины милее», иллюстрации с изображением этапов изготовления матрешки, матрешки-раскраски, цветные карандаши, маленькие матрешки - подарки длядетей.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках, звучит аудиозапись песни «Нет Родины милее».
Воспитатель: Ребята, о чем поется в песне, которую вы сейчас слушали? (о Родине).
- Ребята, чтотакое Родина? (это место, где мы родились,где живут наши родные, это наша родная земля, наша страна и т.д.)
- Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- У каждой страны есть свои символы: государственные и народные. Вспомните и назовите народные символы России. (береза, ромашка, балалайка, самовар).
-Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним народным символом Росии, он спрятался в той коробке. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, нужно отгадать загадку:
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская...( матрёшка).
Воспитатель: Конечно, это Матрешка! - Посмотрите, какая она яркая и нарядная! (дети любуются матрешкой, рассказывают, во что она одета, из какого материала изготовлена, воспитатель дает детям потрогать матрешку, определить, какая она на ощупь).
Затем воспитатель читает стихотворение «Матрешка» (чтение сопровождается показом).
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех, чуть-чуть больше, чем орех.
Воспитатель: Ребята, матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви и согласия.
Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память.
-Ребята, а знаете ли вы, как в России появилась матрешка?
-Не знаете? Тогда послушайте сказку.(рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).
- Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
Однажды в гости к купцу пришел мастер, по фамили Звездочкин, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Увидел мастер необычную игрушку и задумал он сделать для детей необычную куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер Звездочкин. Дайка я позову художника, пусть раскрасит её. Художник Сергей Малютин украшал их красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки.
Мастер очень долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.
- Вот так выглядели первые матрёшки.
Воспитатель: С тех пор стали делать матрёшек в разных городах. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Появились семёновские, вятские, загорские, полхов-майданские матрёшки.(показ иллюстраций)
Воспитатель:Вот так ребята родилась русская матрёшка.
- Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.
Проводится физминутка «Веселые матрешки».
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад привезли необычных матрешек, которых не успели украсить на фабрике. Посмотрите на них. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.
Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам, стать красивыми, и нарядными. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. Будем наряжать матрёшек (вспоминают правила работы).
Воспитатель: Перед вами шаблон матрёшки, вы на своё усмотрение украсьте ее.
Перед работой обязательно нужно размять пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Матрешки».
Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки)
Разноцветные одежки. (шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (загибаем поочередно пальцы на правой руке)
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять (начиная с большого)
Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)
Дети приступают к работе. (раскрашивают шаблоны матрешек).
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям индивидуальную помощь.
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? (о матрешке)
-Что вам понравилось, запомнилось больше всего?
-Что было для вас сложным?
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек. (воспитатель раздает подарки детям).